Рабочая программа и КТП для 8-9 классов (по авторской программе Н. Д. Угриновича)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по информатике для 8-9 класов

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 -9 класов общеобразовательной школы составлена с учетом:

  • примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • авторской программы Н.Д. Угриновича (Базовый курс «Информатика и ИКТ в 8-9 кл.)

  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Рабочая программа рассчитана на 105 часов:

35 часов (1 час в неделю) в 8 классе,

70 часов (2 часа в неделю) в 9 классе.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов и контрольных работ на уроках обобщения и применения знаний.

Практические, тестовые и контрольные работы используемые при обучении взяты из дидактического материала составленного к УМК.

Срок реализации данной программы 3 года.

Практические работы в 8 классе № 1-22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практикумы № I-IV вынесены на практические занятия. Контрольных работ -2, тестовых работ -3.

Практические работы в 9 классе № 31, 32, 33, 39 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы № 23 - 30, 34 -38, 40 -55 интегрируются в практикумы и проводятся с делением класса на подгруппы; контрольных работ - 4, тестовых работ - 6.

Цели и задачи курса:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
    информации, информационных процессах, системах, технологиях и
    моделях;

  • Овладение умениями работать с различными видами информации с
    помощью компьютера и других средств информационных и
    коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
    информационную деятельность и планировать её результаты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
    способностей средствами ИКТ;

  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом
    правовых и этических аспектов её распространения; избирательного
    отношения к полученной информации;

  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни,
    при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
    деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на
    рынке труда.

Содержание тем учебного курса информатики

8 класс

Информация и информационные процессы (4 часа)

Информация. Информатика. Информация в живой природе. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Измерение количества информации (содержательный подход). Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации. Создание текстовых документов.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)

Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера. Процессор. Устройства ввода информации. Внутренняя память компьютера. Долговременная память. Носители информации. Файлы и папки. Форматирование дисков. Файловая система. Операции над файлами Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.

Информационные технологии. Обработка текстовой информации (14 часов)

Создание и простейшее редактирование документов. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля. Гипертекст. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать текста.

Информационные технологии. Обработка графической информации ( 4 часа)

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Информационное пространство компьютера. Кодирование числовой информации. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Электронные таблицы. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.

Мультимедийные технологии (9 часов)

Компьютерные презентации. Звуки и видеоизображения. Создание текста слайдов. Использование микрофона и проектора. Запись музыки. Монтаж информационного объекта. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.

9 класс

Обработка числовой информации ( 6 часов)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки и ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

Представление информации ( 6 часов)

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представлении е текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Алгоритмы и исполнители (19 часов)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок -схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Алгоритмические конструкции: ветвление. Алгоритмические конструкции: повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования и их классификация. Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Turbo Pascal. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы. Алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Формализация и моделированне ( 8 часов)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. Диаграммы. Планы. Карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Хранение информации ( 4 часа)

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Комуникационные технологии ( 12 часов)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.Архивирование и разархивирование. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Информационные технологии в обществе (6 часов)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Учебно - тематический план

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

В том числе на:

уроки

Тестовые работы

Практические работы

Контрольные работы

8 класс

Информация и информационные процессы

4

4

1

1

1

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

4


3


Информационные технологии. Обработка текстовой информации

14

13

1

11


Информационные технологии. Обработка графической информации

4

3

1

4


Мультимедийные технологии

9

7


7

1

Итого 8 класс

35

31

3

26

2

9 класс

Обработка числовой информации

6

5

1

5


Представление информации

6

6

1

4


Алгоритмы и исполнители

19

18


7

1

Формализация и моделирование

8

7

1

7

1

Хранение информации

4

3

1

3


Коммуникационные технологии

12

11

1

9

1

Информационные технологии в обществе

6

5

1

4

1

Итого 9 класс

70

64

6

32

4

Требования к уровню подготовки обучающихся:

8 класс

Учащиеся должны:

  • Иметь представление об информации Знать виды информации, примеры источников и приемников информации.

  • Уметь различать декларативные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных сообщений

  • Знать виды информационных процессов, их характеристики.

Уметь перечислять свойства информации в форме сообщений, знаний, СМИ.

  • Приводить примеры информационных процессов из жизни человека, природы, техники.

  • Знать единицы измерения количества и скорости передачи информации.

  • Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую.

  • Знать основные компоненты компьютера и их функции.

Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках его компонентов.

  • Знать программный принцип работы компьютера. Уметь перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки

  • Уметь создавать файлы и пользоваться файловой системой

  • Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс.

  • Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование.

  • Иметь представление о параметрах шрифта.

  • Уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов

  • Иметь представление о вставке в документ графических объектов.
    Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы и графические объекты.

  • Иметь представление о системе правописания.

  • Уметь выделять абзацы, заголовки.

  • Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.

  • Знать состав гиперссылки. Уметь создавать закладки и ссылки.

  • Уметь выделять изменения.

  • Уметь распознавать текст.

  • Иметь представление о возможностях компьютерных словарей. Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода.

  • Уметь сохранять документ в различных текстовых форматах, печатать документ, сохранять документ.

  • Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации.

  • Знать интерфейс графических редакторов.

  • Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редакторами Paint.

  • Уметь использовать шаблоны и примитивы, конструировать объекты, производить геометрические преобразования

  • Знать форматы графических файлов.

  • Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты.

  • Уметь создавать графический объект

  • Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций,

  • Основные правила создания компьютерных презентаций, записи
    музыки, видеоизображений, уметь демонстрировать свою презентацию

  • Уметъ создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде презентации

с использованием шаблонов

• Уметь создавать и обрабатывать видеофильм.

9 класс

Учащиеся должны:

  • Знать понятие алгоритма, как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя;

  • Знать способы записи алгоритмов, свойства алгоритмов;

  • Иметь представление об исполнителе (общая схема знакомства, СКИ, среда);

  • Уметь строить и исполнять алгоритмы для учебного исполнителя;

  • Уметь находить и исправлять ошибки в алгоритмах;

  • Уметь формально записывать решение, пользуясь заданными параметрами и обозначениями;

  • Приводить примеры различных исполнителей и программ;

  • Уметь создавать базы данных, вводить и редактировать, сортировать записи в БД;

  • Иметь представление о локальных и глобальных сетях;

  • Уметь пользоваться электронной почтой, ресурсами Интернета.

  • Знать основы информационной этики и информационной безопасности.

Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.

Оценка практических работ

Оценка «5»

 выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

 проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

 соблюдает правила техники безопасности;

 в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

 правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

• в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится,если

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

• работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

 ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

• допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

Педагогические технологии используемые на уроках

Название технологии

Результат использования

1

Развивающее обучение

Всестороннее гармоничное развитие личности

2

Проблемное обучение

Разработка новых подходов к объяснению нового материала

3

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий, формирование практико-лабораторной базы

4

Технология блочно-модульного обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения, разработка мониторинга

5

Лекционно - зачётная система

Повышение качества обученности на базе на базе отработки образовательных стандартов

6

Технология игрового обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

7

Технология перспективно - опережающего обучения

Развитие навыков публичного обучения

8

Информационно - коммуникативные технологии

Использование обучающего программирования развития навыков работы с компьютером, в Интернете

9

Обучение в сотрудничестве

Развитие взаимоответственных способов обучения при поддержке одноклассников

10

Технология уровневой дифференциации

Отработка образовательных стандартов

11

Проектные методы обучения

Выход проектов за рамки предметного обучения

Условные обозначения

Типы уроков:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ - урок закрепления изученного материала.

УПЗУ - урок применения знаний и умений.

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений

. КУ - комбинированный урок

Виды контроля:

С - самостоятельная работа

Т - тест

К - контрольная работа

Перечень учебно -методического обеспечения:

  1. Информатика- 8. Базовый уровень. Н.Угринович. Бином 2009.

  2. Информатика - 9. Базовый уровень Н. Угринович Бином 2009 г.

  3. Практикум по информатике. Н.Угринович. Бином 2009 г.


Список литературы


Для учителя:

1.Методическое пособие для учителей Н.Д. Угринович «Преподавание курса «Информатика и ИКТ в основной и старшей школе».

  1. Плакаты 8-9 классы.

  2. Журнал «Информатика в школе»

  3. «Информатика», приложение к газете «1 сентября»

  4. Сайт prosv.ru (рубрика «Информатика»)

  5. Интернет - школа Просвещение.ru

  6. Тексты тестов.

Для учащихся:

1. учебник для общеобразовательных учебных заведений А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» - М.: Издательский дом «Дрофа» 2008 г.

2. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование.-2004. № 5.



© 2010-2022