- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа и КТП для 8-9 классов (по авторской программе Н. Д. Угриновича)
Рабочая программа и КТП для 8-9 классов (по авторской программе Н. Д. Угриновича)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бирукут Л.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по информатике для 8-9 класов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 -9 класов общеобразовательной школы составлена с учетом:
-
примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
-
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
-
авторской программы Н.Д. Угриновича (Базовый курс «Информатика и ИКТ в 8-9 кл.)
-
Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов:
35 часов (1 час в неделю) в 8 классе,
70 часов (2 часа в неделю) в 9 классе.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов и контрольных работ на уроках обобщения и применения знаний.
Практические, тестовые и контрольные работы используемые при обучении взяты из дидактического материала составленного к УМК.
Срок реализации данной программы 3 года.
Практические работы в 8 классе № 1-22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практикумы № I-IV вынесены на практические занятия. Контрольных работ -2, тестовых работ -3.
Практические работы в 9 классе № 31, 32, 33, 39 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы № 23 - 30, 34 -38, 40 -55 интегрируются в практикумы и проводятся с делением класса на подгруппы; контрольных работ - 4, тестовых работ - 6.
Цели и задачи курса:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
-
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и
моделях; -
Овладение умениями работать с различными видами информации с
помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную
информационную деятельность и планировать её результаты;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами ИКТ; -
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов её распространения; избирательного
отношения к полученной информации; -
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни,
при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на
рынке труда.
Содержание тем учебного курса информатики
8 класс
Информация и информационные процессы (4 часа)
Информация. Информатика. Информация в живой природе. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Измерение количества информации (содержательный подход). Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации. Создание текстовых документов.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)
Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера. Процессор. Устройства ввода информации. Внутренняя память компьютера. Долговременная память. Носители информации. Файлы и папки. Форматирование дисков. Файловая система. Операции над файлами Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.
Информационные технологии. Обработка текстовой информации (14 часов)
Создание и простейшее редактирование документов. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля. Гипертекст. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать текста.
Информационные технологии. Обработка графической информации ( 4 часа)
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Информационное пространство компьютера. Кодирование числовой информации. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Электронные таблицы. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Мультимедийные технологии (9 часов)
Компьютерные презентации. Звуки и видеоизображения. Создание текста слайдов. Использование микрофона и проектора. Запись музыки. Монтаж информационного объекта. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.
9 класс
Обработка числовой информации ( 6 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки и ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Представление информации ( 6 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представлении е текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Алгоритмы и исполнители (19 часов)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок -схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Алгоритмические конструкции: ветвление. Алгоритмические конструкции: повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования и их классификация. Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Turbo Pascal. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы. Алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Формализация и моделированне ( 8 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. Диаграммы. Планы. Карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Хранение информации ( 4 часа)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Комуникационные технологии ( 12 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.Архивирование и разархивирование. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
Информационные технологии в обществе (6 часов)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Учебно - тематический план
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
Тестовые работы
Практические работы
Контрольные работы
8 класс
Информация и информационные процессы
4
4
1
1
1
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
4
4
3
Информационные технологии. Обработка текстовой информации
14
13
1
11
Информационные технологии. Обработка графической информации
4
3
1
4
Мультимедийные технологии
9
7
7
1
Итого 8 класс
35
31
3
26
2
9 класс
Обработка числовой информации
6
5
1
5
Представление информации
6
6
1
4
Алгоритмы и исполнители
19
18
7
1
Формализация и моделирование
8
7
1
7
1
Хранение информации
4
3
1
3
Коммуникационные технологии
12
11
1
9
1
Информационные технологии в обществе
6
5
1
4
1
Итого 9 класс
70
64
6
32
4
Требования к уровню подготовки обучающихся:
8 класс
Учащиеся должны:
-
Иметь представление об информации Знать виды информации, примеры источников и приемников информации.
-
Уметь различать декларативные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных сообщений
-
Знать виды информационных процессов, их характеристики.
Уметь перечислять свойства информации в форме сообщений, знаний, СМИ.
-
Приводить примеры информационных процессов из жизни человека, природы, техники.
-
Знать единицы измерения количества и скорости передачи информации.
-
Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую.
-
Знать основные компоненты компьютера и их функции.
Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках его компонентов.
-
Знать программный принцип работы компьютера. Уметь перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки
-
Уметь создавать файлы и пользоваться файловой системой
-
Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс.
-
Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование.
-
Иметь представление о параметрах шрифта.
-
Уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов
-
Иметь представление о вставке в документ графических объектов.
Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы и графические объекты. -
Иметь представление о системе правописания.
-
Уметь выделять абзацы, заголовки.
-
Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.
-
Знать состав гиперссылки. Уметь создавать закладки и ссылки.
-
Уметь выделять изменения.
-
Уметь распознавать текст.
-
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей. Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода.
-
Уметь сохранять документ в различных текстовых форматах, печатать документ, сохранять документ.
-
Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации.
-
Знать интерфейс графических редакторов.
-
Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редакторами Paint.
-
Уметь использовать шаблоны и примитивы, конструировать объекты, производить геометрические преобразования
-
Знать форматы графических файлов.
-
Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты.
-
Уметь создавать графический объект
-
Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций,
-
Основные правила создания компьютерных презентаций, записи
музыки, видеоизображений, уметь демонстрировать свою презентацию -
Уметъ создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде презентации
с использованием шаблонов
• Уметь создавать и обрабатывать видеофильм.
9 класс
Учащиеся должны:
-
Знать понятие алгоритма, как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя;
-
Знать способы записи алгоритмов, свойства алгоритмов;
-
Иметь представление об исполнителе (общая схема знакомства, СКИ, среда);
-
Уметь строить и исполнять алгоритмы для учебного исполнителя;
-
Уметь находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
-
Уметь формально записывать решение, пользуясь заданными параметрами и обозначениями;
-
Приводить примеры различных исполнителей и программ;
-
Уметь создавать базы данных, вводить и редактировать, сортировать записи в БД;
-
Иметь представление о локальных и глобальных сетях;
-
Уметь пользоваться электронной почтой, ресурсами Интернета.
-
Знать основы информационной этики и информационной безопасности.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится,если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Педагогические технологии используемые на уроках
№
Название технологии
Результат использования
1
Развивающее обучение
Всестороннее гармоничное развитие личности
2
Проблемное обучение
Разработка новых подходов к объяснению нового материала
3
Разноуровневое обучение
Разработка разноуровневых заданий, формирование практико-лабораторной базы
4
Технология блочно-модульного обучения
Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения, разработка мониторинга
5
Лекционно - зачётная система
Повышение качества обученности на базе на базе отработки образовательных стандартов
6
Технология игрового обучения
Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения
7
Технология перспективно - опережающего обучения
Развитие навыков публичного обучения
8
Информационно - коммуникативные технологии
Использование обучающего программирования развития навыков работы с компьютером, в Интернете
9
Обучение в сотрудничестве
Развитие взаимоответственных способов обучения при поддержке одноклассников
10
Технология уровневой дифференциации
Отработка образовательных стандартов
11
Проектные методы обучения
Выход проектов за рамки предметного обучения
Условные обозначения
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ - урок закрепления изученного материала.
УПЗУ - урок применения знаний и умений.
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений
. КУ - комбинированный урок
Виды контроля:
С - самостоятельная работа
Т - тест
К - контрольная работа
Перечень учебно -методического обеспечения:
-
Информатика- 8. Базовый уровень. Н.Угринович. Бином 2009.
-
Информатика - 9. Базовый уровень Н. Угринович Бином 2009 г.
-
Практикум по информатике. Н.Угринович. Бином 2009 г.
Список литературы
Для учителя:
1.Методическое пособие для учителей Н.Д. Угринович «Преподавание курса «Информатика и ИКТ в основной и старшей школе».
-
Плакаты 8-9 классы.
-
Журнал «Информатика в школе»
-
«Информатика», приложение к газете «1 сентября»
-
Сайт prosv.ru (рубрика «Информатика»)
-
Интернет - школа Просвещение.ru
-
Тексты тестов.
Для учащихся:
1. учебник для общеобразовательных учебных заведений А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова «Основы информатики 8-9 класс» - М.: Издательский дом «Дрофа» 2008 г.
2. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование.-2004. № 5.