- Преподавателю
- Информатика
- Пояснительная записка к программе по информатике 10 класс
Пояснительная записка к программе по информатике 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутаков Ю.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандарта среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
-
Авторская программа Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ» 2011г.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение курса «Информатика и ИКТ» предусмотрено следующее количество часов:
в 10 классе 35ч - по 1 часу в неделю.
Количество практических работ в 10 классе - 26 Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы: в 10 классе - 3.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
-
понятия: информация, информатика;
-
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
-
сущность алфавитного подхода к измерению информации
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
-
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
-
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
-
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
-
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
-
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
-
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
№ п/п
Наименование темы/раздела
Всего часов
В том числе
теория
практика
контроль
1
Раздел 1. Информационные технологии
ТБ в кабинете информатики. Информация. Информационные процессы.
Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.
Единицы измерения информации. Количество информации. Подходы к определению количества информации.
Определение количества информации Кодирование текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.
Создание и форматирование документа. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации
Растровая графика
Векторная графика.
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС Кодирование звуковой информации.
Создание Flash-анимации Компьютерные презентации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления
Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков
19
4
15
2
2
Раздел 2.Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет
Подключение к Интернету
Всемирная паутина Электронная почта.
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
Общение в Интернете в реальном времени
Файловые архивы
Геоинформационные системы в Интернете.
Поиск информации в Интернете.
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Основы языка разметки гипертекста
Разработка сайта с использованием Web-редактора
Разработка сайта с использованием Web-редактора
12
1
11
1
3.
Итоговое повторение.
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Информационные технологии
Тема: ТБ в кабинете информатики. Информация. Информационные процессы. Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Тема: Содержательный и алфавитный подход к измерению информации. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Тема: Единицы измерения информации. Количество информации. Подходы к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Тема: Определение количества информации Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
Тема: Кодирование текстовой информации Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Тема: Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей
Тема: Создание и форматирование документа. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Тема: Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Тема: Системы оптического распознавания документов. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Тема: Кодирование графической информации Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
Тема: Растровая графика Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Тема: Векторная графика. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Тема: Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС Технологии трехмерной графики
Тема: Кодирование звуковой информации. Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Тема: Создание Flash-анимации Технологии построения анимационных изображений.
Тема: Компьютерные презентации. Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели
Тема: Представление числовой информации с помощью систем счисления Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Тема: Электронные таблицы. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Тема: Построение диаграмм и графиков Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
Раздел 1.Коммуникационные технологии
Тема: Локальные компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Тема: Глобальная компьютерная сеть Интернет Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть.
Тема: Подключение к Интернету Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Тема: Всемирная паутина Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Путешествие по Всемирной
Тема: Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Тема: Инструментальные средства создания Web-сайтов. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Тема: Общение в Интернете в реальном времени Работа с электронной почтой. Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.
Тема: Файловые архивы Настройка браузера. Работа с файловыми архивами.
Тема: Геоинформационные системы в Интернете. Построение карт, ориентирование на местности.
Тема: Поиск информации в Интернете. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче
Тема: Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Тема: Основы языка разметки гипертекста Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Тема: Разработка сайта с использованием Web-редактора . Тестирование и публикация Web-сайта
НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии и нормы оценки знании, умении и навыков
обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90%%
хорошо
51-75%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
•погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
•мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
-
Учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
-
Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
-
Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.:БИНОМ, 2009.г.