МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации изучения информационной безопасности в старших классах


Т.Н. Бордюгова, к.п.н., стар.пр.каф.ИтиМПИ

В последние годы значительно возросло число атак и угроз несанкционированного доступа к личным данным пользователей информационной сети, что приводит к моральному, а порой и к материальному ущербу. Грамотное использование различных мер по их предотвращению и способов устранения - одна из основных проблем информационной безопасности современного общества. В связи, с чем актуальным является вопрос обучения использования мер, средств и методов защиты данных, начиная со школы.

Цели обучения информационной безопасности школьников старших классов отражены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), учебных планах, программах, согласно которым у выпускника должно сформироваться целостное представление о способах защиты персональных данных, рабочего места и о мерах предотвращения угроз информационной безопасности. Однако, анализ различных методических подходов (В. Г. Герасименко, Д. П. Зегжда, А. А. Малюк, М. П. Сычев, С. П. Расторгуев, С. Пейпертом и др) к освещению данной проблемы в школьном курсе информатики свидетельствует о том, что лишь незначительное внимание уделяется теоретическим аспектам информационной безопасности в рамках раздела «Социальная информатика» в старших классах, в то время, как практическая реализация защиты информации отсутствует.

Для решения данной проблемы необходимо реализовать следующие методические рекомендации:

-для базового курса информатики в старших классах выделить 5 уроков на изучение информационной безопасности, где уделить особое внимание практической реализации защиты информации (например, изучение процесса кодирования слов с использованием ключевого слова);

- для углубленного курса - 10 уроков, где следует рассмотреть вопросы связанные не только с механизмом защиты данных, но и предотвращения их возникновения (например, организация процесса сканирования наличия уязвимостей в информационной сети);

- внедрение элективного курса «Информационная безопасность», задача которого сформировать у учащихся 10-11 классов представления о сущности информационной безопасности, развить навыки защиты информации на персональном компьютере и в глобальной сети;

- организация и проведения недели «Безопасного интернета» учениками 11 класса под руководством учителя информатики и классных руководителей.

В рамках недели «Безопасного интернета» ученики 11 класса разрабатывают и проводят для 1- 4 классов: урок на тему «Путешествие в страну Интернет» и конкурс буклетов и презентаций на тему «Как я должен вести себя в интернете». Для 5- 7 классов организуют круглый стол «Как защитить себя от атак в глобальной сети», проводят урок на тему: «Интернет-безопасность», а для 8-10 классов - деловая игра - дебаты «Я и Интернет». Кроме того, можно провести общешкольное родительское собрание «Интернет. Территория безопасности», где выпускники на основе полученных знаний делаться опытом о правилах работы в сети интернет и формируют у слушателей в ходе дискуссии навыки работы по защите от вирусов, организации защиты своих персональных данных и др.

В качестве средства поддержи проведения уроков на базовом уровне, углубленном и элективном курсе в старших классах разработано электронное методическое пособие, которое может быть использовано, как учителем информатики, так и учениками. Пособие разработано в среде SurboSite и предназначено как для локального, так и для глобального использования.

Литература

  1. Бочаров, М. И., Симонова, И. В. Методика обучения информационной безопасности старшеклассников / М.И. Бочаров, И.В. Симонова // Пространство и Время. - 2013. - № 4(14). - С. 237-244.



© 2010-2022