- Преподавателю
- Информатика
- Профессии компьютера
Профессии компьютера
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сивец Л.В. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Название работы: Разработка урока по теме «Состав предмета»
Предмет преподавания: информатика в начальной школе.
УРОК-ИГРА «СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА»
Предлагаемый урок разработан для обучения информатике по безмашинному варианту учащихся II класса. В преподавании используется методический комплекс «Информатика в играх и задачах» (см. список литературы). При подготовке урока учитываются психологические особенности младших школьников, поэтому урок проводится в виде игры (строительства дома); предлагаемые учащимся задания разнообразны (устная работа, индивидуальная работа, работа в парах); учащиеся работают на местах, у доски; для выполнения некоторых заданий требуется работа с цветными карандашами.
Раздел программы: Модели объектов и классов.
Тема урока: Состав предмета.
Цели урока:
-
знакомство с понятием составных частей предмета;
-
обучение описанию и определению предмета через его составные части;
-
стимулирование познавательного интереса к изучению информатики.
Задачи урока:
образовательная - формирование навыков структурирования объекта;
развивающая - развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления, внимания, эстетического вкуса;
воспитательная - воспитание самостоятельности, умения работать в малых группах, доводить начатое дело до конца, аккуратности.
Тип урока: комбинированный - объяснение нового материала с элементами практической отработки.
Вид урока: урок-игра.
Оборудование урока:
-
рисунки для проверки домашнего задания - рисунок с ошибками и рисунок «Продолжите ряд»;
-
два рисунка дома - целый дом и дом, разрезанный на части (фундамент, стены, двери, окна, крыша);
-
рисунки для устной работы - грузовик, пила, гвоздь;
-
карточки-задания «Раскрасьте попугая»;
-
набор разнородных по материалу предметов для игры «Сложный - простой»;
-
прямоугольники с ответами на вопросы игры «Найдите отличия» (блоки фундамента дома);
-
карточки-кирпичики для игры «Определите профессию»;
-
карточки с рисунком фартуков для задания «Дорисуйте»;
-
две картинки с рыбками для задания «Найдите десять отличий»;
-
карточки-задания для домашней работы;
-
цветные карандаши.
Рисунки для домашнего задания и других игр взяты из детских журналов и коллекции картинок к Word.
Литература, использованная при подготовке к уроку:
-
Горячев А. В., Меньшакова А. А. Методика преподавания информатики в начальной школе // Информатика. 2004. № 37.
-
Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, Экспресс, 1998.
-
Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс (1-4). Учебник-тетрадь. М.: Баласс, 2002.
План урока.
-
Организационный момент. - 1 мин.
-
Проверка домашнего задания. - 4 мин.
-
Объяснение нового материала и его закрепление.
3.1. Деление предмета на составные части - разминка - 2 мин.
3.2. Деление предмета на составные части - задание «Раскрасьте попугая» - 3 мин.
3.3. Классификация предметов на простые и сложные - игра «Сложный - простой». - 3 мин.
3.4. Выделение признаков предметов - игра «Угадай-ка» - 4 мин.
3.5. Определение предмета по признакам - игра «Определите профессию» - 3 мин.
3.6. Сравнение предметов - задания «Дорисуйте» и «Найдите десять отличий» - 6 мин.
3.7. Определение предмета по признакам и составным частям - игра «Отгадайте предмет» - 3 мин.
3.8. Определение предмета по составной части - игра «Назовите целое» - 4 мин.
3.9. Занимательный этап - разгадывание загадок - 2 мин.
-
Домашнее задание - 2 мин.
-
Подведение итогов урока - 3 мин.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания
На дом были заданы два задания на карточках (подобные заданию № 18 из учебника-тетради [3]).
Задание 1.
Перечислите ошибки, которые допустил художник:
Проверяя выполнение этого задания, учитель вывешивает увеличенный рисунок на доску и опрашивает детей «по цепочке»: каждый ученик называет по одной ошибке.
Задание 2.
Дополните рисунок нужным предметом:
а)
б)
Данное задание учащиеся выполняли в тетради. Двое учащихся называют нужный предмет, который они дорисовали и объясняют, почему он нужный в данной цепочке.
3. Объяснение нового материала и его закрепление
Учитель. На предыдущем уроке мы рассматривали различные предметы и описывали их признаки, объясняли, какой это предмет. Сегодня мы поговорим о том, из чего состоит предмет, т. е. о его составных частях.
Есть предметы очень простые, например мячик, кусочек сахара, карандаш. А есть предметы очень сложные, у них много составных частей, например компьютер, машина, телевизор. Наша сегодняшняя задача - описывать и определять предметы через их составные части.
3.1. Деление предмета на составные части - разминка
- В ходе урока мы будем строить дом (показывает на рисунок дома, вывешенный на доске). Из каких составных частей он состоит? (Крыша, фундамент, стены, … .)
Для строительства дома нужен грузовой автомобиль (показывает на рисунок грузовика, вывешенный на доске). Грузовой автомобиль - это простой или сложный предмет? (Сложный - у него есть колеса, кузов, … .)
Пригодится в строительстве и пила (показывает на рисунок пилы, вывешенный на доске). Пила - это простой или сложный предмет? (Сложный.) Из каких составных частей он состоит? (Ручка, полотно.)
Гвоздь пригодится при строительстве дома? (Да.) (Учитель показывает на рисунок гвоздя, вывешенный на доске.) Гвоздь - это простой или сложный предмет? (Сложный.) Из каких составных частей он состоит? (Шляпка и ножка.)
3.2. Деление предмета на составные части - задание «Раскрасьте попугая»
- Рассмотрим следующий рисунок (показывает образец карточки-задания, ребятам раздаются аналогичные карточки):
Назовите предмет и его части.
Раскрасьте рисунок:
туловище - зеленым,
хвост - красным,
крылья - синим,
хохолок - розовым,
клюв - желтым,
глаз - голубым,
лапки - серым.
Когда мы построим дом, там будут жить попугаи. Возьмите карточки с попугаем, цветные карандаши и раскрасьте каждый своего попугая так, как требуется в задании. (Ребята выполняют задание.)
Молодцы! У вас получились хорошие попугаи (лучшие работы учитель показывает классу).
3.3. Классификация предметов на простые и сложные - игра «Сложный - простой»
- Прежде чем приступить непосредственно к постройке дома, необходимо расчистить площадку, утоптать землю, чтобы площадка под фундамент стала ровной. Для этого поиграем в игру «Сложный - простой». Я буду показывать предмет, а вы - определять, сложный он или простой. Если предмет сложный, надо топнуть ногами: сначала левой, потом правой, если предмет простой - никаких действий не производить.
Варианты предметов для игры:
-
зубная щетка (ручка, щетина);
-
чашка (корпус, ручка);
-
компакт-диск;
-
записная книжка (обложка, листы);
-
тарелка;
-
отвертка (ручка, деталь);
-
ручка (стержень, корпус);
-
виниловая грампластинка;
-
карандаш (грифель, корпус).
- Молодцы, площадку мы расчистили.
3.4. Выделение признаков предметов - игра «Угадай-ка»
- Теперь вспомните, что в первую очередь делают при постройке дома? (Закладывают фундамент.)
Во время этой работы нужно быть очень внимательным, чтобы дом получился ровным, не кривым. Посмотрим, какие мы внимательные.
Проводится игра «Угадайка»: учитель задает пару предметов с общим названием, а дети должны найти между ними отличия.
Варианты вопросов игры:
-
Два маленьких зверя осенью в лесу запасались грибами на зиму. Как догадаться, что один из них - ежик? (У ежика колючки.)
-
По улице ехали две белые машины. Как догадаться, что одна из них - «скорая помощь»? (У нее нарисован красный крест и есть мигалки.)
-
Росло два дерева. Как догадаться, что одно из них - береза? (У березы белый ствол с черными полосками.)
-
В огороде гуляли две птицы. Как догадаться, что одна из них - петух? (У него гребешок, разноцветный хвост и шпоры на лапах.)
-
Во дворе встретились два мальчика. Как догадаться, что один из них - школьник, идущий домой после занятий? (У него в руке портфель.)
-
На столе лежат два фрукта. Как догадаться, что один из них - арбуз? (Он большой, круглый, зеленый в полоску.)
-
Встретились на улице две женщины. Как догадаться, что одна из них почтальон (У нее почтовая сумка).
Ответ на каждый вопрос записан на прямоугольнике - блоке фундамента будущего дома. Прямоугольники с ответами прикреплены к доске, но вариантов ответов больше, чем вопросов. Дети отвечают на вопрос, выбирают соответствующий прямоугольник-блок и укладывают в фундамент дома.
- Молодцы! Все решено правильно, и фундамент получился ровным.
3.5. Определение предмета по признакам - игра «Определите профессию»
- Приступим к стенам? Стены должны быть прочными, чтобы дом не развалился. Давайте решим задачи, записанные на кирпичиках, и из этих кирпичиков построим крепкие стены.
продавец
врач
швея
водитель
скрипач
банкир
воспитатель
учитель
повар
продавец
хоккеист
строитель
турист
бухгалтер
повар
Варианты карточек:
-
шапочка с крестом, шприц, стетоскоп (врач);
-
скрипка, смычок, ноты (скрипач);
-
поварской колпак, половник, кастрюля (повар);
-
хоккейный шлем, клюшка (хоккеист);
-
рюкзак, фонарь, компас (турист);
-
указка, книга (учитель);
-
мастерок, каска (строитель);
-
иголка, нитка, ножницы (швея);
-
автомобиль, набор гаечных ключей (водитель) и т. д.
- Итак, стена у нас получилась крепкая.
3.6. Сравнение предметов - задания «Дорисуйте» и «Найдите десять отличий»
- Нет ни одного дома без окон и дверей. Для изготовления окон и дверей необходимо внимание, аккуратность, терпение. Проверим, обладаем ли мы этими качествами. Выполним следующие задания.
Задание «Дорисуйте».
Надо исследовать каждый фартук на рисунке карточки: наличие на нем каких-либо предметов означает обязательное наличие их и на других фартуках.
(Сверху - цветочек, посередине - грибок, а также 4 листочка и 4 ягодки.)
Задание «Найдите десять отличий».
Учитель вывешивает на доску две картинки. Задача учеников - сравнить правую картинку с левой и найти десять отличий.
- Молодцы! Вот уже у нас появились окна и двери (прикрепляет «окна» и «двери» на картинку строящегося дома).
3.7. Определение предмета по признакам и составным частям - игра «Отгадайте предмет»
- Что защитит нас зимой от снега, в непогоду от дождя, в жаркий зной от солнца? (Крыша.) Крыша простой или сложный предмет? (Сложный). Наша крыша состоит из шифера (или черепицы), поэтому каждый ваш правильный ответ - вклад в постройку крыши.
Проводится игра «Отгадайте предмет»: учитель перечисляет признаки и составные части предмета (характерные, т. е. отличающие его от другого подобного предмета), ученики должны угадать предмет.
Варианты вопросов игры:
-
зверь, хищный, рыжего цвета, с большим пушистым хвостом (лиса);
-
птица, водоплавающая, с большим клювом, похожим на мешок (пеликан);
-
ягода, красного цвета, с косточкой внутри (вишня или черешня);
-
овощ, зеленого цвета, с красной мякотью и черными косточками (арбуз);
-
дерево, лиственное, с белым стволом (береза);
-
гриб, съедобный, с красной шляпкой (подосиновик);
-
человек, с кистями и красками (художник или маляр).
- Молодцы! Хорошая крыша получилась (прикрепляет «крышу» на картинку строящегося дома).
3.8. Определение предмета по составной части - игра «Назовите целое»
- Дом почти готов. Нам осталось его покрасить. Дом красят не сразу весь, сначала окна, потом двери, карниз… Давайте поиграем в игру «Назовите целое».
Проводится игра «Назовите целое»: учитель называет какую-либо составную часть предмета или животного, а ученики должны придумать как можно больше предметов или живых существ, у которых эта часть есть.
Продолжение - работа в парах: первый учащийся называет составную часть, а второй придумывает как можно больше предметов или живых существ, у которых эта часть есть. Затем ребята меняются.
Варианты вопросов игры:
-
зубья (грабли, расческа, вилка, …);
-
иголки (еж, дикобраз, елка, портной, …);
-
корни (растения, грибы, зубы, слова, …);
-
крылья (птица, самолет, мельница, некоторые насекомые: бабочка, стрекоза, жук, комар, …)
-
панцирь (черепаха, броненосец, …);
-
ласты (морж, тюлень, дельфин, водолаз, …);
-
язык (все звери, человек, костер, ботинок, …);
-
большие длинные уши (заяц, осел, кенгуру, …);
-
гребень (петух, волна, расческа, …);
-
краска, кисточка (художник, визажист, маляр, …).
3.9. Занимательный этап - разгадывание загадок
- Много труда вложили мы, пока строили дом, но не зря: дом получился не только красивым, но крепким, добротным, как и наши знания.
Можно и повеселиться. Давайте отгадаем загадки (Ответы к загадкам - вещи, необходимые в доме):
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак
(Пила.)
Из темницы сто сестер
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два -
Загорится голова.
С. Маршак
(Спички.)
В избе - изба,
На губе - труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
С. Маршак
(Печь.)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
К. Чуковский
(Игла с ниткой.)
Идут - стучат,
Стоят - молчат.
(Часы.)
Висит груша, нельзя скушать.
(Лампочка.)
В лесу родился, а дома хозяйничает.
(Веник.)
4. Домашнее задание
- А мы, кажется, про трубу забыли! Это задание вы выполните дома в тетрадях.
Карточки-задания, на которых нарисованы трубы, раздаются детям:
-
Подведение итогов урока
Урок насыщен, выполнено достаточно много различных заданий, поэтому есть возможность у учителя оценить работу каждого учащегося.