Рабочая программа по информатике для 5 класса с учетом ФГОС по УМК Босовой Л. Л

Рабочая программа по информатике для 5 классаПрограмма составлена по УМК Босовой Л.Л.Программа написана с учетом требований ФГОС нового поколения.Программа состоит из следующих частей:Пояснительная записка;Планируемые результаты освоения программы;Календарно-тематическое планирование с УУД;Учебно-методическое, материально-техническое и программное обеспечение программы.В календарно-тематическом планирование отражены планируемые результаты в соответствии с ФГОС: предметные, регулятивные, познават...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Составитель: Федотова Софья Николаевна

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), на основе авторской программы по информатике и ИКТ (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова). Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.

Рабочая программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 5-х классов. Уровень изучения предмета - пропедевтический. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» ведется в 5-6 классах за счет компонента образовательного учреждения. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по информатике и ИКТ (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова), рекомендованной Министерством образования и науки РФ («Информатика. Программа для основной школы 5-6, 7-9 класс» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процес­сов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и техни­ке, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить анало­гии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружаю­щий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Изучение информатики в 5 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей в 5-м классе необходимо решение следующих задач:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Для обучения информатике и ИКТ в МОУ «Липицкая СОШ» на пропедевтическом уровне выбрана содержательная линия учебников «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова 5 класс, 6 класс, которые разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий.

Главной особенностью учебно-методического комплекта (УМК) по информатике состоит в том, что он может использоваться как учениками изучавшими информатику в начальной школе, так и в равной мере служить точкой входа в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению основного (базового) курса информатики по учебникам авторского коллектива под руководством И.Г.Семакина. Данные учебники включены в Федеральный перечень.

Для выполнения всех видов обучающих работ по информатике и ИКТ в 5-м классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

  • 5Информатика и ИКТ. 5 класс. ФГОС. Босова Л.Л. Учебник»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

  • «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса. ФГОС.», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

  • Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

  • «Информатика. Методическое пособие. 5-6 класс. ФГОС», ЛЛ. Босова, А.Ю. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.;

  • «Преподавание информатики в 5-7 классах» Л.Л. Босова - м., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год;

  • «Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие.» Л. Л. Босова, А.Ю. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год;

  • «Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012 год.

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя:

  1. «Информатика.Рабочая тетрадь. 5 класс» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.;

  2. Компьютерный практикум.«Информатика и ИКТ. 5 класс. ФГОС. Учебник». Л.Л. Босова. М. - БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013г.

  3. ЦОР. (Мастерская Босовай)

Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 5 классе:

  1. «Информатика. Методическое пособие. 5-6 класс. ФГОС», ЛЛ. Босова, А.Ю. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 год.;

  2. «Преподавание информатики в 5-7 классах» Л.Л. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год;

  3. «Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие.» Л. Л. Босова, А.Ю. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год;

  4. «Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012 год.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, компьютерных тестов, компьютерных практикумов и контрольных работ. Итоговая аттестация - в форме практической работы на ПК и компьютерного теста.

Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:

  1. Пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учетом специфики предмета «Информатика и ИКТ» (5класс);

  2. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;

  3. Описание материально -технического обеспечения образовательного процесса.










Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …».

Раздел

Коли

чество

часов

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

1

Введение в информатику

15

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.


  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или

  • самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

2

Информаци-

онные технологии

17

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.


  • овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.


3

Итоговая контрольная работа

1

  • Научиться использовать формы компьютерных тестов для проверки знаний;

  • Ориентироваться в основных понятиях науки Информатики;

  • Применять полученные знания в других областях знаний


4

Резервные уроки

2







Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика»

5 класс

Автор учебника: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (УМК под редакцией Босова Л.Л., Босова А.Ю.)


п/п


Дата


Тема урока

(страницы учебника,

тетради)

Проблемы, решаемые

учеником

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятие

Предметные

результаты

УУД

Личностные

результаты

1

2

3

4

5

6

7

8



Раздел I. Введение в информатику (15 часов)


Тема 1. Компьютер (7 часов)

1


Информация. Компьютер.

Информатика Техника безопасности на уроках информатики

Как вести себя
в кабинете?

Цели: познакомить
с правилами поведения на уроке информатики; учить слушать

Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере

Познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Регулятивные:

целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные

: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью.

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

2


Как устроен компьютер.

Из чего состоит компьютер?

Цели: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера

Процессор, память компьютера, жесткие диски, клавиатура, монитор, дополнительные устройства, аппаратное обеспечение.

Научиться называть устройства компьютера и их функции;

правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью.

Регулятивные:

планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

3


Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш

Какие устройства помогают вводить информацию в компьютер? Из каких блоков состоит клавиатура? Цели: познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в память компьютера;

изучить клавиатуру - важнейшее устройство ввода информации в компьютер

Клавиатура, группы клавиш

закрепить знания учащихся об устройстве компьютера; познакомить учащихся с устройствами ввода информации в память компьютера; изучить клавиатуру

Регулятивные:

планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

4


Основная позиция пальцев на клавиатуре

Как быстро и правильно вводить информацию с клавиатуры в компьютер? Цели:

дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре

познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации

Символьная (алфавитно - цифровая) клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре.

Научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре;

вводить прописные и строчные буквы;

фиксировать и отменять режим ввода прописных букв

Регулятивные:

контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения

Смыслообразование - мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Самоопределе-
ние
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

5


Программы и файлы

При помощи чего компьютер обрабатывает информации? Цели:

дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера;

ввести на интуитивном уровне понятие файла

Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы

дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера; ввести на интуитивном уровне понятие файла

Регулятивные:

планирование - определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать результат.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

6


Рабочий стол. Управление мышью

Опишите рабочий стол компьютера. Из каких элементов он состоит? Цели:

ввести на интуитивном уровне первые понятия графического интерфейса - рабочего стола, значка ярлыка;

показать, что пользователь взаимодействует с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;

освоить основные действия с мышью

Рабочий стол, панель задач, указатель мыши, перемещение указателя мыши, перемещение объектов с помощью мыши.

ввести на интуитивном уровне первые понятия графического интерфейса - рабочий стол, значок, ярлык, показать, что пользователь может воздействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши; освоить основные действия с мышью

Регулятивные:

контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты.

Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные:

взаимодейст-
вие
- формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

Нравственно-этическая ориентация - навыки сотрудничества в разных ситуациях

7


Главное меню. Запуск программ

Что такое компьютерное меню?

дать учащимся представление о компьютерных меню;

познакомить с возможностью запуска программ через главное меню;

ввести понятие окно.

Меню, пункт меню, программы, группа программ стандартные, запуск программ, изменение формы окна программы, перемещение окна программы, изменение окна программы, закрытие окна программы

дать учащимся представление о компьютерных меню; познакомить с возможностью запуска программ через главное меню; ввести понятие окна

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Познавательные: общеучебные - осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

взаимодейст-
вие
- задавать вопросы, формулировать свою позицию

Самоопределе-
ние
- осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

8


Проверочная работа 1. Управление компьютером с помощью меню

Что можно выбирать в компьютерном меню?

Цели:

проверить знания учащихся по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса;

расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню.

Диалоговое окно, полевода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладки, командные кнопки, вызов контекстного меню объекта

расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

Самоопределе-
ние
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности


Тема 2. Информация вокруг нас (8часов)

9

Действия с информацией. Хранение информации

Носители информации

Какие действия мы можем произвести с информацией? Как человек хранит информацию? Цели: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах).

Какие носители информации пригодные для транспортировки вы знаете? Цели: Познакомить учащихся с носителями информации разных времен и народов

Информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память.

Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

Научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером.

Развивать представление о древних и современных носителях информации

Регулятивные: осуществление учебных действий - выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция - вносить необходимые изменения и дополнения.

Познавательные: общеучебные - ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

Положительное отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство уверенности у учащихся

10


Передача информации

Какие источники, приемники и способы передачи информации существуют?

Цели: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации

Источник информации, информационный канал, приёмник информации.

приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Регулятивные:

целеполагание - удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль

Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других

11


Кодирование информации

Что такое коды и для чего нужно кодирование информации?

Цели: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

отметить роль кодирования информации

Код, кодирование, условный знак

Знать многообразие окружающего человека кодов. Иметь представление о способах кодирования информации.

Уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение.

Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект». Изучить многообразие окружающих человека кодов;

научиться кодировать и декодировать информацию

Регулятивные: планирование - выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: знаково-символические - использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы, для решения задач.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других

12


Формы представления информации, методы координат

Что такое метод координат и где вы с ним встречались? Цели: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

познакомить учащихся с методом координат

Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования.

Знать формы представления информации. Уметь читать информацию, представленную на координатной плоскости Научиться переходить от одной формы кодирования информации к другой по способу представления графической информации с помощью чисел.

Регулятивные:

целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества - слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь

Самоопределе-
ние
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

13


Текст как форма представления информации

Каким образом представляется информация в виде текста?

Цели: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

* углубить представления учащихся о формах представления информации;

акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее

распространённых форм представления информации.

Текст, текстовая форма представления информации

Развивать представление о формах представления информации

о тексте как одной из наиболее распространенных форм

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную.

Познавательные: общеучебные - осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Продолжить формирование настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе. Воспитывать культуру общения, усидчивость. Воспитывать чувства коллективизма, умения выслушивать других

14


Табличная форма представления информации

Достоинства и недостатки табличной формы представления информации?

Цели: Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации

Сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;

Таблица, графа таблицы, строка таблицы

Знать достоинства и недостатки текстовой формы представления информации, иметь представление о таблице как очень удобной форме структурирования информации

Регулятивные:

коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные:

взаимодейст-
вие
- формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

15


Наглядные формы представления информации.

Проверочная работа 2.

Формы представле-ния информации.

Что такое наглядные формы представления информации?

Цели: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации

составить целостное представление об информатике как науке фундаментальной и практико-ориентированной;

акцентировать внимание школьников на информационный взгляд на мир.

Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации. Формы представления информации"

Уметь представление о наглядных формах

представления информации.

Уметь представлять информацию в виде графика, диаграммы, схемы. Создавать различные формы представления информации

Регулятивные:

оценка - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

.Познавательные: информационные - искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные

: управление коммуникацией - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Нравственно-этическая ориентация - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы


Раздел II. Информационные технологии (17 часов)


Тема 3. Подготовка текстов на компьютере (7 часов)

16


Обработка информации

Что такое обработка информации?

Цель: Дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки

Информация, обработка информации, информационная задача.

Развивать представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки информации,

Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: информационные - получать и обрабатывать информацию; общеучебные - ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
- формулировать собственное мнение и позицию

Нравственно-этическая ориентация - уважительное отношение к чужому мнению

17


Обработка текстовой информации

Можем ли мы обработать текстовую информацию с помощью компьютера?

Цели: дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах - текстовых редакторах и текстовых процессорах

Компьютер как инструмент отработки текстовой информации. Понятие текстовый редактор, документ

Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

Использовать текстовые редакторы для обработки текстовой информации

Регулятивные: прогнозирование - предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.

Познавательные: общеучебные - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: взаимодействие - строить для партнера понятные высказывания

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

18


Обработка текстовой информации. Изменения текста.

Как можно изменить текст?

Цели: дать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов

Понятие редактирование, вставка, замена, удаление.

Научиться

редактировать текст (вставлять пропущенные буквы, удалять лишние буквы, заменять одну букву на другую и т.д.)

Регулятивные:

коррекция - вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Познавательные: общеучебные - контролировать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества - определять общую цель и пути ее достижения

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

19


Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Что мы умеем делать с текстом? Цели:

Проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш

Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста, работа с фрагментами

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Иметь представление о редактировании текста.

Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов).

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные

: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления

20


Редактирование текста. Поиск информации.

Как заменить в тексте слово? Цели: обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска заданного фрагмента и замены его на другой

Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста, работа с фрагментами, поиск информации

Научиться искать слова в тексте и заменять их на другие при помощи специальных функций текстового редактора Уметь производить поиск необходимой информации

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

взаимодейст-
вие
- формулировать собственное мнение и позицию

Нравственно-этическая ориентация - навыки сотрудничества
в разных ситуациях

21


Форматирова-ние - изменение формы представления

Форматирование документа и редактирование документа - одно и тоже или нет?

Понятия: форматирования, выравнивания, начертание

Научиться форматировать документ для различных целей

Использовать текстовые редакторы для обработки текстовой информации

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

22


Изменение формы представления информации. Систематиза-ция информации. Проверочная работа №3.

Обработка информации.

Какими способами можно систематизировать информацию?

Цели: Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её

Понятия: обработка информации, систематизация, сортировка.

Уметь обрабатывать информацию, систематизировать ею.

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные

: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Тема 4. Компьютерная графика (5 часов)

23


Компьютерная графика.

При помощи каких программ компьютер может обрабатывать графическую информацию?

Цели: расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

Графический редактор, размер холста, выбор цвета, инструменты художника, компьютерная графика

Иметь представление о компьютерной графике, графическом изображении, рисунке.

Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

Регулятивные: целеполагание - удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль

основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

24


Инструменты графического редактора

Что умеет компьютерный художник?

Рабочая область, палитра, кисть, инструменты

Научиться выбирать цвет, пользоваться инструментами художника и чертежника в графическом редакторе Paint

Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру, воспитание уважительного отношения к национальным традициям

25



Устройства ввода - вывода графической информации

(Ввести в процесс обучения 3D-принтер и 3D-сканер. Знакомство с устройством и принципом работы.)

Можно ли ввести в компьютер графическое изображение?

Сканер, камера, изображение, форма,

принтер.

Уметь вводить в компьютер графическую информацию Научиться редактировать отсканированное изображение

Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

26


Обработка графической информации

(Ввести в процесс обучения 3D-принтер и 3D-сканер. Первичные навыки работы.)

Как формируется изображение на экране монитора

Способы создания изображений

Уметь строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора

Регулятивные:

целеполагание - преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

27


Обработка текстовой и графической информации.

Контрольная работа №1.

(Ввести в процесс обучения 3D-принтер и 3D-сканер.)

Как создать поздравительную открытку?

Цель: познакомить с приемами создания комбинированных документов

Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ

Уметь создавать комбинированный документ. Уметь работать одновременно с двумя приложениями.

Регулятивные:

коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Тема 5. Создание мультимедийных объектов (5 часов)

28


Преобразование информации по заданным правилам.

От исходных данных к конечному результату.

Цели: познакомиться с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

входная информация, выходная информация, правила преобразования информации

Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор

Регулятивные:

коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Самоопределе-
ние
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию

29


Преобразование информации путем рассуждений.

Как совместить компьютер и логические рассуждения при обработке информации?

Цели: дать представление о преобразовании информации путем рассуждений

входная информация, выходная информация, логические рассуждения

Иметь преставление о задачах обработки информации

Понятия: входная информация, выходная информация, логические рассуждения

структурировать текстовый доку­мент, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов

Регулятивные:

коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

30


Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Черный ящик»

Что такое план действий?

Цель: дать представление о разработке плана действий

Информационная задача, план действий

Уметь разрабатывать план действий.

Знать несколько форм записи плана действий.

Регулятивные:

коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные:

общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения

Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

31



Создание движущихся изображений.

Как двигается изображение на экране монитора?

Цель: Дать представление о простейших способах создания движущихся изображений

Сценарий, сюжет, видеосюжет

Обобщить материал, касающийся получения новой информации; проверить уровень усвоения основных теоретических положений, изученных в течение учебного года; дать представление о простейших способах создания движущихся изображений

Регулятивные:

целеполагание - формулировать учебную задачу; планирование - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

общеучебные - самостоятельно формулировать познавательную цель; логические - подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия

Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни

32


Создание движущихся изображений.

Контрольная работа №2.

Как создать анимированную сцену из мультипликационного фильма?

Цель: Дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений

Анимация, настройка анимации

Закрепить навыки обработки графической информации; дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений

Регулятивные:

целеполагание - формулировать учебную задачу; планирование - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

общеучебные - самостоятельно формулировать познавательную цель; логические - подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия

Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла

33


Итоговая контрольная работа №3 «Информация и ее обработка на компьютере»

Чему мы научились за год?

Цель: проверить знания учащихся полученные за год

Электронный тест

Научиться использовать формы компьютерных тестов для проверки знаний;

Ориентироваться в основных понятиях науки Информатики;

Применять полученные знания в других областях знаний

Регулятивные:

целеполагание - формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование - предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные:

общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия

34


Резервный урок


35


Резервный урок




Учебно-методическое и материально-техническое и программное обеспечение образовательного процесса.

Литература:

Преподавание курса «Информатика 5 класс» в основной школе на пропедевтическом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник 5 класс.ФГОС. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Рабочая тетрадь: 5 класс. ФГОС.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.,2011г.

  5. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Методическое пособие. 5-6 класс. ФГОС. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебникам 5-7 классы».

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Информационные ресурсы:


  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. (school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ ).

  3. Методическая копилка учителей информатики (Сайт взаимопомощи учителей Проект «ИнфоУрок» ().

Аппаратно-технические средства обучения:


  1. Персональный компьютер ( стационарный - учительское рабочее место; ноутбуки - рабочие места учащихся)

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Принтер (МФУ цветной)

  5. Сканер

  6. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)

  7. 3D-принтер

  8. Интернет-выход

  9. Белая маркерная доска

Программное обеспечение:


  1. Операционная система MS Windows 7

  2. Пакет офисного программного обеспечения: MS Office, OpenOffice

  3. Блокнот

  4. WordPad

  5. Калькулятор

  6. Графический редактор

  7. Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

  8. Конструктор сайтов E-Publish

  9. Конструктор электронных компьютерных тестов MyTestX

  10. Интернет-браузер

Наглядные материалы:

  1. Стенды

  2. Плакаты

  3. Презентации к урокамРабочая программа по информатике для 5 класса с учетом ФГОС по УМК Босовой Л.Л.Рабочая программа по информатике для 5 класса с учетом ФГОС по УМК Босовой Л.Л.

© 2010-2022