Рабочая программа по информатике 6 класс (0, 5ч в неделю)

Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-7 класс. Начальный курс». Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается 6 класса в течение 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю), как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользовани...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе:

  1. «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312);

  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089

  3. Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция)( Питер 2010 г.).

  4. Учебный план МБОУ СОШ №171 на 2013-2014 уч.год.

Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-7 класс. Начальный курс». Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается 6 класса в течение 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю), как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип.

Общая характеристика учебного предмета:

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели изучения основ информатики в 6 классе:

  • продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • освоение конструирования и моделирования в графическом редакторе;

  • формирование навыков написания программ.

Федеральный компонент государственного стандарта

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи, которые необходимо решить в 6 классе:

включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов из ситуации, синтез как составление из частей и самостоятельно достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и так далее.

Создать условия для овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализации информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности и решение проблем творческого и поискового характера;

Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

Расширить спектр умение использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения , преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, графиков среде соответствующих редакторов) ; создать условия для формирования новых знаний умений и навыков самостоятельной работы, применения использования полученные знания в процессе обучения другим предметам в жизни;

Организовать деятельность, направленную на овладение привычными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

Создать условия для овладения основами активного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; умение правильно и четко и однозначно формулировать мысли в понятной собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся 6 класса в области информатики и ИКТ

По окончании курса учащийся должен знать:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

По окончании курса учащийся должен уметь:


  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • строить модели в графическом редакторе;

  • создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане;

  • моделировать движения по сложной траектории;

  • моделировать движение с повторяющимися фрагментами (анимация);

  • составлять программы для анимационного сюжета;

Организация образовательного процесса

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

На уроках используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение; Развивающее обучение; Личностно-ориентированное бучение; Дифференцированное обучение; Дидактические игры; Проблемное бучение; проектная деятельность, здоровьесберегающей технологии, лекционно-зачётной, ИКТ, Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок; Урок-лекция; Урок-демонстрация; Урок-практикум; Творческая лаборатория; Урок-демонстрация; Урок-игра; Урок-консультация.

Основная форма деятельность учащихся - это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум.









учебно-тематическое планирование 6 кл.



№ п/п

Тема

Количество часов по тематическому планированию

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение

1



2

Первоначальные приемы работы с компьютером

2


2

3

Основы работы с графической информацией

6

1

5

4

Основы работы с текстовой информацией

4

1

3

5

Элементы алгоритмизации.

3

1

2


Резерв

1




Итого

17

3

12

Содержание курса информатики и ИКТ 6 класс


  1. Введение.

Информация. Виды информации. Информационные процессы хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Информатика.


  1. Первоначальные приемы работы с компьютером

Знакомство с компьютером. Компоненты компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Структура Клавиатуры. Техника работы с клавиатурой Хранение информации в компьютере. Дерево каталогов диска.

Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» (задания 5-8)

.Практическая работа №2 «Клавиатурный тренажер»

  1. Основы работы с графической информацией

Графическая информация. Графический редактор (интерфейс) программы Paint. Создание и сохранение графического изображения. Загрузка и редактирование графического изображения. .

Практическая работа №3 «создание и сохранение рисунка» .

Практическая работа №4 «Знакомство с инструментами» Инструменты «Заливка. Масштаб».

Практическая работа № 5 Операции над фрагментами графического изображения

Практическая работа № 6 Рисование дуг. Сжатие и растяжение изображений

Практическая работа № 7 Наклон, отражение и поворот изображений


  1. Основы работы с текстовой информацией

Текстовая информация. Знакомство с программой текстового редактора. Создание нового текстового документа. Сохранение текста.Загрузка и Редактирование текста. Работа со строками текста. Операции над фрагментами. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари.

Практическая работа №8 «Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи».

Практическая работа №9 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1-5).

Практическая работа №10 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6-7).

  1. Элементы алгоритмизации

Понятие алгоритма. Алгоритм, свойства алгоритмов Линейный алгоритм. Исполнитель алгоритма. Система команд и среда обитания исполнителя. Компьютерные исполнители алгоритмов. Формы записи алгоритма Алгоритмические конструкции.. Создание графических объектов. Работа над алгоритмом (запись, редактирование, сохранение). Составление линейных алгоритмов.. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Вспомогательный алгоритм.

Практическая работа №11 «Создам алгоритм».

Практическая работа №12 «Рисуем на свободную тему».



Тематическое планирование 6 класс (0,5ч в неделю)

п/п

Тема урока

Тип урока

Обязательный минимум.

Знать. Уметь.

Формы и виды контроля

Д/з

1

2

3

4

5

6

  1. Введение 1 час

Вводный урок. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Виды информации.

Урок - лекция с элементами беседы

Знать:

- правила ТБ при работе с компьют-м;

Уметь:

- использовать знания для успешной и безопасной работы на уроке.

Знать:

- виды информации и её свойства

Беседа. Зачёт по ТБ.


  1. Первоначальные приемы работы с компьютером (2 часа)

  1. 4

5

Знакомство с компьютером. Структура Клавиатуры.Компоненты компьютера. Техника работы с клавиатурой. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» (задания 5-8)

Комбинированный

Знать:

-основные устройства ПК и их назначение; объекты рабочего стола и их назначение; виды меню

Уметь:

-соблюдать ТБ при работе в кабинете и правила поведения; приводить примеры информационных процессов

- работать с объектами рабочего стола, производить настройку; - работать с мышью; производить стандартные операции с окнами; - работать с кнопкой Пуск и различными видами меню

Тестирование

Фронтальный опрос

Практикум


  1. 6

Хранение информации в компьютере. Практическая работа №2 «Клавиатурный тренажер»

Изучение нового материала

Беседа

Фронтальный опрос

Тестирование


  1. Основы работы с графической информацией (6 часов)

    Графическая информация. Графический редактор (интерфейс) программы Paint. Создание и сохранение графического изображения. Практическая работа №3 «создание и сохранение рисунка»

    Комбинированный

    Знать:

    - определение основных элементов графического интерфейса и их структуры.

    - особенности растровой и векторной графики

    - понятия «растр», «пиксель», «пиктограмма», «графические примитивы»

    - структуру окна графического редактора Paint

    - команды векторного графического редактора

    - назначение и роль клавиши {Shift} при рисовании геометрических фигур

    - основные действия с фрагментом рисунка

    Уметь:

    - хорошо ориентироваться в графическом интерфейсе операционной системы

    - использовать инструменты для рисования

    - создавать компьютерный рисунок средствами компьютерной графики

    - настраивать инструменты для рисования

    Фронтальный опрос

    Практикум

    Комбинированный


      Инструменты «Заливка. Масштаб». Практическая работа №4

      Комбинированный

      Презентация Беседа

      Практикум


        Практическая работа № 5 Операции над фрагментами графического изображения.

        Комбинированный

        Презентация Беседа

        Практикум


          Практическая работа № 6 Рисование дуг. Сжатие и растяжение изображений

          Комбинированный

          Практикум


            Практическая работа № 7 Наклон, отражение и поворот изображений

            Комбинированный

            Беседа

            Практикум


              Контрольная работа по теме «Основы работы с графической информацией»

              Обобщение и систематизация знаний

              Контрольная работа


              1. Основы работы с текстовой информацией (4 часов)

                Текстовая информация. Знакомство с программой текстового редактора. Загрузка и Редактирование текста. Практическая работа №8 Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи».

                Комбинированный

                Знать:

                - определение компьютерной графики и графического редактора;

                - инструменты графического редактора;

                - основные приёмы создания изображения и работы с фрагментами изображения;

                - назначение служебных клавиш клавиатуры, а также основные правила пользования клавиатурой;

                - приёмы создания, редактирования, форматирования текста, работы с его фрагментами.

                Уметь:

                - применять полученные знания для создания в изученных приложениях соответствующих документов.

                Презентация Беседа

                Тестирование Практикум


                  Понятие фрагмента текста. Операции над фрагментами. Практическая работа №9 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1-5).

                  Комбинированный

                  Фронтальный опрос

                  Тестирование


                    Операции над фрагментами. Практическая работа №10 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6-7).

                    Комбинированный

                    Фронтальный опрос

                    Практикум


                      Обобщение пройденного материала. Контрольная работа по теме «Основы работы с текстовой информацией»

                      Комбинированный

                      Контрольная работа Тестирование


                      1. Элементы алгоритмизации. (3 часов)

                      1. 29

                      Понятие алгоритма. Линейный алгоритм. Формы записи алгоритма. Создание графических объектов.

                      Изучение нового материала

                      Знать:

                      - определение алгоритма;

                      - виды алгоритмов;

                      - назначение среды ЛогоМиры;

                      - команды исполнения Черепашка;

                      - правила написания команд.

                      Уметь:

                      - применять знания при решении задач


                      1. 32

                      Компьютерные исполнители алгоритмов. Практическая работа №11 «Создам алгоритм»

                      Комбинированный


                      1. 35

                      Составление линейных алгоритмов. Практическая работа №12 «Рисуем на свободную тему».

                      Урок - лекция с элементами беседы


                        Контрольная работа по теме Понятие алгоритма.

                        Обобщение и систематизация знаний

                        Контрольная работа

                        Резерв 1 час

                        Итого: 17 часов




                        Перечень учебно-методических средств обучения


                        Литература

                        1. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы. Н.В.Макарова. -2-ое изд. - СПб.: Питер, 2008

                        2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008

                        3. Газета «Информатика», №13-2008 (566). Программирование на ЛОГО: задачник и решебник.

                        4. Газета «Информатика», №5-2009 (582). Игра «Регата» по информатике.

                        5. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 - 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

                        6. Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru

                        7. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru

                        8. Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net

                        Программное обеспечение

                        1. Операционная система.

                        2. Антивирусная программа.

                        3. Клавиатурный тренажер.

                        4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый и графический редакторы.

                        5. Программа-калькулятор.

                        6. Векторный графический редактор.

                        7. Среда программирования Basic 256.

                        12


                        © 2010-2022