Задача по информатике: взгляд через призму ФГОС ООО

Образовательный стандарт нового поколения провозглашает выход на личностный и метапредметный уровень требований к результатам обучения. Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Фундаментальным для курса информатики основной школы является понятие задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. В статье рассматривается взгляд на задачу через призму ФГОС ООО. Приводятся...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задача по информатике: взгляд через призму ФГОС ООО


Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Образовательный стандарт нового поколения провозглашает выход на личностный и метапредметный уровень требований к результатам обучения. Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Достижение метапредметных образовательных результатов требует от учителя информатики создания условий для роста не только уровня развития информационной (ИКТ) - компетентности, но и:

  • уровня реализации регулятивных универсальных учебных действий;

  • уровня реализации познавательных универсальных учебных действий;

  • уЗадача по информатике: взгляд через призму ФГОС ОООровня реализации коммуникативных универсальных учебных действий.


Процесс решение любой задачи учащимся на уроке это деятельность. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных средств.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метадеятельность выступает, как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Фундаментальным для курса информатики основной школы является понятие задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:

  • постановка задачи;

  • построение, анализ и оценка модели;

  • разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;

  • анализ и использование результатов.

Поэтому, необходимо использовать различные виды заданий. Отдельные примеры такого рода заданий и достигаемые с их помощью метапредметные, предметные и личностные результаты представлены в таблице.

Тема

Задание для выполнения

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Личностные результаты

Создание Web-сайта

Разработка дизайна и содержания сайта

Определение цели создания объекта, умение создавать художественный дизайн объекта, определение алгоритма разработки информационного объекта, умение сформулировать главную идею проекта в художественно-эстетической форме

Умение создавать Web-страницы с использованием редактора HTML

Осознание своих возможностей в сфере разработки информационных продуктов, развитие художественных способностей

Разработка программы в среде программирования

Разработка программы для расчета стоимости товара или услуги по запросу пользователя

Определение цели разработки программы, построение алгоритма взаимосвязи параметров, построение математической модели, умение анализировать результаты расчетов, умение варьировать параметрами

Умение создавать программу в среде программирования с использованием основных алгоритмических конструкций

Осознание своих возможностей в сфере программирования, осознание значимости алгоритмических моделей в сфере бизнеса

Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах

Составить оптимальный план раскроя материала

Определение цели выполнения расчета, осознание роли логистики в практике бизнеса, определение алгоритма составления целевой функции

Умение выполнять расчеты с использованием надстройки Поиск решения

Осознание возможности самостоятельного ведения бизнеса, определение сферы дальнейшей профессиональной деятельностиИменно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.

В конечном счете, речь идет о формировании системного подхода к взаимодействию человека с реальностью, что является одной из важнейших целей современного образования.

© 2010-2022