Электронная версия учебника по информатике

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реферат: Мультимедиа Электронная версия учебника по информатике Электронная версия учебника по информатике

Мультимедиа.

Мультимедиа - совокупность программно-аппаратных средств,

реализующих обработку информации в звуковом и зрительном

виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные

и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на

пример, для проведения персональных видеоконференций).

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ И РОССИИ

I. Введение.

Каждый из нас не раз слышал, что "компьютер может все". Однако, в реальной

жизни мы не имели убедительных подтверждений подобных высказываний прежде

всего потому, что имелись в виду потенциальные возможности компьютера,

известные, в основном, узкому кругу специалистов. Ситуация существенно

изменилась с появлением мультимедиа технологий, позволяющих раскрыть этот

потенциал в привычной информационной среде.

В настоящее время в мире наблюдается новый этап компьютеризации различных

видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа (multimedia) технологий.

Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы

создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает

качественно новые возможности. Самое широкое применение мультимедиа

технологии нашли в образовании - от детского до пожилого возраста и от

вузовских аудиторий до домашних условий. Мультимедиа продукты успешно

используются в различных информационных, демонстрационных и рекламных целях,

внедрение мультимедиа в телекоммуникации стимулировало бурный рост новых

применений.

Развитие мультимедиа технологий в информационном обществе справедливо

сравнивают по значимости с появлением кино в обществе индустриальном.

II. Положение в мире.

Характерным отличием мультимедиа продуктов является большой информационный

объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является

оптический диск CD-ROM стандартной емкости 640 Мбайт. На мировом рынке

сегодня представлены тысячи наименований мультимедиа продуктов на CD-ROM. Как

правило, каталоги содержат следующие разделы:

энциклопедии и справочники;

образование;

развлечения;

игры;

обучающие и развивающие игры.

Если в 1996 году было продано 5,1 млн. CD-ROM, то в 1999 году продажа

составила 52,1 миллионов дисков. Не существует аналогичного сектора мирового

рынка, где объемы продаж увеличились в 10 раз за 3 года.

Цифровая внешняя память CD-ROM за последние годы практически вытеснила

альтернативные решения, также как аналоговые видеодиски и видеоленты. Доля

специализированных устройств демонстрации, таких как CDI, существенно упала,

мультимедиа прочно обосновалась на компьютерах общего применения. Для

широкого пользователя наибольшее распространение получили две компьютерные

платформы - IBM PC и Apple Macintosh. Обе эти платформы на сегодня равноценны

с точки зрения возможностей. Разница заключается лишь в том, что IBM PC

является открытой системой, где набор дополнительных мультимедиа устройств

определяет сам пользователь, выбирая и широкую номенклатуру, а в Apple это

сделали специалисты фирмы.

Такой подход Apple давал преимущества на первом этапе развития мультимедиа и

становится тормозом в настоящее время. Анализ каталогов CD-ROM показывает,

что доля продуктов для IBM РС уже существенно выше, чем для Apple Macintosh.

Огромное количество аппаратных и программных расшире-ний IBM, представленных

на рынке, также свидетельствует о преимуществах открытых систем.

Наряду с продуктами, подготовленными к широкой продаже, имеется значительное

количество мультимедиа приложений, разработанных в университетах для нужд

учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 94- World Conference on

Educational Multimedia and Hypermedia, Vancower, Canada, June, 1994).

Эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато имеют

неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и

удовлетворения нужд данного учебного заведения.

Количество таких разработок колоссально. Достаточно сказать, что на

упомянутой конференции было представлено более 500 докладов и демонстраций,

отобранных из трех тысяч предложений, которые поступили от университетов

практически всех стран мира.

Третье бурно развивающееся направление - мультимедиа в телекоммуникациях.

Многие крупные фирмы активно ведут разработки коммуникаций на основе

волоконно-оптических сетей стандарта ISDN. Канал в такой сети имеет

пропускную способность 64 Кбит/сек и пользователю может быть одновременно

предоставлено несколько каналов. Спектр предлагаемых применений весьма широк

- от заказа товара по мультимедиа каталогу и просмотра заказной телепередачи

до выбора нужной книги и участия в мультимедиа телеконференции. Такие

разработки уже имеют общее название Information highway и предполагаются к

объединению в рамках государственных программ.

В то же время активно популяризируется идея использования уже существующих

глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью

предлагается объединить усилия мировых университетов на базе гипермедиа

технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный недостаток

университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как

для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются профессиональные

художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры, программисты,

университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и

программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее

методическое качество и глубина представления предметной области - вне

конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа фрагменты учебных

курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый преподаватель университета при

подготовке своего курса мог набрать необходимый материал по сети. Один из

идеологов этой работы - профессор Маурер (Грац, Австрия) - утверждает, что,

несмотря на очевидные проблемы (низкая для мультимедиа пропускная способность

сетей, авторское право и др.), идея такого "мирового университета"

жизнеспособна.

III. Положение в России.

Еще три года назад трудно было предположить появление рынка мультимедиа

продуктов в стране, испытывающей экономический кризис. Тем не менее, объем

продаж CD-ROM в России в 1994 году уже исчислялся тысячами штук. Появились

фирмы-производители мультимедиа продуктов, только в Москве их

насчитывается семь. Развиваются фирмы - распространители CD-ROM, освоен

серийный выпуск дисков на Уральском электромеханическом заводе. По некоторым

данным, российскими производителями разработано до 40 наименований

мультимедиа продуктов, правда, большинство из них - по зарубежным заказам.

Важно отметить, что по состоянию на 1994 год высшая школа занимает лидирующее

положение в области разработки мультимедиа продуктов в России.

Благодаря межвузовской научно - технической программе " Мультимедиа

технологии" (1992-1994 гг.) более чем в 15 ВУЗах страны сформировались группы

специалистов. Некоторые из них имеют достаточную квалификацию, опыт и

техническую базу для профессиональной работы (Российский государственный

гуманитарный университет, Московский государственный институт электроники и

математики (технический

университет), Санкт - Петербургский государственный морской технический

университет). Во многих ВУЗах руководство поддерживает инициативные работы в

этой области. Ежегодно к программе подключалось 2-3 новых группы, получившие

необходимый опыт из инициативных работ. В рамках программы создана и

действует центральная инфостудия Госкомвуза России - "Экон", которая на

сегодня является самым крупным разработчиком мультимедиа продуктов в стране.

В 1994 году результаты работ по программе представлялись на 18 международных

выставках и конференциях, в том числе - на крупнейших зарубежных ("CeBIT" - в

Германии, "Comdex/Fall" - в США, "CEETEX" - в Англии, "Евромитинг" - в

Бельгии, "ED-MEDIA" - в Канаде), а также - на наиболее представительных в

России ("Аниграф", "Comtec", "Графикон" и др.). Уровень разработок можно

оценить полученными от зарубежных фирм и университетов предложениями (более

30).

Анализ представленных результатов был дан практически во всей компьютерной

периодике ("Компьютер пресс", "Мир ПК", "КомпьюТерра", "Софт-маркет" и др.),

в других средствах массовой информации (TV - 1, 2, 4,"Коммерсант - Daily",

"Наука и бизнес", "Поиск", "625" и др.).

Такая широкая экспертиза позволяет сделать однозначный вывод - российские

мультимедиа продукты для образования рассматриваются как одни из самых

перспективных в мире, а образовательная система является самой эффективной

почвой для развития мультимедиа технологий в стране.


© 2010-2022