Программа дополнительного образования по подготовке дошколят Информашка

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

«ИНФОРМАШКА»



для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Срок реализации программы: 1 год







Аннотация

Во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.

Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка.

Развивающая работа с дошкольниками должна строиться как целостная осмысленная деятельность, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.

Станет ли школа для ребёнка вторым домом, будет ли он ходить в этот дом с радостью, свяжет ли всё значимое для него в настоящем со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворённость?

В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него есть красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, все равно тяжело прийти в класс, где он практически никого не знает. На занятиях по подготовке к школе детей учат не бояться этого. Они начинают понимать, как быстрее освоиться в новой ситуации, как найти общий язык с учителями и одноклассниками. И конечно подготовятся и к тяжелым испытаниям, и к радостным событиям, которыми так богата школьная жизнь

Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир, человек может начать не только, окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходят новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне - среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы?

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Целью программы «Информашка» является обучение детей компьютерной грамотности.

Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера с использованием компьютерных технологий будут способствовать:

  1. Воспитанию и развитию у каждого ребёнка:

  • положительного отношения к себе и окружающему миру;

  • познавательной и социальной мотивации;

  • инициативность;

  • самостоятельность.

  1. Сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни;

  2. Формированию целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, содействие интеллектуальному развитию ребенка.

  3. Содействию появления у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности.

  4. Формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей.

  5. Развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

Задачи подготовительного курса:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

  • помочь детям вжиться в позицию школьника;

  • содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

  • обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

  • развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

  • развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);

  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Задачи по знакомству с компьютером и овладению компьютерными технологиями:

  1. Приобщать детей к миру информационной культуры, подготовке к усвоению идей информатики.

  2. Формировать навыки работы с персональным компьютером (программы Paint, Перволого, Интернет).

  3. Обучать детей ориентации в смыслообразующих звеньях информационного потока, умению выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к умозаключениям, самостоятельной интерпретации.

  4. Тренировать цветовое и пространственное восприятие.

  5. Развивать скорость реакции.

  6. Пополнять словарный запас.

  7. Научить считать.

  8. Развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, моторику.

Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:

  1. Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.

  2. Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.

  3. Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения.

  4. Индуктивный и дедуктивный методы.

  5. Частично-поисковый или эвристический метод.

  6. Исследовательский метод.

  7. Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.

Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения». Составитель комплекта программ профессор Р.Г. Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова. В соответствии с основной идеей, программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

Актуальность.

«Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

Необходимо совершенствовать образовательное пространство с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей.

Формировать общекультурную и гражданскую идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировоззрения ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми).

Отличительная особенность программы «Информашка» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Новизна.

Новизна программы «Информашка» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, ручки, линейки, телефона, DVD, телевизора и др., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.

В программе «Информашка» используются современные компьютерные программы:

  • «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования;

  • MS Paint - графический редактор;

  • «Раскрась-ка»;

  • Точка за точкой;

  • «Пазлы» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой;

  • «Баба-Яга учится читать».

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-праздник;

  • занятие-спектакль;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование.

Основные принципы работы:

  • учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей и возможностей детей;

  • уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий,

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • систематичность и последовательность занятий, наглядность;

  • учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки «Информашка».

Характеристика результатов формирования

универсальных учебных действий

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

4. Участвовать в паре.

Режим проведения занятий:

На базе МОАУ «СОШ № 56» имени Хана В.Д. г.Оренбурга с октября по апрель, по 1 занятию в неделю, что составляет 27 занятий по 25-30 минут.








НТ - урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗ - урок закрепления знаний и выработки умений

УК - комбинированный урок

УОС - урок обобщения и систематизации знаний

УП - урок проверки, оценки и контроля знаний

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

п/п

Тип урока

Тема урока

Планируемые результаты (УУД)

ИКТ

Практическая работа


1

НТ

Правила техники безопасности. Знакомство с программой «Информашка». Первое знакомство с компьютером. Манипуляции с мышкой.




Презентация «Сказка Колобок. Состав компьютера»

igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly/pazl-iz-skazki-kolobok


2


Анализ, классификация предметов.





igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/detskaja-razvivajushaja-igra-chast-i-celoe


3


Обучение основам работы с клавиатурой.




Презентация «Клавиатура»

Клавиатурный тренажер «Babytype»


4


Обобщение по заданному признаку.





igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/logicheskaja-cepochka-dlja-doshkolnikov


5


Знакомство с графическим редактором MS Paint.




Презентация «Графический редактор

MS Paint»

Графический редактор

MS Paint


6


Сравнение и выделение главного.





igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/razvivajushaja-igra-na-poisk-otlichij


7


Первый рисунок с помощью графического редактора Paint.




Презентация «Графический редактор

MS Paint»

Графический редактор

MS Paint


8


Простые умозаключения.







9


Задачи-шутки







10


Действия по предложенной схеме-алгоритму. Перволого.







11


Действия по предложенной схеме-алгоритму. Перволого.







12


Действия по предложенной схеме-алгоритму. Перволого.







13


Действия по предложенной схеме-алгоритму. Перволого.







14


Действия по предложенной схеме-алгоритму. Перволого.







15


Действия по предложенной схеме-алгоритму. Перволого.







16


Точка за точкой.







17


Веселые дидактические игры.







18


Учимся читать.







19


Учимся читать.







20


Построение ряда по заданным параметрам.







21


Играя, обучаясь.







22


Увлекательные словесные игры.







23


Интерактивные пазлы.







24


Создаем своё лото.







25


Создаем сравнительную картинку.







26


Заключительное занятие. Первое портфолио.







27


Диагностика. Отчетное занятие







В предмете «Информатика» на этапе начального обучения в Образовательной системе «Школа 2100» предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики - любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) - приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Ожидаемые результаты:

Знает:


  • правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

  • название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;

  • сущность понятия алгоритма ввода информации;

  • правила работы с исполнителями алгоритмов;

  • правила работы, основные функции графического редактора.

Умеет:


  • иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора;

  • пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры); закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя;

  • составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;

  • пользоваться игровыми и обучающими программами.






© 2010-2022