Статья ИКТ как средство формирования УУД на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ как средство формирования УУД на уроках информатики


За последнее два десятилетия произошли существенные изменения роли персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится на одно из первых мест в жизни современного человека. Дети смело с ранних лет осваивают электронные гаджеты. Владение информацией и умение ее обрабатывать вырабатывает в человеке новый стиль мышления, он принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, что необратимо влияет на жизнь людей. Развитие информационных технологий порождает появление новых профессий. Как следствие должно меняться и образование. Поэтому появление новых образовательных стандартов было вполне ожидаемо. В новой системе стандартов образования развитие личности обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

В основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.


Универсальные учебные действия

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. «Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.

Личностные УУД

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задавать вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Формирование

Личностные УУД формируются при рассмотрении на уроках информатики следующих этико-правовых вопросов:

- Правовые нормы использования программного обеспечения. Рассмотрение вопросов лицензионного, условно бесплатного и свободно распространяемого ПО.

- Этические нормы поведения при общении в социальных сетях, электронной переписке.

Ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся может формироваться на протяжении всего курса информатики, объясняя учащимся, где они смогут применить те или иные полученные знания в своей профессиональной деятельности. Очень важно регулярно связывать информационную деятельность с конкретными специальностями, тем самым избегая часто задаваемых вопросов «Зачем нам это надо?» и «Где я это буду использовать?» Также стараюсь на личных примерах из жизни показать учащимся, что им жизненно необходимо владение ИКТ.

Регулятивные УУД

Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Формирование

Регулятивные УУД постоянно присутствуют в учебной деятельности, поскольку такие аспекты, как целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности всегда присутствуют на уроке, особенно там, где предусмотрена практическая часть.

Явно это просматривается на уроках по изучению возможностей тестовых редакторов. На первых уроках я знакомлю детей с приемами форматирования текста. Предоставляю им технологические карты с небольшим заданием и подробным алгоритмом действий. По мере изучения материала, комментарии к выполнению работы сводятся к минимуму. В итоге учащимся предоставляется конечный продукт, который они должны получить (распечатку текстового документа с различными вариантами форматирования текста). Учащиеся четко могут поставить перед собой цели и задачи, составить план работы по выполнению практической работы. После выполнения задания контролируют выполнение по заданному образцу, при необходимости выполнить коррекцию последовательности действий, а также сделать самооценку своей работы и получить оценку учителя.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формирование

К одному из способов формирования познавательных УУД будет относиться умение организовать поиск необходимой информации в сети Интернет. Поскольку учащиеся достаточно часто обращаются за помощью к сетевым ресурсам, то они должны на уроках информатики научиться правильно строить запросы и пользоваться поисковыми системами.

Использование интерактивной доски на уроках позволит быстро и наглядно структурировать информацию, из предложенных фрагментов собрать единое целое.

Коммуникативные УУД

Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формирование

Свои уроки стараюсь строить с обязательным присутствием живого диалога. Организация на уроке обратной связи позволяет «держать руку на пульсе», правильно ли воспринимают информацию учащиеся, на сколько правильно выполняются практические задания. Такой диалог можно организовать с помощью средств интерактивной доски.

Использование средств ИКТ с целью формирования УУД на уроках позволяет говорить о новом типе учебного занятия. Уроки можно сделать активными (доклады учащихся, презентации), а лучше интерактивными (двусторонняя связь между учителем и учеником, создаваемая, в том числе, благодаря интерактивным доскам, а также различными электронными образовательными ресурсами).

Именно последним принадлежит ведущая роль в построении современного образовательного процесса.

Используемые источники

  1. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342с.

  3. Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании» Чебоксары , 2012 г. [режим доступа: ito.infoznaika.ru/book/2012/ITO_Cheb_2012_1.pdf]

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // standart.edu.ru

  5. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2010г.

© 2010-2022