Конспект урока по теме «Создание баз данных»

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4


Пименова Ольга Владимировна
учитель информатики


Конспект урока по теме
«Создание баз данных»









Копейский городской округ, 2015

Тип урока:

  • урок-практикум.

Вид урока:

  • Комбинированный, продолжительность 1 час 20 минут.

Технология:

  • Проблемное обучение, групповая работа.

Место урока в теме:

  • Урок проводится в ходе изучения темы «Информационные системы», после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.

Оборудование:

  • Компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.

  • Учебник: Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 - 9 классы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  • Таблички I, II, III группа, «Агентство недвижимости», «Автосалон», «Видеопрокат».

  • Карточки с номерами 1 -12

Оформление доски:

  • Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Цели урока:

  • Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

  • Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету «Информатика» в целом.

  • Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

  • Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

  • Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

  • Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

  • Учебная - закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;

  • Развивающая - развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

План урока:

  • Организационный момент. (8 мин).

  • Работа по группам. (36 мин)

  • Отчет групп. (30 мин)

  • Подведение итогов урока. (4 мин)

  • Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.


Тема сегодняшнего урока: «Создание баз данных».

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

  • Продажа квартир;

  • Продажа автомобилей;

  • Прокат видеокассет.

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками с номерами. Каждый из вас вытягивает номер из колоды карточек.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1-4 образуют первую группу, кому достались бочонки 5-8 - вторую, 9-12 - третью.

Займите, пожалуйста, свои места. Учащиеся занимают места за столами, на которых стоят таблички «Группа 1», «Группа 2», «Группа 3».

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Содержимое конвертов.

  1. Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

  2. Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

  3. Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

  • Анализ представленной информации (5 мин).

  • Продумывание и создание структуры БД (10 мин).

  • Заполнение базы данных (10 мин).

  • Подготовка доклада для выступления (10 мин).

  • Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

В это время учитель расставляет на их столы таблички с надписями: «Агентство недвижимости», «Автосалон», «Видеопрокат»

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе - ввод и редактирование данных - часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель. Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы - 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

  • Название базы данных.

  • Количество полей в базе данных.

  • Типы полей, их свойства.

  • Количество записей.

  • Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель: Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

- Слово предоставляется ребятам.

Учитель: Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема «Создание баз данных средствами MS Access» вами усвоена. Благодарю вас за прекрасную работу.


© 2010-2022