- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка урока по теме: Кодирование информации
Методическая разработка урока по теме: Кодирование информации
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Назарова Е.В. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока по информатике
Учитель информатики Назарова Елена Владимировна, учитель информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20» имени И.И. Наймушина
Класс: 3 класс
Раздел программы: «Кодирование информации»;
Тема: «Кодирование информации»;
Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков.
Цели урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, регулятивных) обучающихся в предметной области информатика.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения задания, сличать результат действий с эталоном.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица), составление знаково-символических моделей.
Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слушать друг друга, умение выражать свои мысли, в соответствии с задачами урока.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению информатики через практическую деятельность, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и обучающимся.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Познакомить обучающихся со способами кодирования информации, актуализировать и расширить знания обучающихся о кодировании, научить кодировать информацию.
Ожидаемые результаты:
Способность решать задачи на кодирование информации с использованием различных образовательных ресурсов самостоятельно и в группах.
Оборудование, демонстрационный материал:
-
мультимедийный проектор, компьютер, экран;
-
компьютерная презентация;
-
схема системы оценки деятельности обучающихся на уроке Семицветик;
Список литературы и Интернет-ресурсов:
-
Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса , Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Информатика. Рабочая тетрадь для третьего класса. Ч. 1. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова
-
Электронная рабочая тетрадь для третьего класса. Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова.
-
metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ - адрес авторской мастерской Матвеевой Н. В. На сайте Издательства БИНОМ.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
-
Применение теоретического материала в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия деятельности.
ХОД УРОКА
-
Организационный этап.
Приветствие, знакомство с системой оценки деятельности обучающихся на уроке.
Учитель: Хочу предложить вам особую систему оценки вашей работы на уроке. На доске и на экране вы видите цветик-семицветик.
Каждый оцениваемый параметр обозначен определенным цветом, их всего семь,
- желтый - упражнение-диктант,
- синий - работа в тетради на печатной основе, и т. д.
Каждый «семицветик» соответствует определенной оценке, которую вы сможете заработать сегодня на уроке.
-
Актуализация знаний.
Разминка.
На экране ребусы, в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и записывают его в тетради, устно объясняют значение этих слов За правильный ответ - лепесток.
Учитель: Что мы сейчас с вами делали?
Ответы учеников: расшифровывали спрятанную информацию.
На доске учитель:
- записывает предложение:
«Светит солнце».
- рисует солнышко.
- задает вопрос:
Какую информацию несут эти две формы представления?
Правильно, и текст и рисунок несут одну и ту же информацию, а именно: «Светит солнце». Значит, мы с вами зашифровали одинаковую информацию разными способами. И эти способы представления информации мы используем с вами в нашей повседневной жизни. Мы можем ее проговорить, можем, написать или нарисовать.
Ребята, попробуем сформулировать тему нашего урока.
Убедимся в правильности наших размышлений, расшифровав ребус.
Учитель: Вы увидели образец закодированной информации.
Тема урока: «Кодирование информации».
Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.
Фронтальный опрос:
-
Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? (Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации).
-
Какие формы представления информации мы знаем?
-
Можем ли мы представлять одну и ту же информацию разными формами? (Да, можем).
-
Для чего человек в своей жизни использует разные формы представления информации? (Для ее кодирования, то есть зашифровки).
-
Как формы представления информации могут быть связаны с темой нашего урока «Кодирование информации»? (Когда мы представляем информацию в разных формах, мы ее кодируем).
За правильный ответ - лепесток.
На данном этапе учитель показывает детям, как одна форма представления информации может быть закодирована другой формой при выполнении упражнения-диктанта: представление звуковой информации в графическом виде.
Поставьте точку в тетради (пример на экране). Выполните следующие действия (учитель произносит вслух действия, которые учащиеся выполняют по следующему алгоритмы):
-
1 шаг вверх;
-
1 шаг влево;
-
1 шаг вниз;
-
1 шаг влево;
-
1 шаг вниз;
-
1 шаг вправо;
-
1 шаг вниз;
-
1 шаг вправо;
-
1 шаг вверх;
-
1 шаг вправо;
-
1 шаг вниз;
-
1 шаг вправо;
-
1 шаг вверх;
-
1 шаг вправо;
-
1 шаг вверх;
-
1 шаг влево;
-
1 шаг вверх;
-
1 шаг влево;
-
1 шаг вниз;
-
1 шаг влево.
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и сравнивают полученный результат его работы с эталоном, представленный на экране.
У кого получился другой рисунок? Как вы думаете, почему? (Кто то мог перепутать право и лево.
В результате передачи информации могло произойти ее искажение, поэтому результат оказался другой).
За правильный ответ - лепесток.
-
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала [1]
Учитель: Кодирование - это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем - обратно в звук. При этом смысл сообщения не изменяется.
Кодирование - это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.
Закодированная информация - это данные. Например, текст - это текстовые данные, рисунок - это графические данные, число - это числовые данные.
Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о трех машинах.
Графические данные о машинах
Текстовые данные о машинах
Числовые данные о машинах
Три машины
3
Упражнение (письменно). Заполнить таблицу (задание на экране).
За правильный ответ - лепесток.
С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы - «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей (рассмотреть команды светофора на экране).
Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.
Рассмотрим несколько таких правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):
-
Код Цезаря (выполнить упражнение на экране). За выполненное задание - лепесток.
-
Индейская азбука.
-
Семафорная азбука.
-
Азбука Морзе (слайд 15).
-
Пляшущие человечки.
-
Кодировочная таблица.
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Учитель: Как физическая разминка связана с темой нашего урока? (Мы зашифровывали информацию с помощью жестов, мимики и движений).
-
Применение теоретического материала в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.
Решение задач № 2, № 3 в рабочей тетради [2]. За правильно решенные задачи - получают лепесток «семицветика».
Работа в электронной рабочей тетради Матвеевой [3] на компьютерах. За верно выполненное задание учащиеся получают лепесток «семицветика».
-
Домашнее задание.
Придумать свой алфавит и закодировать пословицу «Одна голова хорошо, а две лучше». При кодировании можно использовать любые формы представления информации. Используя средства Internet найти еще способы кодирования информации, с которыми мы не познакомились на нашем уроке.
-
Рефлексия деятельности.
Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Давайте подведем итоги.
Учитель:
-
С чем мы познакомились сегодня на уроке?
-
Какие открытия для себя вы сегодня сделали?
-
Чему вы сегодня научились?
-
Какие сложности в работе возникали?
-
Что вам было интересно?
-
Что получалось легко?
-
Что я еще хочу узнать по данной теме?
Каждый подсчитывает количество лепестков своего цветка.
- У кого в руках Семицветик? Молодцы, вы получили оценку 5.
- Сколько лепестков не хватает, чтобы ваш цветок стал Семицветиком?
Корректируем результаты, отмечаю ошибки и неточности.
Спасибо за урок.