• Преподавателю
  • Информатика
  • Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса


В Примерной основной образовательной программе основного общего образования сформулированы 4 группы планируемых результатов освоения учебного предмета «Информатика» по следующим направлениям:

1) информация и способы ее представления;

2) основы алгоритмической культуры;

3) использование программных систем и сервисов;

4) работа в информационном пространстве.

Кроме того, большая роль отводится «Информатике» в достижении результатов междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Проанализируем содержание планируемых результатов освоения учебного предмета с точки зрения организации компетентностно-ориентированного процесса обучения, целью которого является вооружение учащихся не столько знаниями, сколько умениями использовать новые знания для организации собственной деятельность. То есть главный вопрос в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса: «Что будет уметь делать учащийся после изучения той или иной темы, того или иного учебного предмета?»

Подобный анализ содержания планируемых результатов освоения учебного предмета «Информатика» позволяет разбить их на две группы с точки зрения компетентностно-ориентированного подхода по критерию использования этих результатов в качестве инструментов решения учебных и практических задач:

1) решение учебных и практических задач средствами учебного предмета «Информатика»;

2) освоение информационно-коммуникационных средств решения учебных и практических задач.

К первой группе можно отнести планируемые результаты двух первых направлений (информация и способы ее представления и основы алгоритмической культуры), в рамках которых учащиеся осваивают навыки:

- описания информации в двоичной системе исчисления;

- создания алгоритмов и программ для решения учебных и практических задач.

Ко второй группе можно отнести планируемые результаты двух последних направлений (использование программных систем и сервисов и работа в информационном пространстве), в рамках которых учащиеся осваивают навыки работы с различными программными системами и сервисами, как для решения задач, так и для организации личного пространства данных. Именно эта группа результатов является основой достижений учащихся в рамках межпредметной программы по формированию ИКТ-компетентности.

Рассмотренные две группы результатов освоения учебного предмета «Информатика» по критерию использования их в качестве инструментов решения учебных и практических задач позволяют выбрать адекватную их природе стратегию формирования в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.

Специфику формирования результатов двух выделенных групп продемонстрируем на примерах конкретных задач.

Результат 1. Решение учебных и практических задач средствами учебного предмета «Информатика».

Примером может служить задача на построение алгоритма решения какой-либо задачи.

Процесс решения такой задачи можно представить с помощью приема «черный ящик».

ВОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процессаОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процессаОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процессаХОД ВЫХОД

Чёрный ящик - объект, внутренняя структура которого неизвестна или неважна в рамках решаемой задачи, но о функциях которого можно судить по его реакциям на внешнее воздействие.

Где «вход» - это ситуация, заданная условиями задачи, «выход» - это решение задачи, а «черный ящик» - это процесс поиска решения. С учетом выше сказанного процесс решения задачи рассматриваемого типа можно схематично представить следующим образом.

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Учитывая, что в рамках компетентностно-ориентированного подхода процесс решения строится на основе универсального учебного действия «моделирование», схему решения задачи можно конкретизировать, показав, как происходит поиск решения.

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса







Выделение в процессе обучения метапредметного уровня позволяет раскрыть перед учащимися содержание «черного ящика» - процесса решения задачи. И в арсенале учащихся вместо метода «проб и ошибок» появляется конкретный метод решения «общий прием решения задач». Данная схема описывает процесс решения учебных и практических задач с использованием средств учебного предмета, а значит, может быть использована в рамках любого учебного предмета.

В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса на первом этапе дается структура изучаемого явления, позволяющая выстраивать достаточно большой набор репрезентаций, охватывающих широкий класс задач в изучаемой теме. На этапе генезиса осуществляется тренинг навыков построения репрезентаций, рассматриваются в основном случаи, когда имеющихся знаний хватает для построения репрезентаций соответствующих рассматриваемым задачам. Как правило, это достаточно широкий спектр задач. На этапе самореализации помимо рассмотренных задач, будут встречаться задачи, требующие для построения репрезентаций привлечения дополнительных знаний. Как правило - это не для всех учащихся, а для проявляющих повышенный интерес к предмету. Таким образом, в компетентностно-ориентированной модели заложен индивидуализированный подход к построению образовательного процесса.

Наряду с рассмотренным результатом 1 при изучении учебного предмета «Информатика» выделяется результат другого плана.

Результат 2. Освоение информационно-коммуникационных средств решения учебных и практических задач.

Примером задачи, в рамках решения которой учащийся использует данный результат как инструмент деятельности, может служить типичная задача из ГИА 9 класса: Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Процесс решения такой задачи можно так же представить с помощью приема «черный ящик».

ВОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процессаОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процессаОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процессаХОД ВЫХОД

Однако вход и выход имеет другое содержание, на наш взгляд, они меняются местами. В задачах по освоению средств в условии представлен выход, то есть то, что отражается на экране в результате каких-либо действий (в представленной задаче в результате копирования формул), а учащемуся требуется объяснить, что при этом происходит с данными.

С учетом выше сказанного процесс решения задачи рассматриваемого типа можно схематично представить следующим образом.

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса


Вновь, учитывая, что в рамках компетентностно-ориентированного подхода процесс решения строится на основе универсального учебного действия «моделирование», схему решения задачи можно конкретизировать, показав, как происходит поиск оснований для объяснения действия программы.

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса








Представленная схема решения задач, направленных на освоение информационно-коммуникационных средств решения учебных и практических задач, на метауровне показывает, что:

1) решение данных задач имеет ту же логику действий, только движение осуществляется от выхода к входу;

2) для построения рабочей репрезентации нужно хорошо знать принципы работы изучаемого программного средства.

Поэтому обучение решению задач, направленных на освоение информационно-коммуникационных средств, предполагает знание определений основных операций и объяснение на их основе действий программы. То есть на втором этапе компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса в отличие от обучения решению задач первого типа, идет объяснение не выбора собственных действий, а действий программного средства, то есть идет тренинг построения репрезентаций действий программы.

Проиллюстрируем логику освоения средств решения задач на примере изучения темы «Виды ссылок» в 8 классе.

1) На этапе структурирования даются определения ссылок. С ним можно ознакомиться в учебнике.

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

2) Осознание представленной теоретической информации происходит на этапе генезиса непосредственно при работе с таблицами. Учащимся предлагается произвести различные виды копирований формул и объяснить, какие при этом действия отображаются на экране и почему.

Учащимся предлагаются следующие задания.

В ячейке D5 записана формула =$B$2+$C$; объясните, что будет, если формулу скопировать во все соседние ячейки?

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Что будет, если формулу =B2+C3 скопировать из D5 во все соседние ячейки?

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Что будет, если формулу =$B2+C$3 скопировать во все соседние ячейки?

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

При решении данных заданий учащиеся выполняют заданное копирование, объясняют, какие изменения произошли с формулой при копировании и почему, с какими видами ссылок они работали. То есть осуществляют анализ структуры и последовательности программы.

На этом же этапе генезиса учащиеся осваивают навыки построения репрезентационной модели действий программы на основе имеющихся знаний. Данные навыки могут отрабатываться как на учебных, так и на практико-ориентированных задачах.

В качестве учебной задачи можно предложить задачи из ГИА:

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса

Примером практико-ориентированной задачи может выступать следующая задача:

Произведите расчет о стоимости товара в рублях и долларах.

Особенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса





3) На этапе самореализации учебные и практические задачи могут быть усложнены. Важно, что учащиеся при их решении действуют четко по логике выше описанного процесса и поиск решения задачи осуществляется целенаправленно. В зависимости от сложности задачи будет усложняться или упрощаться репрезентационная модель.

© 2010-2022