- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чумакова Ю.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе примерной программы по информатике, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, основной образовательной программы школы, учебно-методического комплекта и на основе авторской программы линии Н.Д. Угриновича.
Рабочая программа соответствует требованиям «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851/м), нормативному локальному акту МБОУ СОШ №6 «Положение о рабочей программе учителя» (Приказ № 147 от 28.08.2015г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Информатика и ИКТ». 9 класс / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. (Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год).
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области «Информатика» и, соответственно, одного предмета «Информатика и информационные и коммуникационные технологии» (далее «Информатика и ИКТ»).
Общая характеристика учебного предмета.
Целью изучения курса Информатики и ИКТ в 9 классах является:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа по информатике для 9 класса по годовому календарному графику школы рассчитана на 67 часов в 9 «А», 66 часов в 9 «Б» классе и 68 часов в 9 «В» классе.
Урок, выпавший на 23.02.2016 и 08.03.2016, проводится блочно с уроком № 44 и № 45.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:
Представление информации
Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Информационные технологии
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые Машины; формулирование запросов.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 классов:
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценивания
Используемые методы контроля знаний на уроках информатики. Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Устный опрос. Устный опрос, с одной стороны, может осуществляться на каждом уроке (как эвристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся. Здесь самым главным условием деятельности учителя является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. А также, с другой стороны, устный опрос может служить контролем оценивания знаний учащихся. И, в этом случае, нужно заметить, что он является проблематичной сферой контроля.
Рассмотрим факторы, влияющие на оценку при устном опросе:
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной речи, не искажающие смысла ответа или решения и т.п.
Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:
-
«5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4»- при наличии 1-2 недочетов;
-
«3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;
-
«2» - незнание основного программного материала;
-
«1»-отказ от выполнения учебных обязанностей.
Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т. е. является формой контроля усвоения знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, может быть дано задание построения схемы, таблицы, написания программы и т. д.
Факторы, влияющие на оценку при выполнении практической работы:
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:
-
«5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4»- при наличии 1-2 недочетов;
-
«3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;
-
«2» - незнание основного программного материала;
-
«1»-отказ от выполнения учебных обязанностей.
Ещё один метод контроля знаний на уроках информатики - тестирование. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течение учебного года. Эффективным средство обучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.
В чем эффективность данного метода?
Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Если по другим предметам достаточно проблематично раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на информатике в качестве необходимого технического средства можно использовать компьютеры, где предварительно помещаются все необходимые тесты и учащиеся в любой момент могут совершенно спокойно себя протестировать.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. Для гимназических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики при оценивании используется следующая шкала,
для теста из пяти вопросов:
• нет ошибок - оценка «5»;
-
одна ошибка - оценка «4»;
-
две ошибки - оценка «3»;
-
три ошибки - оценка «2».
для теста из 30 вопросов:
-
29-30 правильных ответов - оценка «5»; (99%)
-
22-28 правильных ответов - оценка «4»; (70-75%)
-
15-21 правильных ответов - оценка «3»; (50%)
-
меньше 15 правильных ответов - оценка «2».
Календарно-тематическое планирование 2015 - 2016 учебный год
9 «А» класс, информатика Н. Д. Угринович, 2 часа в неделю, всего - 67 часов
№ урока
Дата
Тема раздела программы, тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Диагностический инструментарий оценки достижений обучающихся
план
факт
I четверть
-
Алгоритмизация и программирование - 18 часов
1
01.09
Инструктаж по технике безопасности. Понятие алгоритма.
Инструкции по ОТ при работе на ПК. Электробезопасность.
Правила поведения.
Гигиена. Упражнения для снятия напряжения с глаз.
Работа с раздаточным материалом.
Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
2
05.09
Свойства и графическое описание алгоритма.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления. Блок - схема.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Исследовательская.
Опрос, задания по карточкам
3
08.09
Типы алгоритмов. Линейный алгоритм.
Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, понятие вспомогательного алгоритма.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Исследовательская.
Самостоятельная работа
4
12.09
Практическая работа № 1. «Программирование линейных задач»
Линейный алгоритм, запись линейного алгоритма словесно, в виде блок-схемы, на языке программирования(паскаль). Запуск программы Программа. Структура программы. Команды. Операторы. Оператор вывода.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 1. « Программирование операций ввода-вывода»
5
15.09
Переменные.
Практическая работа № 2. « Арифметические выражения.»
Линейный алгоритм, запись линейного алгоритма в виде блок-схемы, на языке программирования(паскаль). Имя переменной.
Тип переменной.
Объявление переменой.
Оператор присваивания.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Проектно-
исследовательская.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
Практическая работа № 2. «Вычисление простых математических выражений»
6
19.09
Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор».
знать/понимать:
-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: ветвление и выбор; полная и неполная форма условного оператора. Решение задач с использованием условного оператора. Оператор выбора, правило записи оператора выбора на языке паскаль.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
7
22.09
Практическая работа № 3.
«Программирование задач на ветвление».
знать/понимать:
-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: ветвление и выбор; полная и неполная форма условного оператора. Решение задач с использованием условного оператора. Оператор выбора, правило записи оператора выбора на языке паскаль.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 3.
«Программирование алгоритмов с логическим условием».
8
26.09
Алгоритмическая структура «цикл».
Циклический алгоритм, цикл со счётчиком, цикл с предусловием, цикл с постусловием.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
9
29.09
Практическая работа № 4. «Программирование циклических алгоритмов».
Циклический алгоритм, цикл со счётчиком, цикл с предусловием, цикл с постусловием.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 4. «Программирование циклических алгоритмов».
10
03.10
Практическая работа № 5. «Работа с файлами»
Файл. Типы файлов (последовательные, прямого доступа, индексированные); работа с файлом (объявление, связь, открыть, закрыть, удаление). Типизированные, текстовые файлы.
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 5. «Работа с файлами»
11
06.10
Одномерные массивы.
Практическая работа № 6. «Ввод-вывод массивов».
Массив, запись массива
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-
исследовательская.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
Практическая работа № 6. «Ввод-вывод массивов».
12
10.10
Практическая работа № 7. «Поиск элемента массива».
Массив, запись массива, поиск элементов массива.
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 7. «Поиск элемента массива».
13
13.10
Практическая работа № 8. « Поиск экстремальных значений».
Ввод и вывод матриц. Поиск экстремальных значений величин. Понятие вспомогательного алгоритма.
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-
исследовательская.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
Практическая работа № 8. «Поиск экстремальных значений величин».
14
17.10
Практическая работа № 9. «Перестановка и сортировка элементов массива».
Обработка элементов матриц. Перестановка и сортировка элементов массива.
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 9. «Перестановка и сортировка элементов массива».
15
20.10
Практическая работа № 10. «Перестановка и сортировка элементов массива».
Обработка элементов матриц. Перестановка и сортировка элементов массива. Символьные и строковые функции.
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 10. «Перестановка и сортировка элементов массива».
16
24.10
Контрольная работа «Алгоритмизация и программирование».
См. ур. 1-15
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
17
27.10
Практическая работа № 11. Проект «Слово-перевертыш».
Циклический алгоритм, цикл со счётчиком, цикл с предусловием, цикл с постусловием.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 11. Проект «Слово-перевертыш».
18
31.10
Практическая работа № 12.
Проект «Отметка».
Оператор выбора, правило записи оператора выбора на языке паскаль.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 12.
Проект «Отметка».
II четверть
-
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 14 часов
19
10.11
Кодирование графической информации.
Аналоговая и дискретная форма графической информации. Пространственная дискретизация. Пиксель.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
20
14.11
Практикум. «Кодирование графической информации».
Аналоговая и дискретная форма графической информации. Пространственная дискретизация. Пиксель.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Практикум. Решение задач по теме «Кодирование графической информации».
21
17.11
Растровая и векторная графика.
Растровое изображение. Разрешающая способность растрового изображения. Глубина цвета. Графические режимы экрана монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Пиксель.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
22
21.11
Интерфейс графических редакторов.
Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
23
24.11
Практическая работа № 13. Проект «Снежинка».
Область рисования. Технология рисования графических примитивов. Линия. Кривая. Прямоугольник. Многоугольник. Овал. Окружность. Палитра цветов. Расширенная палитра. Пипетка. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 13. Создание рисунков в растровом графическом редакторе. Проект «Снежинка»
24
28.11
Практическая работа № 14. Проект «Зима».
Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 14. Создание рисунков в растровом графическом редакторе. Проект «Зима»
25
01.12
Практическая работа № 15. Проект «Магистраль».
Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 15. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Проект «Магистраль»
26
05.12
Анимация.
Практическая работа № 16. Разработка презентации со встроенной анимацией.
Анимация. Анимация в презентациях.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 16. Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.
27
08.12
Практическая работа № 17. Разработка гиф-анимации.
Анимация.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 17. Разработка Gif-анимации. Проект «Мир»
28
12.12
Практическая работа № 18. Разработка флэш-анимации.
Анимация.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 18. Разработка Flash-анимации. Проект «Геометрические фигуры».
29
15.12
Кодирование звуковой информации.
Кодирование звуковой информации. Амплитуда, частота, громкость, тон звука. Децибел. Временная дискретизация, частота дискретизации, глубина кодирования. Качество оцифрованного звука.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
30
19.12
Практикум. «Кодирование звуковой информации».
Кодирование звуковой информации. Амплитуда, частота, громкость, тон звука. Децибел. Временная дискретизация, частота дискретизации, глубина кодирования. Качество оцифрованного звука.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Практикум. Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации».
31
22.12
Контрольная работа «Кодирование графической информации».
См. ур. 19-30
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
32
26.12
Цифровое фото и видео.
Цифровая фотография, цифровое видео, ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое видео, форматы видео файлов.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
III четверть
-
Кодирование и обработка текстовой информации. - 6 часов
33
12.01
Создание документов в текстовых редакторах.
Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодировки знаков.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
34
16.01
Практическая работа № 19. Форматирование документа.
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. Вставка в документ формул.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 19. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. Вставка в документ формул.
35
19.01
Практическая работа № 20. Форматирование документа.
Форматирование символов и абзацев.
Создание и форматирование списков.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 20. Форматирование символов и абзацев.
Создание и форматирование списков.
36
23.01
Практическая работа № 21. Форматирование таблиц.
Таблицы.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Таблицы.
Практическая работа № 21. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
37
26.01
Практическая работа № 22. Создание гипертекстового документа.
Гипертекст.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Гипертекст.
Практическая работа № 22. Создание гипертекстового документа.
38
30.01
Контрольная работа «Кодирование текстовой информации».
См. ур. 33-38
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
-
Кодирование и обработка числовой информации. - 14 часов
39
02.02
Кодирование числовой информации. Системы счисления.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная и др. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
40
06.02
Практикум. Перевод чисел в позиционных системах счисления.
Перевод чисел в позиционных системах счисления. Система счисления, развернутая форма записи числа, перевод чисел.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
41
09.02
Практикум. Перевод чисел в позиционных системах счисления.
Система счисления, развернутая форма записи числа, перевод чисел.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
42
13.02
Практикум. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Двоичная арифметика. Таблица сложения, таблица вычитания, таблица умножения одноразрядных двоичных чисел
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
43
16.02
Контрольная работа «Кодирование числовой информации».
См. ур. 39-42
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
44
20.02
Электронные таблицы
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Методы работы с электронными таблицами.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
45
27.02
Форматирование таблиц
Ячейка, форматирование ячеек
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
46
01.03
Практическая работа № 23. Ссылки в электронных таблицах.
Адресация относительная и абсолютная. Методы работы с электронными таблицами.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 23. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
47
05.03
Практическая работа № 24. Встроенные функции.
Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 24. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
48
12.03
Диаграммы и графики.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Методы работы с электронными таблицами.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
49
15.03
Практическая работа № 25. Построение диаграмм различных типов.
Основные параметры диаграмм.
Построение диаграмм различных типов. Методы работы с электронными таблицами.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 25. Построение диаграмм различных типов.
50
19.03
Контрольная работа «Электронные таблицы».
См. ур. 44-49
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
51
22.03
Практическая работа № 26. Создание баз денных в текстовом редакторе.
Создание баз данных в текстовых редакторах.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 26. Создание баз денных в текстовом редакторе.
52
02.04
Практическая работа № 27. Создание баз денных в электронных таблицах.
Создание баз данных в электронных таблицах. Методы работы с электронными таблицами.
Работа с раздаточным материалом. Проектно-
исследовательская.
Практическая работа № 27. Создание баз денных в электронных таблицах.
-
Моделирование и формализация. - 14 часов
53
05.04
Моделирование как метод познания.
Микро-, макро- и мегамир. Система. Модель. Моделирование. Модели материальные и информационные. Типы информационных моделей. Описательные информационные модели. Формализация и визуализация формальных моделей.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
IV четверть
54
09.04
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Компьютерные интерактивные визуальные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
55
12.04
Построение физических моделей.
Практическая работа № 28. Проект «Бросание мячика в площадку».
Построение и исследование физических моделей.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 28. Проект «Бросание мячика в площадку» в электронных таблицах.
56
16.04
Построение физических моделей.
Практическая работа № 29. Проект «Бросание мячика в площадку».
Построение и исследование физических моделей.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 29. Проект «Бросание мячика в площадку» на языке программирования.
57
19.04
Построение математических моделей.
Практическая работа № 30. Проект «Графическое решение уравнений».
Построение и исследование математических моделей. Приближённое решение уравнений.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 30. Проект «Графическое решение уравнений» в электронных таблицах.
58
23.04
Построение математических моделей.
Практическая работа № 31. Проект «Графическое решение уравнений».
Построение и исследование математических моделей. Приближённое решение уравнений.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 31. Проект «Графическое решение уравнений» на языке программирования.
59
26.04
Построение биологических моделей.
Практическая работа № 32. Проект «Жертва-хищник».
Построение и исследование биологических моделей.
Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока.
Практическая работа № 32. Биологическая модель развития популяции «жертва-хищник».
60
30.04
Информационные модели. Практическая работа № 33. Проект «Модели систем управления».
Информационные модели управления объектами.
Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 33. Проект «Модели систем управления».
61
03.05
Построение геометрических моделей.
Практическая работа № 34. Проект «Построение геометрических моделей».
Построение геометрических моделей.
Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 34. Проект «Построение геометрических моделей в системе компьютерного черчения КОМПАС».
62
07.05
Практическая работа № 35. Проект «Построение геометрических моделей».
Построение геометрических моделей.
Работа с раздаточным материалом.
Практическая работа № 35. Проект «Построение геометрических моделей в системе компьютерного черчения КОМПАС».
63
10.05
Подготовка к контрольной работе.
Решение задач на оптимальное планирование.
Работа с раздаточным материалом.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.
64
14.05
Контрольная работа «Моделирование и формализация».
См. ур. 53-63
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
65
17.05
Практическая работа № 36. Проект «Мой дом».
Построение компьютерной модели.
Практическая работа № 36. Проект «Мой дом» на языке программирования.
66
21.05
Практическая работа № 37. Проект «Мой дом».
Построение компьютерной модели.
Практическая работа № 37. Проект «Мой дом» на языке программирования.
6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность. - 2 часа
67
24.05
Информационное общество и культура.
Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество.
Работа с книгой. Написание конспекта урока.
Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.
Материально-техническое обеспечение:
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 - 2014
-
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 -2014
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, 2014;
-
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2013;
-
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2013.
-
Первая помощь 1.0, 2007 год. Первая помощь 2.0, 2009 год.
Дополнительная методическая литература:
-
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ.
-
М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Методика преподавания информатики. - «Академия» 2012 год.
-
Н. В. Макарова Информатика. Методическое пособие для учителей 9 класс. - «Питер» 2010 год.
-
О. А. Соколова Поурочные разработки по информатике 9 класс. - М. «Вако» 2010 год.
-
В. А. Молодцов, Н. Б. Рыжикова Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. - Р. на Д. «Феникс» 2012 год.
-
С. Е. Щикот, С.О. Крамаров, В. В. Перепелкин Комплексные тестовые упражнения по информатике. - Р. на Д. «Феникс» 2013 год.
-
В. А. Молодцов, Н. Б. Рыжикова, Т. Г. Головко Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ.- Р. на Д. «Феникс» 2009 год.
-
Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. / авт.-сост. А. Ф. Чернов, А. А. Чернов - Волгоград «Учитель» 2010 год.
-
Информатика: 9-11 класс. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. / авт.-сост. А. А. Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград «Учитель» 2010 год.
-
Олимпиадные задания по информатике. 9-11 класс./ авт.-сост. Э. С. Ларина- Волгоград «Учитель» 2011 год.
-
Информатика. 9-11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. / авт.-сост. А. А. Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград «Учитель» 2010 год.
-
Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: практикум по программированию/авт.-сост. А. А. Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград «Учитель» 2012 год.
Информационные ресурсы сети Интернет.
№ п/п
Список сайтов и порталов
Название сайтов и порталов
1
rambler.ru
Поисковые системы
2
mail.ru
3
4
yandex.ru
winformika.ru
Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ СОШ№6 ________________
от 28.08.2015г. № 1 подпись
________ //
подпись руководителя МС 28.08.2015 года
дата