Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе примерной программы по информатике, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, основной образовательной программы школы, учебно-методического комплекта и на основе авторской программы линии Н.Д. Угриновича.

Рабочая программа соответствует требованиям «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.-4851/м), нормативному локальному акту МБОУ СОШ №6 «Положение о рабочей программе учителя» (Приказ № 147 от 28.08.2015г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Информатика и ИКТ». 9 класс / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. (Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год).

В федеральном компоненте нового образовательного стан­дарта предусмотрено изучение основ информатики и инфор­мационных технологий в рамках отдельной образовательной области «Информатика» и, соответственно, одного предмета «Информатика и информационные и коммуникационные технологии» (далее «Информатика и ИКТ»).

Общая характеристика учебного предмета.

Целью изучения курса Информатики и ИКТ в 9 классах является:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа по информатике для 9 класса по годовому календарному графику школы рассчитана на 67 часов в 9 «А», 66 часов в 9 «Б» классе и 68 часов в 9 «В» классе.

Урок, выпавший на 23.02.2016 и 08.03.2016, проводится блочно с уроком № 44 и № 45.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:

Представление информации

Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и фор­мальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, пе­редача и обработка информации. Дискретная форма представле­ния информации. Единицы измерения информации. Управление обратная связь. Основные этапы развития средств информаци­онных технологий.

Передача информации

Процесс передачи информации, источник и приемник ин­формации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгорит­мов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзада­чи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: це­почки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки ин­формации

Основные компоненты компьютера и их функции. Програм­мный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользова­теля. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программиро­вании.

Информационные процессы в обществе

Информационные ресурсы общества, образовательные ин­формационные ресурсы. Личная информация, информацион­ная безопасность, информационные этика и право.

Информационные технологии

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и вы­ключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, рас­ходных материалов. Гигиенические, эргономические и техниче­ские условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объекта­ми в наглядно-графической форме (графический пользователь­ский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объ­ектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процес­сах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видео­камер, сканеров, магнитофонов);

- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

- музыки (в том числе с использованием музыкальной клави­атуры);

- таблиц результатов измерений (в том числе с использовани­ем присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств тек­стовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение измене­ний. Проверка правописания, словари. Включение в текст спис­ков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой перепи­ски, учебной публикации (доклад, реферат).

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание запи­сей в базе данных.

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инст­рументов графического редактора, сканера, графического план­шета, использование готовых графических объектов. Геометри­ческие и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Ис­пользование простых анимационных графических объектов.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информа­ции. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые Машины; формулирование запросов.

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графиче­ских объектов: выделение, объединение, геометрические преобра­зования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Математические инструменты, динамические (электрон­ные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в гото­вую таблицу, изменение данных, переход к графическому пред­ставлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объ­ектов в виде печатного текста, Web-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использо­вания информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Со­хранение для индивидуального использования информацион­ных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимо­действия: форум, телеконференция, чат.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 классов:

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

- единицы измерения количества и скорости передачи ин­формации; принцип дискретного (цифрового) представле­ния информации;

- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических кон­струкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомога­тельного алгоритма;

- программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойст­ва этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

- оперировать информационными объектами, используя гра­фический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; пред­принимать меры антивирусной безопасности;

- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения ин­формации; скорость передачи информации;

- создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку право­писания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представле­ния информации: формулы, графики, диаграммы, табли­цы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от од­ного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирова­ния с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проек­тирования; осуществлять простейшую обработку цифро­вых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (постро­ения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, не­компьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении зада­ний и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферий­ным оборудованием (принтером, сканером, модемом, муль­тимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных техно­логий;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

- проведения компьютерных экспериментов с использовани­ем готовых моделей объектов и процессов;

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространст­ва, создания личных коллекций информационных объектов;

- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информаци­онных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Критерии и нормы оценивания

Используемые методы контроля знаний на уроках информати­ки. Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основ­ных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно исполь­зовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словар­ный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован про­ект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

Устный опрос. Устный опрос, с одной стороны, может осуществляться на каждом уроке (как эв­ристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся. Здесь самым главным условием деятельности учителя является определе­ние проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование вни­мания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. А также, с другой стороны, устный опрос может служить контролем оценивания знаний учащихся. И, в этом случае, нужно заметить, что он является проблематичной сферой контроля.

Рассмотрим факторы, влияющие на оценку при устном опросе:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствую­щие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кар­динально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной речи, не искажающие смысла ответа или решения и т.п.

Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информаци­онных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предмет­ных областях выставляется оценка:

  • «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мел­ких погрешностей;

  • «4»- при наличии 1-2 недочетов;

  • «3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

  • «2» - незнание основного программного материала;

  • «1»-отказ от выполнения учебных обязанностей.

Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т. е. является формой контроля усвое­ния знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, может быть дано задание построе­ния схемы, таблицы, написания программы и т. д.

Факторы, влияющие на оценку при выполнении практической работы:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствую­щие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кар­динально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предмет­ных областях выставляется оценка:

  • «5» - при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мел­ких погрешностей;

  • «4»- при наличии 1-2 недочетов;

  • «3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;

  • «2» - незнание основного программного материала;

  • «1»-отказ от выполнения учебных обязанностей.

Ещё один метод контроля знаний на уроках информатики - тестирование. Грамотно со­ставленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и сред­ством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течение учебного года. Эффективным средство обучения являет­ся использование тестов в качестве описания конечных результатов деятель­ности. В этом случае, речь идет о принципе открытости образования.

В чем эффективность данного метода?

Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата. Если по другим предметам достаточно про­блематично раздавать дидактические материалы на каждом занятии, то на ин­форматике в качестве необходимого технического средства можно использо­вать компьютеры, где предварительно помещаются все необходимые тесты и учащиеся в любой момент могут совершенно спокойно себя протестировать.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для пе­риодического контроля. И тест из 20-30 вопросов необходимо использо­вать для итогового контроля. Для гимна­зических классов, лицеев и классов с углубленным изучением информатики при оценивании используется следующая шкала,

для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок - оценка «5»;

  • одна ошибка - оценка «4»;

  • две ошибки - оценка «3»;

  • три ошибки - оценка «2».

для теста из 30 вопросов:

  • 29-30 правильных ответов - оценка «5»; (99%)

  • 22-28 правильных ответов - оценка «4»; (70-75%)

  • 15-21 правильных ответов - оценка «3»; (50%)

  • меньше 15 правильных ответов - оценка «2».


































Календарно-тематическое планирование 2015 - 2016 учебный год


9 «А» класс, информатика Н. Д. Угринович, 2 часа в неделю, всего - 67 часов


№ урока


Дата

Тема раздела программы, тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Диагностический инструментарий оценки достижений обучающихся

план


факт




I четверть


  1. Алгоритмизация и программирование - 18 часов


1

01.09


Инструктаж по технике безопасности. Понятие алгоритма.

Инструкции по ОТ при работе на ПК. Электробезопасность.

Правила поведения.

Гигиена. Упражнения для снятия напряжения с глаз.

Работа с раздаточным материалом.

Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.


2

05.09


Свойства и графическое описание алгоритма.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы представления. Блок - схема.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Исследовательская.

Опрос, задания по карточкам

3

08.09


Типы алгоритмов. Линейный алгоритм.

Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, понятие вспомогательного алгоритма.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Исследовательская.

Самостоятельная работа

4

12.09


Практическая работа № 1. «Программирование линейных задач»

Линейный алгоритм, запись линейного алгоритма словесно, в виде блок-схемы, на языке программирования(паскаль). Запуск программы Программа. Структура программы. Команды. Операторы. Оператор вывода.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 1. « Программирование операций ввода-вывода»

5

15.09


Переменные.

Практическая работа № 2. « Арифметические выражения.»

Линейный алгоритм, запись линейного алгоритма в виде блок-схемы, на языке программирования(паскаль). Имя переменной.

Тип переменной.

Объявление переменой.

Оператор присваивания.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Проектно-

исследовательская.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Практическая работа № 2. «Вычисление простых математических выражений»

6

19.09


Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор».


знать/понимать:

-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: ветвление и выбор; полная и неполная форма условного оператора. Решение задач с использованием условного оператора. Оператор выбора, правило записи оператора выбора на языке паскаль.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

7

22.09


Практическая работа № 3.

«Программирование задач на ветвление».

знать/понимать:

-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: ветвление и выбор; полная и неполная форма условного оператора. Решение задач с использованием условного оператора. Оператор выбора, правило записи оператора выбора на языке паскаль.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 3.

«Программирование алгоритмов с логическим условием».

8

26.09


Алгоритмическая структура «цикл».

Циклический алгоритм, цикл со счётчиком, цикл с предусловием, цикл с постусловием.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

9

29.09


Практическая работа № 4. «Программирование циклических алгоритмов».

Циклический алгоритм, цикл со счётчиком, цикл с предусловием, цикл с постусловием.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 4. «Программирование циклических алгоритмов».

10

03.10


Практическая работа № 5. «Работа с файлами»

Файл. Типы файлов (последовательные, прямого доступа, индексированные); работа с файлом (объявление, связь, открыть, закрыть, удаление). Типизированные, текстовые файлы.

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 5. «Работа с файлами»

11

06.10


Одномерные массивы.

Практическая работа № 6. «Ввод-вывод массивов».

Массив, запись массива

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-

исследовательская.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Практическая работа № 6. «Ввод-вывод массивов».

12

10.10


Практическая работа № 7. «Поиск элемента массива».

Массив, запись массива, поиск элементов массива.

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 7. «Поиск элемента массива».

13

13.10


Практическая работа № 8. « Поиск экстремальных значений».


Ввод и вывод матриц. Поиск экстремальных значений величин. Понятие вспомогательного алгоритма.

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-

исследовательская.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

Практическая работа № 8. «Поиск экстремальных значений величин».

14

17.10


Практическая работа № 9. «Перестановка и сортировка элементов массива».

Обработка элементов матриц. Перестановка и сортировка элементов массива.

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 9. «Перестановка и сортировка элементов массива».

15

20.10


Практическая работа № 10. «Перестановка и сортировка элементов массива».

Обработка элементов матриц. Перестановка и сортировка элементов массива. Символьные и строковые функции.

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 10. «Перестановка и сортировка элементов массива».

16

24.10


Контрольная работа «Алгоритмизация и программирование».


См. ур. 1-15

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

17

27.10


Практическая работа № 11. Проект «Слово-перевертыш».

Циклический алгоритм, цикл со счётчиком, цикл с предусловием, цикл с постусловием.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 11. Проект «Слово-перевертыш».

18

31.10


Практическая работа № 12.

Проект «Отметка».

Оператор выбора, правило записи оператора выбора на языке паскаль.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 12.

Проект «Отметка».

II четверть


  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 14 часов


19

10.11


Кодирование графической информации.

Аналоговая и дискретная форма графической информации. Пространственная дискретизация. Пиксель.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

20

14.11


Практикум. «Кодирование графической информации».

Аналоговая и дискретная форма графической информации. Пространственная дискретизация. Пиксель.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Практикум. Решение задач по теме «Кодирование графической информации».

21

17.11


Растровая и векторная графика.

Растровое изображение. Разрешающая способность растрового изображения. Глубина цвета. Графические режимы экрана монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Пиксель.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

22

21.11


Интерфейс графических редакторов.

Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

23

24.11


Практическая работа № 13. Проект «Снежинка».

Область рисования. Технология рисования графических примитивов. Линия. Кривая. Прямоугольник. Многоугольник. Овал. Окружность. Палитра цветов. Расширенная палитра. Пипетка. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 13. Создание рисунков в растровом графическом редакторе. Проект «Снежинка»

24

28.11


Практическая работа № 14. Проект «Зима».

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 14. Создание рисунков в растровом графическом редакторе. Проект «Зима»

25

01.12


Практическая работа № 15. Проект «Магистраль».

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 15. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Проект «Магистраль»

26

05.12


Анимация.

Практическая работа № 16. Разработка презентации со встроенной анимацией.

Анимация. Анимация в презентациях.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 16. Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.

27

08.12


Практическая работа № 17. Разработка гиф-анимации.

Анимация.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 17. Разработка Gif-анимации. Проект «Мир»

28

12.12


Практическая работа № 18. Разработка флэш-анимации.

Анимация.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 18. Разработка Flash-анимации. Проект «Геометрические фигуры».

29

15.12


Кодирование звуковой информации.

Кодирование звуковой информации. Амплитуда, частота, громкость, тон звука. Децибел. Временная дискретизация, частота дискретизации, глубина кодирования. Качество оцифрованного звука.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

30

19.12


Практикум. «Кодирование звуковой информации».

Кодирование звуковой информации. Амплитуда, частота, громкость, тон звука. Децибел. Временная дискретизация, частота дискретизации, глубина кодирования. Качество оцифрованного звука.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Практикум. Решение задач по теме «Кодирование звуковой информации».

31

22.12


Контрольная работа «Кодирование графической информации».

См. ур. 19-30

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

32

26.12


Цифровое фото и видео.

Цифровая фотография, цифровое видео, ключевой кадр, зависимые кадры, потоковое видео, форматы видео файлов.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

III четверть


  1. Кодирование и обработка текстовой информации. - 6 часов


33

12.01


Создание документов в текстовых редакторах.

Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодировки знаков.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

34

16.01


Практическая работа № 19. Форматирование документа.

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. Вставка в документ формул.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 19. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. Вставка в документ формул.

35

19.01


Практическая работа № 20. Форматирование документа.

Форматирование символов и абзацев.

Создание и форматирование списков.


Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 20. Форматирование символов и абзацев.

Создание и форматирование списков.

36

23.01


Практическая работа № 21. Форматирование таблиц.

Таблицы.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Таблицы.

Практическая работа № 21. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

37

26.01


Практическая работа № 22. Создание гипертекстового документа.

Гипертекст.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Гипертекст.

Практическая работа № 22. Создание гипертекстового документа.

38

30.01


Контрольная работа «Кодирование текстовой информации».

См. ур. 33-38

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

  1. Кодирование и обработка числовой информации. - 14 часов

39

02.02


Кодирование числовой информации. Системы счисления.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ: восьмеричная, шестнадцатеричная и др. Двоичная система счисления. Представление чисел в двоичной системе счисления.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

40

06.02


Практикум. Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Перевод чисел в позиционных системах счисления. Система счисления, развернутая форма записи числа, перевод чисел.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

41

09.02


Практикум. Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Система счисления, развернутая форма записи числа, перевод чисел.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

42

13.02


Практикум. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Двоичная арифметика. Таблица сложения, таблица вычитания, таблица умножения одноразрядных двоичных чисел

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

43

16.02


Контрольная работа «Кодирование числовой информации».

См. ур. 39-42

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

44

20.02


Электронные таблицы

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Методы работы с электронными таблицами.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

45

27.02


Форматирование таблиц

Ячейка, форматирование ячеек

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

46

01.03


Практическая работа № 23. Ссылки в электронных таблицах.

Адресация относительная и абсолютная. Методы работы с электронными таблицами.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 23. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

47

05.03


Практическая работа № 24. Встроенные функции.


Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 24. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

48

12.03


Диаграммы и графики.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Методы работы с электронными таблицами.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

49

15.03


Практическая работа № 25. Построение диаграмм различных типов.

Основные параметры диаграмм.

Построение диаграмм различных типов. Методы работы с электронными таблицами.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 25. Построение диаграмм различных типов.

50

19.03


Контрольная работа «Электронные таблицы».

См. ур. 44-49

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

51

22.03


Практическая работа № 26. Создание баз денных в текстовом редакторе.

Создание баз данных в текстовых редакторах.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 26. Создание баз денных в текстовом редакторе.

52

02.04


Практическая работа № 27. Создание баз денных в электронных таблицах.

Создание баз данных в электронных таблицах. Методы работы с электронными таблицами.

Работа с раздаточным материалом. Проектно-

исследовательская.

Практическая работа № 27. Создание баз денных в электронных таблицах.

  1. Моделирование и формализация. - 14 часов

53

05.04


Моделирование как метод познания.

Микро-, макро- и мегамир. Система. Модель. Моделирование. Модели материальные и информационные. Типы информационных моделей. Описательные информационные модели. Формализация и визуализация формальных моделей.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

IV четверть

54

09.04


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Компьютерные интерактивные визуальные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.

55

12.04


Построение физических моделей.

Практическая работа № 28. Проект «Бросание мячика в площадку».

Построение и исследование физических моделей.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 28. Проект «Бросание мячика в площадку» в электронных таблицах.

56

16.04


Построение физических моделей.

Практическая работа № 29. Проект «Бросание мячика в площадку».

Построение и исследование физических моделей.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 29. Проект «Бросание мячика в площадку» на языке программирования.

57

19.04


Построение математических моделей.

Практическая работа № 30. Проект «Графическое решение уравнений».

Построение и исследование математических моделей. Приближённое решение уравнений.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 30. Проект «Графическое решение уравнений» в электронных таблицах.

58

23.04


Построение математических моделей.

Практическая работа № 31. Проект «Графическое решение уравнений».

Построение и исследование математических моделей. Приближённое решение уравнений.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 31. Проект «Графическое решение уравнений» на языке программирования.

59

26.04


Построение биологических моделей.

Практическая работа № 32. Проект «Жертва-хищник».

Построение и исследование биологических моделей.

Работа с раздаточным материалом. Написание конспекта урока.

Практическая работа № 32. Биологическая модель развития популяции «жертва-хищник».

60

30.04


Информационные модели. Практическая работа № 33. Проект «Модели систем управления».

Информационные модели управления объектами.

Работа с книгой. Написание конспекта урока. Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 33. Проект «Модели систем управления».

61

03.05


Построение геометрических моделей.

Практическая работа № 34. Проект «Построение геометрических моделей».

Построение геометрических моделей.


Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 34. Проект «Построение геометрических моделей в системе компьютерного черчения КОМПАС».

62

07.05


Практическая работа № 35. Проект «Построение геометрических моделей».

Построение геометрических моделей.


Работа с раздаточным материалом.

Практическая работа № 35. Проект «Построение геометрических моделей в системе компьютерного черчения КОМПАС».

63

10.05


Подготовка к контрольной работе.

Решение задач на оптимальное планирование.

Работа с раздаточным материалом.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации. Опрос, задания по карточкам.

64

14.05


Контрольная работа «Моделирование и формализация».


См. ур. 53-63

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

65

17.05


Практическая работа № 36. Проект «Мой дом».

Построение компьютерной модели.


Практическая работа № 36. Проект «Мой дом» на языке программирования.

66

21.05


Практическая работа № 37. Проект «Мой дом».

Построение компьютерной модели.


Практическая работа № 37. Проект «Мой дом» на языке программирования.


6. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность. - 2 часа


67

24.05


Информационное общество и культура.

Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество.

Работа с книгой. Написание конспекта урока.

Эвристическая беседа с элементами проблемной ситуации.



Материально-техническое обеспечение:

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 - 2014

  • Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 -2014

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, 2014;

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2013;

  • Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2013.

  • Первая помощь 1.0, 2007 год. Первая помощь 2.0, 2009 год.

Дополнительная методическая литература:

  1. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ.

  2. М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Методика преподавания информатики. - «Академия» 2012 год.

  3. Н. В. Макарова Информатика. Методическое пособие для учителей 9 класс. - «Питер» 2010 год.

  4. О. А. Соколова Поурочные разработки по информатике 9 класс. - М. «Вако» 2010 год.

  5. В. А. Молодцов, Н. Б. Рыжикова Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. - Р. на Д. «Феникс» 2012 год.

  6. С. Е. Щикот, С.О. Крамаров, В. В. Перепелкин Комплексные тестовые упражнения по информатике. - Р. на Д. «Феникс» 2013 год.

  7. В. А. Молодцов, Н. Б. Рыжикова, Т. Г. Головко Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ.- Р. на Д. «Феникс» 2009 год.

  8. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. / авт.-сост. А. Ф. Чернов, А. А. Чернов - Волгоград «Учитель» 2010 год.

  9. Информатика: 9-11 класс. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. / авт.-сост. А. А. Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград «Учитель» 2010 год.

  10. Олимпиадные задания по информатике. 9-11 класс./ авт.-сост. Э. С. Ларина- Волгоград «Учитель» 2011 год.

  11. Информатика. 9-11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. / авт.-сост. А. А. Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград «Учитель» 2010 год.

  12. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: практикум по программированию/авт.-сост. А. А. Чернов, А. Ф. Чернов. - Волгоград «Учитель» 2012 год.

Информационные ресурсы сети Интернет.

№ п/п

Список сайтов и порталов

Название сайтов и порталов

1

rambler.ru

Поисковые системы

2

mail.ru

3

google

4

yandex.ru

winformika.ru

Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ СОШ№6 ________________

от 28.08.2015г. № 1 подпись

________ //

подпись руководителя МС 28.08.2015 года

дата



© 2010-2022