- Преподавателю
- Информатика
- Статья Формирование жизненных компетентностей учащихся на уроках информатики
Статья Формирование жизненных компетентностей учащихся на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Танабаш А.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование жизненных компетентностей учащихся на уроках информатики.
Танабаш А. В., учитель математики УВК «Общеобразовательная школа
I-III ступеней № 12 -ммногопрофильный
лицей», г. Горловка Донецкой обл.
Компетентность - круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и практикой. Жизненные компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Ключевые жизненные компетентности - это умения надпредметного характера, формирование которых должно происходить не на конкретном уроке при изучении отдельного предмета, а на всех предметах школьного цикла. Формирование на уроках информатики информационно-технологической компетентности учащихся является основой для повышения эффективности их образовательной деятельности. К компетентностям данного направления можно отнести формирование умений обработки информации разного рода, понимания текстов, действия в группе, развитие коммуникативной компетентности и т.д. Это способствует созданию условий для:
-
развития и саморазвития ученика;
-
усвоения продуктивных знаний, выработки умений и навыков;
-
развития потребности пополнения знаний на протяжении всей жизни;
-
подготовки ученика для жизни в цивилизованном гражданском обществе.
Результативность работы учителя по формирования основных компетентностей учащихся будет зависеть от выбранных путей и технологий. Я считаю, что основные пути формирования ключевых компетентностей это:
-
Главным есть не предмет, которому Вы обучаете, а личность, которую Вы формируете. Личность формирует не предмет, а учитель своею деятельностью, которая связана с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени ни усилий. Активный ученик - это в будущем человек с активной гражданской позицией.
-
Учите ученика учиться. Помогайте ему овладеть наиболее продуктивными методами получения знаний, информации. Формируйте стремление и вырабатывайте умения самообразования.
-
Приучайте ученика думать самостоятельно. Ставьте его в проблемные ситуации, которые требуют аналитических действий. Учите наблюдать, думать, анализировать, находить решения, делать выводы, самостоятельно ставить проблемы.
-
Творческую компетентность ученика развивайте всесторонним анализом проблемы, учите искать различные пути ее решения, чаще практикуйте творческие задания, используйте инновационные формы, методы работы.
-
Необходимо как можно чаще ставить вопросы «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-наследственных связей - обязательное условие развивающего обучения.
-
Учите ученика четко высказывать свои мысли, логически обосновывать свои действия, ход решения проблемы.
-
При изучении материала используйте логические структуры, так как они запоминаются прочнее, чем разрозненные знания. В больших блоках информации легче установить логические связи.
-
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, интересы.
-
Чаще показывайте ученикам перспективы их обучения.
На уроках информатики компетентности формируются в четыре этапа:
Этап 1. Подготовительный. Решение задач с практическим содержанием.
Цель: формирование обобщенных предметных умений.
Предлагается набор заданий:
- Используя многоуровневый список, оформить план сочинения или реферата по предмету.
- Построить график функции.
- Оформить объявление, используя предложенный образец.
- Оформить заявление, используя предложенный образец.
- Разработать программу для данного психологического теста.
- Разработать презентацию школы, класса.
В результате выполнения этих заданий учащиеся приобретают умения и навыки, позволяющие им решать задачи более сложного уровня на последующих этапах.
Этап 2. Основной. Разработка творческих проектов с привлечением знаний из других предметных областей.
Цель: развитие исследовательских и проектировочных умений.
На данном этапе учащимся предлагаются задания творческого характера:
- Разработать и оформить рекламу учебного заведения, предприятия, учреждения.
- Разработать мультимедийную презентацию для сопровождения доклада «Некоторые специальные функции Excel»
- В табличном процессоре решить систему линейных уравнений методом Гаусса, Крамера, обратной матрицы.
- Разработать программный проект для возможного применения его в учебном процессе. Это может быть обучающая, контролирующая, обучающе-контролирующая программа, интерактивный учебник, тест для психологической службы и т.д.
- Разработать базу данных «Учебно-консультационного центра Донбасской государственной машиностроительной академии», которую можно будет использовать для занесения информации о студентах, их успеваемости, наличии нормативных документов, методической литературы. База данных должна быть разработана таким образом, чтобы пользователи, работающие с ней, имели доступ только к той информации, которая им необходима.
- Разработать электронную таблицу для обработки результатов обучения по четвертям, полугодиям, за год.
На этом этапе помимо обобщенных и прикладных предметных умений происходит формирование ряда ключевых компетентностей: интеллектуальных, познавательных, коммуникативных и других.
Этап 3. Закрепляющий. Моделирование жизненной ситуации.
Цель: развитие способностей применять полученные знания и умения в жизненной ситуации.
Занятие проводится в форме деловой игры.
Деловая игра: «Поиск работы», целью которого является формирование навыков самопрезентации в условиях конкуренции на рынке труда.
Суть игры заключается в том, что все ее участники являются кандидатами на должность оператора ПК некоторой «Компании».
Игра проходит в два этапа. Первый этап - подготовительный. Все претенденты на должность оператора ПК должны подготовить для работодателя свое резюме. Ученики знакомятся с планом составления и правилами оформления таких документов.
Второй этап игры проходит непосредственно в офисе «Компании». Все претенденты на должность оператора должны выполнить контрольное задание. Каждому участнику конкурса даются неправильно оформленный документ «Компании» и правила его оформления. На выполнение дается 20-25 минут. Каждый элемент документа оценивается определенным количеством баллов. Резюме также оценивается по нескольким критериям: правильность оформления и изложения материала, оригинальность. Победители игры определяются по сумме набранных баллов.
Этап 4. Итоговый. Оценка и самооценка уровня знаний, умений и навыков.
Цель: анализ достижений и ошибок учащихся; формирование адекватной самооценки своих достижений; повышение мотивации обучения.
На данном этапе учащимся предлагаются тесты, индивидуальные разноуровневые задания, коррекционные задания, рефлекторные таблицы по изучаемой теме.
На этом этапе происходит изучение и осмысление уровня познавательных, самообразовательных, информационных компетентностей.
7