Рабочая программа по информатике. 8-9 классы

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрено и принято Согласовано: _________________

на заседании педагогического совета. Зам. директора по УВР Грачева Н. М.

Протокол № __ от ____________ года. Утверждаю: _________________

Директор Козырь Ю. Д.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по информатике и ИКТ

основного общего образования

8-9 классы




УЧИТЕЛЯ МКОУ «НАРЫШКИНСКАЯ СОШ»

КОНСТАНТИНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

(второй квалификационной категории)













П. Механизаторов, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 - 9 классов в течение 103 часов (в том числе в VIIIклассе - 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8 - 9 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к получению информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

В практике используются следующие формы организации работы на уроке:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во торой части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации);

  • практические методы (упражнения, практические работы).


Содержание учебного курса

8 класс

Глава 1. Информация и информационные процессы.

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Глава 3. Коммуникационные технологии.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Количество контрольных работ

Глава 1. Информация и информационные процессы

7

2

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

12

5

1

Глава 3. Коммуникационные технологии

15

12

1

Повторение

1

-

-

Итого

35

19

3

9 класс

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документа. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объективно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объективно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объективно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования Visual Basik 2005.

Глава 5. Моделирование и формализация.

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Глава 6. Информатизация общества.

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Количество практических работ

Количество контрольных работ

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

7

1

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

9

7

1

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

10

5

1

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20

4

1

Глава 5. Моделирование и формализация

9

4

1

Глава 6. Информатизация общества

2

-

-

Повторение

3

-

-

Итого

68

27

5


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ в 8 - 9 классах ученик должен знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- создавать и использовать различные формы представления

информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;

  • проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодические знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

81 - 100%

отлично

71 - 80%

хорошо

41 - 70%

удовлетворительно

Менее 40%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос.

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.



Учебно-методическое и информационное обеспечение курс

  1. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

  3. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM - М.: БИНОМ, 2009.

  4. Астафьева Н. Е. и др. Информатика в схемах. - М.:Бином, 2006.

  5. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  6. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  7. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 2-е изд. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  8. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ Угринович Н. Д. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2006.

  9. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие/ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  10. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс.» и А. Г. Гейна, А. И. Сенокосова, Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 класс.»/ М. В. Кошелев - 2-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплекс»).

  11. Методическое пособие для учителей. Н. Д. Угринович. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  12. Практикум по информационным технологиям/ Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  13. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие/ Н. Д. Угринович - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  14. Рябинина Л. В. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н. Д. Угриновича - Волгоград: Учитель, 2007.

  15. Соколова О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс - М.: ВАКО, 2006.

  16. Чернов А. А., Чернов А. Ф. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию - Волгоград: Учитель, 2006.

  17. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: универсальное пособие: 8-9 классы - М.: ВАКО, 2005.

  18. Шлепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание - М.: ВАКО, 2006.










Список литературы

  1. school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.

  3. Астафьева Н. Е. и др. Информатика в схемах. - М.:Бином, 2006.

  4. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 2-е изд. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2009.

  6. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ Угринович Н. Д. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2008.

  7. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие/ Н. Д. Угринович - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


© 2010-2022