- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике. 8-9 классы
Рабочая программа по информатике. 8-9 классы
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Константинова Е.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено и принято Согласовано: _________________
на заседании педагогического совета. Зам. директора по УВР Грачева Н. М.
Протокол № __ от ____________ года. Утверждаю: _________________
Директор Козырь Ю. Д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
основного общего образования
8-9 классы
УЧИТЕЛЯ МКОУ «НАРЫШКИНСКАЯ СОШ»
КОНСТАНТИНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
(второй квалификационной категории)
П. Механизаторов, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 - 9 классов в течение 103 часов (в том числе в VIIIклассе - 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8 - 9 классе ориентировано на использование учебников Н. Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к получению информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В практике используются следующие формы организации работы на уроке:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во торой части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
В качестве методов обучения применяются:
-
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
-
наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации);
-
практические методы (упражнения, практические работы).
Содержание учебного курса
8 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы.
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Глава 3. Коммуникационные технологии.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Количество практических работ
Количество контрольных работ
Глава 1. Информация и информационные процессы
7
2
1
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
12
5
1
Глава 3. Коммуникационные технологии
15
12
1
Повторение
1
-
-
Итого
35
19
3
9 класс
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документа. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объективно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объективно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объективно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования Visual Basik 2005.
Глава 5. Моделирование и формализация.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Глава 6. Информатизация общества.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Количество практических работ
Количество контрольных работ
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
15
7
1
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
9
7
1
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
10
5
1
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
20
4
1
Глава 5. Моделирование и формализация
9
4
1
Глава 6. Информатизация общества
2
-
-
Повторение
3
-
-
Итого
68
27
5
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ в 8 - 9 классах ученик должен знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;
-
проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодические знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
81 - 100%
отлично
71 - 80%
хорошо
41 - 70%
удовлетворительно
Менее 40%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос.
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курс
-
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
-
Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM - М.: БИНОМ, 2009.
-
Астафьева Н. Е. и др. Информатика в схемах. - М.:Бином, 2006.
-
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 2-е изд. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2009.
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ Угринович Н. Д. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2006.
-
Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие/ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс.» и А. Г. Гейна, А. И. Сенокосова, Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 класс.»/ М. В. Кошелев - 2-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно-методический комплекс»).
-
Методическое пособие для учителей. Н. Д. Угринович. «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Практикум по информационным технологиям/ Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие/ Н. Д. Угринович - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Рябинина Л. В. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н. Д. Угриновича - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Соколова О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс - М.: ВАКО, 2006.
-
Чернов А. А., Чернов А. Ф. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: универсальное пособие: 8-9 классы - М.: ВАКО, 2005.
-
Шлепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание - М.: ВАКО, 2006.
Список литературы
-
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
-
Астафьева Н. Е. и др. Информатика в схемах. - М.:Бином, 2006.
-
Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие/ Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. - 2-е изд. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2009.
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ Угринович Н. Д. - М.; Бином. Лаборатория знаний, 2008.
-
Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие/ Н. Д. Угринович - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.