- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)
Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Осолодкова Т.Б. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Подходы к понятию и измерению информации.
Дисциплина Информатика
Преподаватель: Татьяна Борисовна Осолодкова
Магнитогорск: 2015 г.
Согласовано
Предметной комиссией Информатики и ИКТ
Председатель _________________ /Давыдова И.В.
Протокол № 9 от 27 мая 2015
Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК Т.Б. Осолодкова_________
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для открытого урока по учебной дисциплине ПД.02 Информатика (для специальности_09.02.01 Компьютерные системы и комплексы технического профиля).
Дисциплина способствует формированию: готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении обучающихся применять средства информационных и коммуникационных технологий для решения задач различных предметных областей.
Личностные результаты должны отражать:
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты должны отражать:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения учебной дисциплины «Информатика» на базовом уровне являются:
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Тема учебного занятия: Подходы к понятию и измерению информации.
Дидактическая цель: Сформировать и закрепить умения решать задачи, используя вероятностный и алфавитный подходы; научиться решать задачи на кодирование текстовой, графической, видео и звуковой инфрмации.
Развивающая цель: развитие информационного мышления, расширение общего кругозора и внутренней культуры студентов.
Воспитательная цель: воспитание интереса к предмету, инициативности, навыков самостоятельной работы.
Организационная форма проведения занятия: комбинированный урок.
Методическая цель: использование информационных средств обучения в процессе изучения дисциплины Информатика.
Методическое обеспечение урока: карточки с заданиями, карточки с кроссвордом, бланки ответов, мультимедиа комплекс, интерактивная доска, учебники.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль
Изучаемая дисциплина
/профессиональный модуль
Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль
Информатика
Теория вероятностей и математическая статистика
Прикладная электроника
Проектирование цифровых устройств
И другие
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Изучаемая тема
Обеспечиваемые темы
Подходы к понятию и измерению информации.
Арифметические основы работы компьютера.
Логические основы работы компьютера.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Ход занятия
Этап
занятия
Дидактические задачи этапа
занятия
Методы и принципы
обучения
Деятельность преподавателя
Рефлексивная деятельность
студентов
1
2
3
5
I. Организационный этап занятия
Подготовка студентов к работе на занятии
Словесный метод: беседа
Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).
Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
Психологическая установка на восприятие материала занятия
Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).
Готовятся к восприятию темы занятия.
II. Проверка полученных знаний.
Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.
-
Проверка домашнего задания.
Словесный метод: беседа. Самопроверка.
Раздает бланки для ответов. Задает устные вопросы. Показывает и проговаривает ответы.
Отвечают на устные вопросы. Подписывают бланки и записывают в них ответы к домашним решенным задачам. Проверяют домашнюю работу.
-
Входной контроль.
-
Коррекция опорных знаний.
Метод контроля. Самостоятельная работа.
Совместный анализ.
Предлагает выполнить подобные задания в тетрадях и записать ответы в бланк.
Озвучивает решение и правильные ответы.
Выполняют предложенную самостоятельную работу в тетради и записывают ответы в бланк.
Меняются бланками и проверяют ответы.
-
Проверка полученных знаний.
Работа в парах.
Предлагает разгадать кроссворд.
Озвучивает правильные ответы, обсуждает со студентами. Разбор вопросов, вызвавших затруднения.
В парах отвечают на вопросы кроссворда. Организация взаимопомощи.
II. Вводный этап занятия
Подготовка к основному этапу занятия.
-
Сообщение темы
Словесный метод: беседа
Тема занятия: Подходы к понятию и измерению информации.
Запишите тему в тетради
Записывают в тетради тему занятия.
-
Постановка цели
Постановка проблемы.
Совместное целепологание
Предлагает решить задачу. Совместно со студентами приходит к выводу, что она вызывает трудности. Вместе приходят к целям:
-
уметь решать задачи на кодирование текстовой, графической, видео и звуковой информации.
-
иметь практический опыт решения задач ЕГЭ.
Обучающиеся осмысливают и записывают цели.
-
Мотивация
Обеспечение возникновения у студентов мотива - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
Реализация связей:
-
межпредметных
внутрипредметных
Эвристическая беседа; постановка проблемы
Обоснование актуальности нового материала посредством беседы с учащимися. Постановка проблемы; озвучивание целей урока с помощью учащихся; сообщение плана занятия.
Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.
III. Основной этап занятия.
-
Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Повторение изученного материала.
Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).
Наглядный: презентация в программе Power Point,
Совместное повторение формул на интерактивной доске.
Вернёмся к теме и целям урока
Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.
Содержание:
Наглядно повторить и показать изученный материал по теме. Систематизировать материал в виде таблицы и схемы. Показать в презентации.
Воспринимают, осмысливают способы действий.
Анализируют, конкретизируют полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют).
-
Первичное закрепление базисного уровня.
Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий.
репродуктивный
Совместно у доски решить задачи на каждый вид кодирования.
Выполняют решение задач под руководством преподавателя.
-
Коррекция знаний ориентировочной основы действий.
Выявление пробелов и исправление ошибок в понимании ориентировочной основы действий.
Метод самостоятельной работы
Решают заданную ранее «проблемную» задачу. Организация взаимопомощи.
Определяют и восполняют пробелы в знаниях. В процессе работы в парах помогают друг другу
-
Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.
Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации.
Метод самостоятельной работы, репродуктивный.
Метод контроля.
Задания для самостоятельной работы по вариантам.
Озвучивает ответы. Предлагает проставить баллы за каждое задание и перевести их в оценки.
Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.
Записывают ответы в бланк. Меняются бланками и проверяют. Выставляют баллы, вычисляют и выставляют оценки, сдают бланки.
IV. Заключительный этап занятия.
Анализ и оценка успешности достижения цели урока.
Словесные: беседа
-
Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.
-
Сообщить оценку качества работы каждого студента.
-
Отметить, кто добился отличного качества работы.
-
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.
Самоанализ выполненной работы.
Самокоррекция.
Мотивация.
Формирование у студентов ориентации на успех.
Словесные: беседа
Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).
Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание.
Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
Словесные: беседа
Сообщение домашнего задания:
1. Выполнить
2. Повторить
Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.
Приложение
Межпредметные связи
Внутрипредметные связи
-
Домашнее задание к уроку.
Задание 1. Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена?
Задание 2. В книге 512 страниц. Сколько информации несет сообщение о том, что закладка лежит на какой-либо странице?
Задание 3. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
-
Входная самостоятельная работа.
-
«Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
-
В барабане для розыгрыша лотереи находятся 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере, например, выпал номер 15.
-
Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?
-
Разгадайте кроссворд
По вертикали:
-
Наименьший элемент цифрового изображения.
-
Наименьшая единица измерения информации.
-
Двумерная решетка, состоящая из пикселей.
-
Множество символов, используемых для написания сообщения.
-
Единица измерения информации, содержащая 8 бит.
-
Информационный объем одного пикселя.
По горизонтали:
-
Процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.
-
Проблемная задача: Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов?
-
Совместная работа.
-
Пример 1. Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
-
Известно, что объем изображения, записанного в 256-цветной палитре (N), равен 0,5 Кб (V). Каким количеством бит кодируется каждый пиксель (i)? Из скольки пикселей состоит изображение? Какой объем будет у изображения размером 128*64 пикселя (K)?
-
Определить информационный объем стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука(16 битов, 48 кГц)
-
Дан видеофайл, который длится 52 секунды. Известно также, что частота смены кадров составляет 25 раз в секунду. Каждый кадр представляет собой изображение, имеющее разрешение 1280 на 1024 пиксела. Также известно, что цвет кодируется в 24-х битной RGB-модели. Частота дискретизации звука составляет 44.1 КГц, а разрядность звуковой карты равна 2 байта. Необходимо найти информационный объем данного видеофайла.
-
-
Самостоятельная работа.
Вариант 1
Вариант 2
-
Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 256 символов алфавита?
-
Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 65 536 символов алфавита?
-
Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 ´10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
-
Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
-
Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея- 800 х 600 пикселей?
-
Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения.
-
Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов.
-
Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?