Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж












Методическая разработка открытого занятия

Тема: Подходы к понятию и измерению информации.


Дисциплина Информатика




Преподаватель: Татьяна Борисовна Осолодкова



















Магнитогорск: 2015 г.

Согласовано

Предметной комиссией Информатики и ИКТ

Председатель _________________ /Давыдова И.В.

Протокол № 9 от 27 мая 2015






Составитель:

преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК Т.Б. Осолодкова_________

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для открытого урока по учебной дисциплине ПД.02 Информатика (для специальности_09.02.01 Компьютерные системы и комплексы технического профиля).

Дисциплина способствует формированию: готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в умении обучающихся применять средства информационных и коммуникационных технологий для решения задач различных предметных областей.

Личностные результаты должны отражать:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты должны отражать:

1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами освоения учебной дисциплины «Информатика» на базовом уровне являются:

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

  3. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Тема учебного занятия: Подходы к понятию и измерению информации.

Дидактическая цель: Сформировать и закрепить умения решать задачи, используя вероятностный и алфавитный подходы; научиться решать задачи на кодирование текстовой, графической, видео и звуковой инфрмации.

Развивающая цель: развитие информационного мышления, расширение общего кругозора и внутренней культуры студентов.

Воспитательная цель: воспитание интереса к предмету, инициативности, навыков самостоятельной работы.

Организационная форма проведения занятия: комбинированный урок.

Методическая цель: использование информационных средств обучения в процессе изучения дисциплины Информатика.

Методическое обеспечение урока: карточки с заданиями, карточки с кроссвордом, бланки ответов, мультимедиа комплекс, интерактивная доска, учебники.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль

Изучаемая дисциплина

/профессиональный модуль

Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль


Информатика

Теория вероятностей и математическая статистика

Прикладная электроника

Проектирование цифровых устройств

И другие








Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы


Подходы к понятию и измерению информации.

Арифметические основы работы компьютера.

Логические основы работы компьютера.

Программные средства информационных и коммуникационных технологий.





Ход занятия

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа

занятия

Методы и принципы

обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность

студентов

1

2


3

5

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Словесный метод: беседа

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.


Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Проверка полученных знаний.

Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов.




  1. Проверка домашнего задания.


Словесный метод: беседа. Самопроверка.

Раздает бланки для ответов. Задает устные вопросы. Показывает и проговаривает ответы.

Отвечают на устные вопросы. Подписывают бланки и записывают в них ответы к домашним решенным задачам. Проверяют домашнюю работу.

  1. Входной контроль.

  2. Коррекция опорных знаний.


Метод контроля. Самостоятельная работа.

Совместный анализ.

Предлагает выполнить подобные задания в тетрадях и записать ответы в бланк.

Озвучивает решение и правильные ответы.

Выполняют предложенную самостоятельную работу в тетради и записывают ответы в бланк.

Меняются бланками и проверяют ответы.

  1. Проверка полученных знаний.


Работа в парах.

Предлагает разгадать кроссворд.

Озвучивает правильные ответы, обсуждает со студентами. Разбор вопросов, вызвавших затруднения.

В парах отвечают на вопросы кроссворда. Организация взаимопомощи.

II. Вводный этап занятия

Подготовка к основному этапу занятия.




  1. Сообщение темы


Словесный метод: беседа

Тема занятия: Подходы к понятию и измерению информации.

Запишите тему в тетради

Записывают в тетради тему занятия.

  1. Постановка цели

Постановка проблемы.

Совместное целепологание

Предлагает решить задачу. Совместно со студентами приходит к выводу, что она вызывает трудности. Вместе приходят к целям:

  1. уметь решать задачи на кодирование текстовой, графической, видео и звуковой информации.

  2. иметь практический опыт решения задач ЕГЭ.

Обучающиеся осмысливают и записывают цели.

  1. Мотивация

Обеспечение возникновения у студентов мотива - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

Реализация связей:

  • межпредметных

внутрипредметных

Эвристическая беседа; постановка проблемы

Обоснование актуальности нового материала посредством беседы с учащимися. Постановка проблемы; озвучивание целей урока с помощью учащихся; сообщение плана занятия.


Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.

III. Основной этап занятия.





  1. Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Повторение изученного материала.

Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).


Наглядный: презентация в программе Power Point,

Совместное повторение формул на интерактивной доске.

Вернёмся к теме и целям урока

Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.


Содержание:

Наглядно повторить и показать изученный материал по теме. Систематизировать материал в виде таблицы и схемы. Показать в презентации.

Воспринимают, осмысливают способы действий.

Анализируют, конкретизируют полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют).

  1. Первичное закрепление базисного уровня.

Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий.

репродуктивный

Совместно у доски решить задачи на каждый вид кодирования.

Выполняют решение задач под руководством преподавателя.

  1. Коррекция знаний ориентировочной основы действий.

Выявление пробелов и исправление ошибок в понимании ориентировочной основы действий.

Метод самостоятельной работы

Решают заданную ранее «проблемную» задачу. Организация взаимопомощи.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях. В процессе работы в парах помогают друг другу

  1. Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации.

Метод самостоятельной работы, репродуктивный.

Метод контроля.

Задания для самостоятельной работы по вариантам.

Озвучивает ответы. Предлагает проставить баллы за каждое задание и перевести их в оценки.

Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Записывают ответы в бланк. Меняются бланками и проверяют. Выставляют баллы, вычисляют и выставляют оценки, сдают бланки.


IV. Заключительный этап занятия.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Словесные: беседа


  1. Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.

  2. Сообщить оценку качества работы каждого студента.

  3. Отметить, кто добился отличного качества работы.

  4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция.

Мотивация.

Формирование у студентов ориентации на успех.

Словесные: беседа


Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых).

Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесные: беседа


Сообщение домашнего задания:

1. Выполнить

2. Повторить

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.


Приложение


Межпредметные связи

Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)


Внутрипредметные связи


Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)


  1. Домашнее задание к уроку.

Задание 1. Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена?

Задание 2. В книге 512 страниц. Сколько информации несет сообщение о том, что закладка лежит на какой-либо странице?

Задание 3. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?



  1. Входная самостоятельная работа.

  1. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?

  2. В барабане для розыгрыша лотереи находятся 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере, например, выпал номер 15.

  3. Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

  1. Разгадайте кроссворд

По вертикали:Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)

  1. Наименьший элемент цифрового изображения.

  2. Наименьшая единица измерения информации.

  3. Двумерная решетка, состоящая из пикселей.

  4. Множество символов, используемых для написания сообщения.

  5. Единица измерения информации, содержащая 8 бит.

  6. Информационный объем одного пикселя.

По горизонтали:

  1. Процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки.



Методическая разработка по информатике на тему Подходы к понятию и измерению информации (10 класс)
























  1. Проблемная задача: Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов?

  2. Совместная работа.

    1. Пример 1. Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

    2. Известно, что объем изображения, записанного в 256-цветной палитре (N), равен 0,5 Кб (V). Каким количеством бит кодируется каждый пиксель (i)? Из скольки пикселей состоит изображение? Какой объем будет у изображения размером 128*64 пикселя (K)?

    3. Определить информационный объем стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука(16 битов, 48 кГц)

    4. Дан видеофайл, который длится 52 секунды. Известно также, что частота смены кадров составляет 25 раз в секунду. Каждый кадр представляет собой изображение, имеющее разрешение 1280 на 1024 пиксела. Также известно, что цвет кодируется в 24-х битной RGB-модели. Частота дискретизации звука составляет 44.1 КГц, а разрядность звуковой карты равна 2 байта. Необходимо найти информационный объем данного видеофайла.

  3. Самостоятельная работа.

Вариант 1

Вариант 2

  1. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 256 символов алфавита?


  1. Какое количество информации необходимо для кодирования каждого из 65 536 символов алфавита?

  1. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 ´10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

  1. Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?

  1. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея- 800 х 600 пикселей?

  1. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения.

  1. Определить объем памяти для хранения цифрового аудио­файла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов.


  1. Какой объем памяти требуется для хранения цифрового аудиофайла с записью звука высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?




© 2010-2022