Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №7

Тема: Форма и компоненты.

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с формой и компонентами, их основными свойствами и методами;

Развивающая: развивать умения выполнять действия с формой и компонентами;

Воспитательная: воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения:

  • словесные, наглядные, практические

  • частично-поисковые.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Оснащение: компьютерный класс (наличие локальной сети).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Настрой учащихся на урок.

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Проверка домашнего задания.

Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна системы программирования Lazarus (приложение 1).

ЗУрок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)адание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.

Задание учащиеся выполняют в тетради.

Время выполнения 1-2 минуты.

Проверка в парах, по окончанию с учителем.


  1. Изучение новой темы.

Форма.

Форма - будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться компоненты. Форм в проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой: ФайлСоздатьФорму.

Свойства формы

Свойство

Значение

Caption

Изменение заголовка окна, представляет собой некоторый текст.

Name

Имя формы в программе. По умолчанию присваивается Form1.

Color

Изменение цвета окна

Компоненты

Компоненты также как и форма являются некоторыми графическими объектами. Компоненты бывают видимыми и невидимыми. При проектировании форма выступает в роли контейнера для компонентов. При этом на форму можно разместить и невидимые компоненты.

Свойства и методы компонентов также отображаются в инспекторе объектов. Чтобы увидеть их, достаточно выделить требуемый компонент на форме.

Обработчики событий

Свойства объекта определяют его внешний вид (размер, шрифт, цвет и т.д.), а совокупность событий определяют поведенческую сторону объекта. Обработчиком события является процедура, которая выполняет те или иные действия в ответ на наступление события.

Пример: Создать первое графическое приложение. Которое при загрузке формы, будет выводить название в заголовке формы 'Моё первое графическое приложение', а по щелчку на форме в заголовке формы появится вопрос 'Зачем ты на меня нажал?'.

Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)

Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)

После запуска

После выполнения щелчка

Фрагмент программного кода

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Моё первое графическое приложение';

end;

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Зачем ты на меня нажал?';

end;

Простейшие компоненты.

TLabel - компонент надпись или метка (расположен на странице Standard), предназначен для размещения надписей на форме.

Свойства TLabel

Свойство

Значение

Caption

Отображение текста в поле компонента.

Color

Цвет фона надписи.

AutoSize

True/False. Запрещение или разрешение на изменение размеров надписи.

Aligment

Выравнивание текста внутри поля надписи (по центу, левому краю, правому краю)

Font

Настройка текста (шрифт, размер, начертание)

WordWrap

Разрешение/Запрещение на расположение текста в поле надписи в одну строку.

TButton - кнопка элемент управления, предназначен для запуска каких-то действий команд. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие OnClick (по щелчку).

Свойства TButton

Свойство

Значение

Caption

Отображение текста в поле компонента.

Enabled

Признак доступности кнопки.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Создайте приложение, на форму которого помещены компоненты Label1, Button1. При щелчке на Button1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!», а выполненный щелчок на форме сменяет заголовок окна на сообщение «Моя первая программа».

Оформите форму и метку в цвете.

Решение:

Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)

Вид окна после загрузки программы

Вид окна программы после выполнения щелчков

Фрагмент программного кода

procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);

begin

Form1.caption:='Моя первая программа';

end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

label1.Caption:='Я программирую!';

end;

Задание 2. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке Вывод сообщения на метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.

Решение:

Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)

Вид окна после загрузки программы

Вид окна программы после выполнения щелчка на кнопке Вывод сообщения

Фрагмент программного кода

Урок по информатике на тему: Форма и компоненты Lazarus (10 класс)


  1. Домашнее задание.

Разработать свой собственный проект, используя форму и изученные компоненты.


  1. Рефлексия.


  1. Итог урока.


© 2010-2022