Программа по информатике 7 класс

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБОУ СОШ №1

___________ М.Г.Комарова

«___»_________2014 г.



Рабочая программа

Предмет: ОИВТ

Класс: 7Б класс (ФГОС)


2014/2015 учебный год



Составитель:

Кондрашина Екатерина Валентиновна,

учитель информатики,

высшей квалификационной категории

Полетаева Татьяна Викторовна,

Учитель информатики, математики





город Бердск

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.04 №1089.

2. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", 2012 год.

3 . Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

4. Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2014/2015 учебный год.

5. Авторская программа Босовой Л.Л. для 5-7 классов.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе использован авторский подход Босовой Л.Л. в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VIII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2014/2015 учебный год включает изучение предмета в 7 классе с названием «Основы информатики и вычислительной техники». Изменение названия предмета связано с тем, что в 7 классе не включены вопросы коммуникационных технологий. Предмет вводится впервые, в начальной школе и 5, 6 классах этими детьми не изучался. На пропедевтическом уровне вводятся основы информатики и вычислительной техники и информационные технологии. Рассматриваются темы: объекты, информационное моделирование, алгоритмика.

Срок реализации программы 2014/2015 учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7-9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;

  • алгоритмы и начала программирования;

  • информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - запись программы - компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.


Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2014/2015 предполагает изучение предмета основы информатики и ВТ в 7 классах по 1 часу в неделю.

Общее число часов - 35 ч. Количество учебных недель - 35. Практических работ - 12 (Компьютерный практикум не более 20 минут), контрольных работ - 4.

Содержание учебного курса

1. Объекты и системы (6 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа №11 «Графические модели».

Практическая работа №12 «Итоговая работа».

3. Алгоритмика (7 ч).

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема 1. Объекты и системы (6 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

  • упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 2. Информационные модели (20 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);

  • создавать многоуровневые списки;

  • создавать табличные модели;

  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

  • создавать диаграммы и графики;

  • создавать схемы, графы, деревья;

  • создавать графические модели.

Тема 3. Алгоритмика (7 час)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Резерв учебного времени в 7 классах: 2 часов.

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики.

Компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нес­тандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.



Состав учебно-методического комплекта по ОИВТ для 7 класса:

1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Номер в федеральном перечне учебников 1.2.3.4.1.3

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

8. CD "Математика, 5-11 кл. Практикум" фирмы «1С».

Адрес: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7b005424-fbba-3f09-69dd-0cd8eca70f31/23150/?interface=electronic. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Электронные издания - Ресурсы на CD/DVD - Учебные CD для общего образования.



Поурочное планирование 7 класс


Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Введение, §1.1,§1.2

ЦОР

Плакат «Техника безопасности».

Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»

2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§1.3, §1.4

ЦОР

Презентация «Отношения объектов».

Файл Описание.doc

3.

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)

§1.5

ЦОР

Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc

4.

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)

§1.6

Презентация «Системы объектов».

Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

5.

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)

§1.7

ЦОР

Презентация «Системы объектов».

Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc

6.

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа

§1.8

ЦОР

Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml.

Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc

7.

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3)

§2.1

ЦОР

Презентация «Модели объектов».

Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc

8.

Информационные модели.

Практическая работа №11

§2.2

ЦОР

Презентация «Информационные модели»

II четверть

9.

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5)

§2.3

ЦОР

Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc

10.

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7)

§2.3

11.

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9)

§2.3

ЦОР

Файлы Слова.doc, Текст.doc

12.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

§2.3

ЦОР

Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc

13.

Математические модели.

Контрольная работа

§2.4

ЦОР

Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml.

Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc

14.

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

§2.5(1)

ЦОР

Презентация «Табличные информационные модели».

Файл Природа России.doc

15.

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

§2.5(2)

ЦОР

Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp

16.

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

§2.5(3)

III четверть

17.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

§2.6

18.

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

§2.7

19.

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1-3)

§2.8

ЦОР

Файл Температура.xls

20.

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4-6)

§2.8

21.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

§2.9 (1,2)

ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы».

Файл Температура.xls

22.

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

§2.9 (3)

ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»

23.

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

§2.9 (4)

ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»

24.

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1, 2)

§2.10 (1)

ЦОР

Презентация «Схемы».

Файл Солнечная система.doc

25.

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

§2.10 (2)

ЦОР

Презентация «Графы».

Файл Поездка.doc

26.

Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6, 7)

Проверочная работа

§2.10 (2,3)

ЦОР

Презентация «Графы».

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc

IV четверть

27.

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.1, §3.2(1, 2)

ЦОР

Презентация «Алгоритм - модель деятельности исполнителя»

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

28.

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2(3)


ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

29.

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.2(4)


ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

30.

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3(1)


ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

31.

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3(2, 4)


ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

32.

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (5)


ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»

33.

Проверочная работа

ЦОР

Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc

34-35.

Итоговый проект. Практическая работа №12.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Персональные компьютеры - рабочие места учителя и учащихся

Мультимедиа проектор

Принтер

Источник бесперебойного питания

Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)

Сканер

Цифровой фотоаппарат

Внешний накопитель информации (или флэш-память)


Информационно-техническое обеспечение

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Программы разработки анимации

Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Звуковой редактор.

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам

Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов


© 2010-2022