Компьютер как средство развития личности ребенка

В данной статье рассмотрен вопрос развития личности учащегося на уроках информатики через повышение самооценки, утверждения собственного "я". Рассмотрены примеры, которые могут быть использованы на уроках для поддержания и развития интереса к предмету. Приведены возможные варианты зем зачетных работ по каждому из изучаемых разделов. Ученику предоставляется возможность накопить материал за годы обучения и самостоятельно оценить свои достижения, возможные недочеты, сравнить уровень полученных знан...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уфимская Людмила Сергеевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №12 города Лиски

Компьютер как средство развития личности ребенка

Современный урок - это действие, основным актером, режиссером и критиком которого выступает ученик. Учителю отводиться лишь роль сценариста. Огромную роль при этом играет самооценка учащегося, его способность проводить самоанализ, потребность к самосовершенствованию, умение видеть и устранять свои ошибки. Основной задачей педагога является научить ребенка не просто запомнить научные истины, выучить несколько правил, а именно помочь стать всесторонне развитой личностью, с высоким уровнем интеллекта.

На уроках информатики дети учатся пользоваться программами, которые входят в стандарт образования: печатать текст, работать с изображениями, создавать презентации, выполнять расчеты. Это, конечно, замечательно, и большинству из них пригодятся эти навыки в их будущей трудовой деятельности. Но те же самые навыки можно получить и более интересным способом. А что же может интереснее для человека, чем он сам?

Рассмотрим пример изучения темы «Электронные таблицы». Основной целью при изучении данной темы является приобретения навыков автоматического совершения расчетов при помощи встроенных функций и формул, а так же построение графиков и диаграмм. Дадим ребенку возможность почувствовать себя в роли учителя и попросим его проанализировать свою успеваемость за первое полугодие: вычислить средний балл, найти максимальное и минимальное значение, разницу между значениями по различным предметам. А затем, для более наглядного отображения, построить график собственных достижений. А после того как будет создан расчетный лист для себя, можно рассчитать и для своих друзей, провести сравнение, вывить свои промахи и удачи. Каждый учащийся будет заинтересован в подобном задании.

В конце учебного года очень полезно оглянуться назад, проанализировать свои достижения. Обратимся к презентациям. У любого ученика за год накопилось множество фотографий, исследовательских работ, грамот, а может быть и видеофильмов. Обобщая свои достижения, ученик работает над собой, проводит самоанализ своей работы за учебный год, одновременно с этим повторяя умение работать с разнообразного рода информацией про помощи компьютерной техники. Если проводить подобную работу каждый год, то окончанию школы получиться отличное портфолио созданное своими руками.

Огромные возможности получает ученик для развития умения анализировать и обобщать, изучая текстовые редакторы. Это и разнообразные сочинения на темы «Кем быть?», «Мой любимый предмет», и умение строить схемы «Мои достижения», «Мои промахи».

Умение выбирать оптимальный путь для достижения результата, одно из основных требований, предъявляемых к современному ученику. Ни на одном другом предмете это не может быть так развито как при изучении темы «Алгоритмы» на уроках информатики. Предложим ребенку построить вначале простейшие линейные алгоритмы: «Как мне дойти до дома?», «Как собрать портфель?», «Как подготовиться к контрольной работе?» Усложняя постепенно задания до ветвлений и циклов. Если внимание ребенка будет прежде всего обращено на себя, на свои действия, то и изучение непонятных блоков станет более доступным, и конечно же мы достигнем основной цели - умения организовывать собственные действия.

Основной целью подобных заданий является воспитание «себялюбия», развитие самооценки, возможность увидеть свои возможности и недостатки. А накапливая подобный материал, ученик получает возможность сравнивать и видеть, как изменяется его характер, ценности и стремления. Залогом всестороннего человека, прежде всего, является высокая самооценка, уверенность в себе, возможность показать, чего я стою, а отсюда уже будет вытекать и стремление к знаниям, и умение исправлять свои ошибки.

2

© 2010-2022