- Преподавателю
- Информатика
- Тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
Тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ионова Е.Ф. |
Дата | 21.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течение 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебно-методического комплекта Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
-
«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
-
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
-
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - 5-е изд., - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
-
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.
-
Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе».
-
Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.:БИНОМ, 2009.г.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В практике используются три формы организации работы на уроке:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
-
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
-
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
-
практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН(ов);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум;
-
тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90%%
хорошо
51-75%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
-
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-
отказался отвечать на вопросы учителя.
Календарно-тематическое планирование 9 класс Н.Д. Угринович (68 часов)
-
№ п/п
дата проведения
Название раздела программы, темы урока
Кол - во часов
Тип урока
Вид контроля
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Элементы дополнительного содержания урока
Домашнее зада
ние
план
факт
Повторение (2 часа)
1
Техника безопасности при работе за компьютером
1
Объяснительно-
иллюстративный, поисковый
Повторение
тем 8 класса
2
Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации
1
Объяснительно-
иллюстративный, поисковый
Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционной системе счисления (в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной). Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации
Знают: формы
представления ин-
формации в ПК;
принципы записи
чисел в позиционной системе счисления, принципы
кодирования.
Умеют осуществлять расчет количества информации
Повторение
тем 8 класса
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (13 часов)
3
Кодирование графи-
ческой информации.
Растровая и векторная графика.
1
Объяснительно-иллюстративный
Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета,
графические режимы
монитора, видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов
Знают: формы
представления графической информации; характеристики растрового изображения.
§1.1,1.2.
См. №1.1,
1.2, 1.3,
1.4
4
Практическая работа №1.1
«Кодирование графической информации
1
См. №1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.7
5
Рисование графических примитивов в растровых и векторных редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
1
Объяснительно-иллюстративный
Интерфейс основные инструменты и команды для создания и обработки изображений
§ 1-3.1, 1.3.2
6
Практическая работа № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
1
Проектный, исследовательский
§1.3.1, 1.3.2
7
Работа с объектами
в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков
в растровых и векторных графических редакторах
1
Объяснительно-
иллюстративный
Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков
§ 1.3.3,
1.3.4
8
Практическая работа №1.3
«Создание рисунков
в векторном графическом редакторе»
1
Проектный,
исследовательский
§ 1-3.3,
1.3.4
9
Растровая и векторная анимация.
1
Объяснительно-
иллюстративный
Интерфейс, основные инструменты и команды для сознания анимации
§ 1.4
10
Практическая работа 1.4 «Анимация»
1
Проектный,
исследовательский
11
Кодирование и обработка звуковой информации
1
Проблемное изложение
Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина
кодирования звука. Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки
звука
§ 1-5
12
Практическая работа № 1.5 «Кодирование и обработка
звуковой информации
1
Исследовательский
См. 1.9,
1.10,
1.11
13
Цифровое фото и видео
1
Объяснительно-иллюстративный
Технические средства и способы обработки цифровых фото и видео; методы сжатия видеоинформации. Обзор программ, позволяющих выполнять захват, печать и редактирование цифровых фото' и видео
§1.6
14
Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа №1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
1
Проектный
15
Зачетное занятие по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
1
Имитационное моделирование
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
16
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1 «Кодирование текстовой информации»
1
Объяснительно-иллюстративный, исследовательский
Количество информации, двоичное кодирование информации в компьютере. Кодировки знаков, кодовые таблицы
Знают: различные
кодировки знаков,
чем они отличаются
друг от друга.
Знают: интерфейс,
основные инструменты и команды текстового редактора.
Умеют: создавать,
сохранять, печатать
документы.
Знают: способы
создания документов.
Умеют: изменять
параметры страницы.
Умеют: форматировать символы
и абзацы в документе.
Умеют: создавать,
редактировать
и заполнять таблицы в текстовом редакторе
§ 2.2, 2.3, 2.4
17
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документов. Сохранение и печать документов.
1
Объяснительно-
иллюстративный
Интерфейс, основные инструменты и команды для создания документов в текстовых редакторах. Способы создания документов. Параметры страницы. Ввод текста. Вставка изображений, формул и других объектов в текстовый документ. Сохранение и печать документов
См. №2.1,
2.2
18
Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ
формул»
1
Проектный,
исследовательский
§ 2.2, 2.3, 2.4
19
Форматирование документа.
Практическая работа № 2.3 «Форматирование
символов и абзацев».
1
Объяснительно-
иллюстративный
Форматирование символов, основные параметры, определяющие внешний вид символов. Форматирование абзацев, основные параметры, определяющие внешний вид абзацев
См. № 2.3,
2.4, 2.5,
2.6, 2.7
20
Практическая работа № 2.4 «Создание и форматирование списков»
1
Проектный, исследовательский
Списки
§ 2.5
21
Таблицы. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
1
Таблицы. Строки, столбцы, ячейки таблицы. Создание и изменение таблицы. Границы и заливка. Вычисления в таблице
22
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
1
Объяснительно-иллюстративный
Исследовательский
Интерфейс, основные инструменты компьютерных словарей и систем оптического распознавания документов. Системы оптического распознавания символов, системы оптического распознавания форм
Знают: интерфейс, основные инструменты и команды компьютерных словарей и систем оптического распознавания документов
См. №2.8, 2.9,2.10
23
Системы оптического распознавания документов
Практическая работа № 2.7 «Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа»
1
Объяснительно-иллюстративный
Исследовательский
§2.6, см. №2.11
§2.7, 2.8
24
Зачетное занятие по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
Глава 3 Кодирование и обработка числовой информации (9 часов)
25
Кодирование числовой информации.
1
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере
Знают: виды системы счисления (репродуктивный уровень).
Умеют: переводить числа из одной системы счисления в другую (продуктивный уровень)
§ 3.1
26
Практическая работа №3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую при помощи калькулятора»
1
См. № 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6
27
Электронные таблицы.
1
Проектный,
исследовательский
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции
Знают: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных.
Умеют: использовать встроенные функции, все виды ссылок
§ 3.2
28
Практическая работа № 3.2 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки таблицах, создание функций в электронных таблицах»
1
См. №3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12
29
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
1
Объяснительно-
иллюстративный
Диаграмма, типы диаграмм. Ряды данных и категории
Знают: типы диаграмм. Основные
параметры диаграмм (репродуктивный уровень).
Умеют: строить
диаграммы различного типа (продуктивный уровень)
§3.3
30
Практическая
работа № 3.3 «Построение диаграмм различных типов»
1
Проектный,
исследовательский
31
Базы данных в электронных таблицах.
1
Объяснительно-
иллюстративный
Представление базы
данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных
таблицах
Знают: понятие
базы данных, табличную форму
представления базы данных и представление с помощью формы. Понятие СУБД. Понятие сортировки и поиска данных. Умеют: представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить сортировку и поиск данных в электронных таблицах
§3.4
32
Практическая работа № 3.4 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
1
Проектный,
исследовательский
33
Зачетное занятие по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
1
Имитационное моделирование
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (14 часов)
34
Алгоритм его формальное исполнение
1
Объяснительно-иллюстративный
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов
Знают: основные
алгоритмические
структуры; ключевые слова и операторы для записи на языке VB.
Умеют составлять
блок-схемы основных алгоритмических структур
§4.1
35
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках
и алгоритмическом языке
1
Объяснительно-
иллюстративный
Линейный алгоритм, структуры «Ветвление», «Выбор»,
«Цикл».
§4.2
36
Переменные: тип,
имя, значение.
Арифметические,
строковые и логиче-
ские выражения
1
Объяснительно-
иллюстративный
Тип, имя и значение переменных. Объявление переменных. Арифметические выражения, строковые выражения
§4.3, 4.4
37
Функции в языках
объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
1
Объяснительно-
иллюстративный
Функции ввода
и вывода данных,
кодовые значения,
определяющие вид
окна сообщений,
значения функции
MsgBox()
Знают: основные
алгоритмические
структуры; ключевые слова и операторы для записи на языке VB.
Умеют составлять
блок-схемы основных алгоритмических структур
§4.5
38
Основы объектно-
ориентированного
визуального программирования
1
Объяснительно-
иллюстративный
3 Проект, графический
интерфейс проекта,
форма, элементы
управления. Объекты, свойства, методы, события. Обработчик события
§4.6
39
Практическая работа № 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного
и алгоритмического
программирования»
1
Имитационное моделирование
Проект, графический интерфейс проекта, форма, элементы управления. Объекты, свойства, методы, события. Обработчик события
§4.6
40
Практическая работа № 4.2 «Переменные»
1
Имитационное моделирование
Линейный алгоритм,
арифметические выражения
§4.3, 4.4
41
Практическая работа № 4.3 «Функции в языках объектно-ориентированного
и алгоритмического
программирования»
1
Имитационное моделирование
Применение функций
в системах объектно-
ориентированного
и визуального программирования
§4.5
42
Практическая работа № 4.5 «Кодирование основных типов
алгоритмических
структур на объектно-
ориентированных
языках и алгоритмическом языке»
1
Имитационное моделирование
Ветвление: полное,
неполное.
Алгоритмическая
структура «Выбор»
и ее реализация на VB.
Виды циклов и их
реализация на VB
См. №4.2,
4.3, 4.4
43
2 Практическая работа № 4.6 «Кодирование основных типов
алгоритмических
структур на объектно-
ориентированных языках и алгоритмическом языке»
1
Имитационное моделирование
44
Графические возможности объектно-ориентированного
языка программирования Visual Basic
2005
1
Объяснительно-
иллюстративный
§ 4.7
45
Практическая работа № 4.7 «Графические возможности, объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005»
1
Имитационное моделирование
Графические методы
Знают понимают основные понятия
VB (объект, свойства, методы) и связь
между ними.
Умеют определять результат программы по ее описанию. Имеют навыки
интеграции известных алгоритмов при создании новых проектов
§ 4.7
46
1
47
Зачетное занятие
по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1
Поисковый,
имитационное моделирование
Выполнение тестовых заданий
Глава 5. Моделирование и формализация (8 часов)
48
Окружающий мир как иерархическая система
1
Объяснительно-иллюстративный
Микро-, макро - и мегамир. Иерархическая система объектов окружающего мира. Система, целостность системы. Свойства системы
Знают: понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводят: примеры моделирования в различных областях деятельности. Знают: основные этапы моделирования. Создают простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводят компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей. Имеют научные представления
о моделях и технологии моделирования. Имеют навыки
самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных
§5.1
49
Моделирование, формализация, визуализация
1
Объяснительно-иллюстративный
Моделирование. Модель. Материальные и информационные модели. Описательные информационные модели. Формализация информационных моделей. Визуализация формальных моделей
§5.2
50
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
Объяснительно-иллюстративный
Описательная информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели
§5.3
51
Практическая работа № 5.1 «Построение и исследование физических моделей»
1
Имитационное моделирование
Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей
§5.4
52
Практическая работа № 5.2 «Приближенное решение уравнений»
1
Имитационное моделирование
§5.5
53
Практическая работа № 5.3 «Экспертные системы распознавания физических веществ»
1
Имитационное моделирование
§5.6
54
Практическая работа № 5.4 «Информационные модели управления объектами»
1
Имитационное моделирование
§5.7
55
Зачетное занятие по теме «Моделирование и формализация»
1
Имитационное моделирование
Имеют навыки организации собственной информационной деятельности и планирования ее результатов
Глава 6. Информатизация общества (4 часа)
56
Информационное общество
1
Объяснительно-иллюстративный
Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров, компьютерные сети
Знают основные этапы развития общества. Знают основные характерные черты информационного общества
§6.1
57
Информационная культура
1
Объяснительно-иллюстративный
Информационная культура. Офисные информационные технологии. Коммуникативная культура
Знают основные определения, связанные с информационной культурой
§6.2
58
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
1
Объяснительно-иллюстративный
Развитие информационных и коммуникационных технологий. Этапы развития информационных и коммуникационных технологий
Знают основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий
§6.3
59
Зачетное занятие по теме «Информатизация общества»
1
Поисковый, имитационное моделирование
Защита докладов
§6.1
Повторение, резерв времени (9 часов)