• Преподавателю
  • Информатика
  • Использование элементов проектных технологий, как средство активизации познавательной активности студентов и адаптации ими полученных компетенций на практике

Использование элементов проектных технологий, как средство активизации познавательной активности студентов и адаптации ими полученных компетенций на практике

Представленный материал по теме "Использование элементов проектных технологий  на занятиях информатики (и родственных спец.дисциплин),  как средство активизации познавательной активности студентов  и адаптации ими полученных компетенций на практике." является обобщением опыта преподавателя и как следствие иллюстрирует основную концепцию работы.Данные приемы работы положительно "работали" и в рамкам ФГОС 2-го поколения, так и актуальны в настоящее время, в рамках ФГОС 3-го поколения.Описанные в р...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








«Использование элементов проектных технологий
на занятиях информатики (и родственных спец.дисциплин),
как средство активизации познавательной активности студентов
и адаптации ими полученных компетенций на практике.»


(основная концепция работы преподавателя)











Выполнила:
преподаватель дисциплин «Информатики» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»

Захарова Е.Н.


Волгоград, 2010 г.

Введение

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов в настоящее время является едва ли не центральной проблемой современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем.

Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.

Приемы для побуждения мотивации достижения и общения, используемые в обучении можно перечислить приблизительным перечнем:

  • создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими студентами;

  • создание оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.);

  • поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении педагога;

  • создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;

  • приведение примеров из жизни, науки, производства;

  • возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели;

  • формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению.

Одним из условий обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы студент почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры.

Одним из ярких методов в реализации проблемы активизации познавательной активности студентов являются проектные технологий и в частности метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Работая над проектом, участники осуществляют коммуникации с очными партнерами по проекту (студенты), руководителем проекта (преподаватель, старшекурсники, профильные специалисты), удаленными территориально участниками проекта (студенты и преподаватели). Если проект конкурсный, что имеет высокую степень мотивации учащихся работы над проектом, то добавляются субъекты коммуникативного взаимодействия - организаторы конкурса, координаторы и др. Таким образом, студент вырабатывает в себе умения общаться со сверстниками, коллегами, руководителями. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации, что является одним из основополагающих принципов профессионального обучения. Студенты приобретают опыт профессионального общения.

Развитие личности обучающегося, обусловленное использованием преподавателем метода проектов:

  • подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения метаумениями и приёмами интеллектуального труда;

  • развитие системных обобщённых знаний и способов деятельности: конструктивных, организационных, коммуникативных, гностических, что дает возможность выхода на творческий уровень;

  • расширение предметной области обучения за счет возможностей компьютерного моделирования, теоретического проектирования, решения межпредметных задач, что способствует развитию системного мышления;

  • развитие способностей к сотрудничеству, кооперации, принятию нового;

  • развитие содержательной и исполнительской самостоятельности в профессиональной сфере деятельности.

По своей сути метод проектов - межпредметная образовательная среда происходит углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач за счёт использования приемов интегрирования, а также за счёт внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к различным источникам и объёмам информации с последующим анализом и обработкой.

Организация учебной деятельности телекоммуникационных проектов предусматривает исследовательскую деятельность студентов. А.В. Хуторской отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». У студентов формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.

Формирование выше описанных качеств, знаний, умений и навыков у студентов является ни чем иным, как формирование ключевых компетенций у будущего специалиста в современном информационном и поликультурном социуме (обществе).

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к обучающимся ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.).

В обобщение вышеизложенного можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу преподавателя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся, повышать темп учебного занятия.


Основные положения

На современном этапе развития общества и непосредственно системы образования развитию ключевых компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем стандартного учебника.

Практика проведения учебных занятий с использованием информационно-компьютерных технологии, по мнению Е. И. Машбица и М. В. Монахова, кандидатов педагогических наук, показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации обучающихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Значительно облегчает работу преподавателя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. Психологи утверждают: "Длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения".

Проблема компетенции и компетентности занимает особое место в научной литературе. По мнению С. В. Степанова, компетентность выступает как вообще осведомленность, знание. В конкретной научной области, например, в филологии компетентность трактуется как "грамотность".

Следует различать понятия "компетенция" и "компетентность". Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В словаре В.М. Полонского дается следующее определение: "Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы".

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

  • ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);

  • общепредметные (касающиеся нескольких предметов);

  • предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании заключается в формировании всестороннеразвитой личности обучающегося, его теоретического мышления, интуиции и способностей, овладение различными направлениями культуры (информационной, речевого общения, поведения и т.д.).

Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint, которая выполняет различные функции. В исследовательских работах - это иллюстрация к публичному выступлению на конференции. В творческих проектах важна и информация, и возможность воздействовать на зрителя с помощью музыки, изображения, озвучивания, дополнительных эффектов анимации.

Выполняя проект, обучающиеся должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.

Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно-познавательные компетенции. Учителю проектная деятельность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Проекты способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

При рассмотрении вопроса о формировании компетенций у студентов следует по возможности максимально четко определить: что же такое компетенция? Существует множество определений этого термина, приведем некоторые из них:

1. «Компетенция» - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях. (Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе.);

2. «Компетенция» - это особенности, которые причинно связаны с эффективной работой. Это значит, что существует доказательство, что владение определенными характеристиками предопределяет и ведет к эффективности в работе. (Boyatzis, Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.);

3.Определения Уиддетта (Whiddett) и Холлифорда (Hollyforde) основаны на поведении в пределах организации (т.е. некоторого социума). Согласно им: «Компетенция» - это поведение, демонстрируемое человеком в процессе эффективного выполнения задач в пределах данной организации (Стив Уиддетт (Whiddett, Steve) и Сара Холлифорд (Hollyforde, Sarah (2003), «Практическое руководство по компетенции: как улучшить индивидуальную работу и работу организации в целом»);

Существуют и другие определения термина «компетенция», но все они схожи в одном - это связь наличия определенных качеств (компетенций) и эффективного и успешного выполнения работы.

Стоит отметить, что по результатам, проводимых в различных учебных заведениях (как высшего, так и среднего специального образования) исследованиям, наиболее распространенными компетенциями, которыми обладают студенты, являются: стремление к новым знаниям, знание компьютера (базовый уровень), коммуникабельность, огромное желание проявить себя, энергичность и активная жизненная позиция

Термин «компетенция» имеет, как известно, два базовых значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на учебном занятии преподавателем.

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Метод проектов - образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у обучающихся ключевых компетентностей. Под проектом понимается специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по разрешению значимой для студента проблемы. Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности студента по разрешению проблем. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у обучающихся не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем (поскольку важнейшим условием реализации метода проектов в учебном заведении является решение студентом собственных проблем средствами проекта).

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Слово «проект» толкуется в словарях как «плен, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а в планирование - процесс создания проекта».

Проектный метод, как и другие инновационные технологии в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции обучающихся, как:

  • извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

  • точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

  • исследование различных вариантов решения проблемы, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

  • сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

  • планирование действий и времени;

  • оценка результатов своей деятельности и т.д.

Очевидно, что перечисленные умения студентов должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями, среди которых наиболее актуальными являются компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

Создание проекта невозможно без творчества. Творческая деятельность в свою очередь немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, без самостоятельного поиска, наконец, без воображения и эмоций. В основе этой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, предвосхищение её вероятных результатов. Прогнозирование возможно только на основе репродуцирования. Здесь необходим багаж теоретических знаний данных областей.

Важно также учитывать уровень творческих мыслительных способностей обучающихся.


№ п\п

Уровень творческих мыслительных способностей

1

Беглость

Способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т.п.

2

Гибкость

Способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющеюся информацию под различными углами зрения.

3

Оригинальность

Способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

4

Способность к детальной разработке

Умение расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи.

Как показывает опыт, мотивы отношения к процессу обучения развиваются при совместной деятельности преподавателя и студента над созданием проектов по различным предметам.

Ставя перед собой цель, не только научить будущего специалиста, но и воспитать достойного гражданина России, в течение ряда лет совместно проводится работа преподавателей информатики, химии и фармацевтических дисциплин. С использованием информационных технологий проводятся внеклассные мероприятия, проводится совместная работа по подготовке материалов для организации учебного процесса по различным дисциплинам.

Такая внеурочная работа со студентами способствует:

  • формированию высокой информационной и общей культуры студентов;

  • развитию навыков коллективной работы в условиях телекоммуникации;

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

  • эстетическому воспитанию.


Результаты

Студенты гордятся своими работами, особый интерес представляют выполненные ими межпредметные и надпредметные проекты по направлениям связанным с профилем специальности, а так же с различными знаменательными датами и событиями. Как следствие, повышается интерес к предмету, улучшается успеваемость и посещаемость.

Так же отмечу, что при использовании метода проектов важными факторами являются:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;

  • наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников;

  • возможность отслеживания динамики общего развития студента, т.е. приобретение, принятие и личностное формирование различных компенций.

Использование в работе сочетания различных принципов и методик (выше указанных) позволяет добиваться устойчивых высоких качественных показателей студентов в сфере приобретения ЗУНов, а именно, различных компетенций, что в свою очередь, и это является главным и основополагающим моментом, позволяет студентов добиваться не только высоких показателей и результатов обучения как по дисциплинам «Информатика», «Информационное обеспечение производственной деятельности», «Информационные технологии в производственной деятельности», так и по дисциплинам «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Фармакогнозия», «Фармакология», «Технология приготовления лекарственных средств», а так же по иным дисциплинам общеобразовательного и специального профиля.

В качестве примеров приведу следующие работы:

  • справочник по лекарственным растениям (межпредметный, среднесрочный проект; дисциплины «ИОПД» и «Фармакогнозия»)

  • мультимедийные проекты, являющиеся углубленными разработками тем по спец.предметам (межпредметные, краткосрочные и среднесрочные проекты; дисциплины «ИОПД» и «Фармакогнозия», «Фармакология», «Информатика» и «Неорганическая химия», «Органическая химия»).

  • экологический проект (надпредметный, краткосрочный проект; эко-состояние учебного заведения);

  • группа интерактивных плакатов (работы с элементами проектных технологий, межпредметные, краткосрочные; «Информатика» и «Анатомия», «Фармакогнозия», «Фармакология»).

Замечу, что создание интерактивных плакатов является новым элементом в процессе обучения, т.е. начал рассматривался и отрабатываться со студентами 2-го курса (2009-2010 учебный год) и просмотр этих работ старшекурсниками вызвал у них устойчивую заинтересованность в освоении этой методики, что свидетельствует об устойчивом формировании, а у отдельных студентов уже сформированности, ключевых компетенций. А это и является главным достижением моей педагогической деятельности.

Особенно хотелось бы отметить индивидуальную работу студентки фармацевтического отделения по теме «Витамины» (дисциплина «Фармакология»), которая по степени исследованности и стилистики изложения информации получила возможность использования не только по специальности «Фармация», но и явилась актуальной для использования в учебном процессе по специальности «Технология продукции общественного питания»


Библиографический список

Литература:

  1. Андерсен Бент Б. Мультимедиа в образовании: специальный учебный курс. Информационные технологии в образовании. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Дрофа, 2007. 224 с. : ил.

  2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие.: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования. - Краснодар, 2000. - 54 с

  3. Брыкова О. В., Смирнова З. Ю., Ээльмаа Ю. В. Рекомендации по оформлению и представлению презентации. - СПб.: Государственное образовательное учреждение дополнительного образовательного учреждения центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества и информационных технологий» - 2008 - - С. 37.

  4. Иванова О.Г., Орлов В.В., Радченко И.М., Сабурова А.В. Подготовка мультимедийных материалов. Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002 г. 66 с. Учебно-методическое пособие

  5. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

  6. Методическое пособие - Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. СПД Резников B.C. , 2009 г. И. В. Овчинникова, Г. А. Кирмач, 354 стр.

  7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. 2005 г. Серия книг «Энциклопедия образовательных технологий».

Интернет-ресурсы:

  1. festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей "Открытый урок")

  2. metod-kopilka.ru

  3. ntfmfkonf.ucoz.ru (Всероссийская научно практическая конференция)

  4. kollegi.kz (Коллеги (педагогический журнал Казахстана)

  5. openclass.ru (Открытый класс)

  6. uroki.net

  7. weboptima.ru

  8. it-n.ru (Сеть творческих учителей)

-16-


© 2010-2022