Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов Компьютерная грамотмность

Программа специального курса «Компьютерная графика» разработана на основе авторской адаптационной программы специального курса «Компьютерная графика» Нестеровой Л.Н. и на основе программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ», а также в соответствии с содержанием основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательной школы. Данная программа поддерживает одно из приоритетных направлений внеурочной деятельности — обще-интеллектуальное развитие обучающихся. ... Цель программы: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися основ компьютерной графики, сформировать у детей практических умений в области компьютерной графики. Организовать содержательную и творческую деятельность обучающимися, развивающую творческий потенциал личности.  
Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа специального курса «Компьютерная графика» разработана на основе авторской адаптационной программы специального курса «Компьютерная графика» Нестеровой Л.Н. и на основе программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ», а также в соответствии с содержанием основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательной школы. Данная программа поддерживает одно из приоритетных направлений внеурочной деятельности - обще-интеллектуальное развитие обучающихся. Способствует развитию познавательной сферы обучающихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

Программа взята без изменений.

Цели и задачи курса:

Цель программы: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися основ компьютерной графики, сформировать у детей практических умений в области компьютерной графики. Организовать содержательную и творческую деятельность обучающимися, развивающую творческий потенциал личности.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять знания, полученные на уроках информатики и изобразительного способствовать их систематизации;

  • сформировать навыки работы в графических редакторахTuxPaint, Gimp;

  • научиться технологии создания и редактирования графических объектов, использую инструменты графических программ;

  • развивать творческий потенциал, инициативу, самостоятельность воспитанников.

Развивающие:

  • подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира, развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;

  • раскрыть креативные способности, подготовить к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;

  • развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;

  • развивать творческое воображение;

  • развивать эмоциональную сферу, чувства, душа;

  • развивать моторику руки, зрительную память., глазомер.

Воспитательные:

  • увлечь обучающихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;

  • воспитывать умение планировать свою работу;

  • выработать у обучающихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности;

  • формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.

Формы работы: индивидуальные и групповые. Приоритет деятельностного подхода - пробудить у детей интерес к изучаемому предмету, то есть, используя природный инстинкт ребёнка к любопытству вызвать стойкую любознательность и интерес к предмету, и, как следствие действий, сформировать потребность продолжать самообразование в данной образовательной области. Это возможно, если накапливать материал, способный привлечь внимание каждого ребенка, ведь то, что привлекает ученика, легче понимается и запоминается.

Формы занятий:

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

Важно соблюдать режим работы и предотвращать утомляемость зрительных рецепторов у детей. Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Условия реализации программы.

Занятия проводятся в компьютерном классе - это обусловлено наличием 12 оборудованных компьютерами рабочих мест ученика в классном кабинете.

Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.

Общая характеристика курса.

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.

В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.

Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия «рисование». С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Эта программа поможет детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посетит занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей - гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают, что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

«Компьютерная графика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям. Внеурочные занятия по программе «Компьютерная графика» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.

Ценностные ориентиры внеурочной деятельности связаны:

  • с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

  • с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

  • с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты освоения:

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностные результаты

  • определятьи высказыватьпод руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом и придуманных самостоятельно ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

  • выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст -иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста или рисунка);

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Содержание программы:

Курс состоит из 3 разделов:

Раздел 1. Графический редактор TuxPaint (17часов).

Графика. Виды графики. Первоначальные знакомства с графически редактором TuxPaint. Знакомство с инструментами графического редактора. Изучение возможностей графического редактора TuxPaint. Создание рисунков с помощью инструментов.

Раздел 2. Графический редактор KolourPaint (34 часа).

Первоначальное знакомство с графическим редактором KolourPaint. Знакомство с инструментами для рисования. Геометрические фигуры на рисунке. Настройка инструментов для рисования. Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. Действия с фрагментом рисунка: вырезать, копировать, вставить. Построение с помощью клавиши Shift. Создание рисунков из пикселей. Меню готовых форм. Работа с инструментом «Текст». Искусствоведческие понятия витража. Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов. Искусствоведческие понятия орнамента. История возникновения лоскутного стиля и геометрических форм, применяемых при композиционном построении изделия в этой технике. Хохломская роспись. Мифологическая и сказочная птица, приносящая счастье. Создание произвольной композиции из готовых картинок. Жанры в живописи. Пейзаж. Приемы создания рисунков мультипликационных героев.

Раздел 3. Графический редактор GIMP (17 часов).

Первоначальное знакомство с графическим редактором GIMP. Работа с выделенными областями. Инструменты выделения. Работа со слоями. Инструменты преобразования изображений. Инструменты рисования. Коррекция изображений. Уровни. Кривые. Цветокоррекция в GIMP. Инструменты цветокоррекции. Текстовые эффекты. Фотоколлаж и фотомонтаж. Использование фильтров.

Календарно-тематическое планирование деятельности

по информатики и ИКТ

«Компьютерная графика»для 1-го года обучения

(0,5 ч. в неделю, 17 ч. в год)

п/п

Тема занятия

Вид деятельности обучающегося

Количество часов

Дата

1

Введение в курс. Правила поведения в компьютерном кабинете при работе с ПК. Рабочий стол. Комьютерная мышь.

Игровая, познавательная

1


2

Включение и выключение компьютеара. Запуск программы TuxPaint. Завершение выполнения программы.

Познавательная

1


3

Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxPaint.

Познавательная

1


4

Знакомство с инструментами графического редактора: «Открыть», «Сохранить», «Ластик», «Краска», «Линии».

Познавательная

Художественное творчество

1


5

Создание рисунка «Аквариум».

Художественное творчество

1


6

Инстументы для рисования: «Штапм», «Формы».

Познавательная

Художественное творчество

1


7

Создание рисунка «Зоопарк».

Художественное творчество

1


8

Инструменты для рисования: «Магия»

Познавательная

1


9

Создание рисунка «Космос»

Художественное творчество

1


10

Клавиатура.

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1


11

Работа на клавиатурном тренажере

Познавательная

Трудовая деятельность

1


12

Инструмент для рисования «Текст»

Познавательная

1


13

Создание рисунка «Поздравительная открытка»

Художественное творчество

1


14

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

Художественное творчество

1


15

Подготовка рисунков к выставке. Печать рисунков.

Художественное творчество

Трудовая деятельность

1


16

Выставка рисунков. Представление сових работ.

Художественное творчество

Трудовая деятельность

1


17

Рефлексия

Игровая

1


Календарно-тематическое планирование деятельности

по информатики и ИКТ

«Компьютерная графика»для 2-го года обучения

(0,5 ч. в неделю, 17 ч. в год)

п/п

Тема занятия

Вид деятельности обучающегося

Количество часов

Дата

1

Правила поведения в компьютерном классе. Первоначальлное знакомство с графическим редактором KolourPaint. Знакомство с инструментами для рисования.

Игровая, познавательная

1


2

Геометричпеские фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик».

Познавательная

Художественное творчество

1


3

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

Познавательная

Художественное творчество

1


4

Действие с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Создание рисунка «Зимний сюжет».

Познавательная

Художественное творчество

1


5

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида».

Познавательная

Художественное творчество

1


6

Построение с помощью клавиши Shift

Познавательная

Художественное творчество

1


7

Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов».

Познавательная

Художественное творчество

1


8

Инструменты «Масштаб». Создание рисунка и з пикселей «Цветок».

Познавательная

Художественное творчество

1


9

Создание рисунка из писелей «Бабочка»

Художественное творчество

1


10

Соприкасающиеся окружности. Создание рисунка «Экзотическая бабочка».

Познавательная

Художественное творчество

1


11

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Виноградная гроздь».

Познавательная

Художественное творчество

1


12

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождение от Винни Пуха»

Познавательная

Художественное творчество

1


13

Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики»

Познавательная

Художественное творчество

1


14

Создание рисунка «Конструирование из кубиков»

Художественное творчество

1


15

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

Художественное творчество

1


16

Выставка рисунков. Представление сових работ.

Проблемно-ценностное общение

1


17

Рефлексия

Игровая

1


Календарно-тематическое планирование деятельности

по информатики и ИКТ

«Компьютерная графика»для 3-го года обучения

(0,5 ч. в неделю, 17 ч. в год)

п/п

Тема занятия

Вид деятельности обучающегося

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности.Повторение графического редактораKolourPaint и инструментов для рисования.

Игровая

Проблемно-енностное общение

1


2

Искусствоведческие понятия витража. Демонстрация витражных изображений. Создание витражной композиции «Рыбка».

Познавательная

Художественное творчество

1


3

Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение.

Познавательная

Художественное творчество

1


4

Искусствоведческие понятия орнамента. Элементы орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций. Простейшие приемы создания орнаментальной композиций.

Познавательная

Художественное творчество

1


5

Создание подписии риисунка шрифтами различных размеров. Сочинение письма и украшение письма рисунками по собственному выбору.

Познавательная

Художественное творчество

1


6

Геометрические формы, применяемые при композиционном построении букета. Демонстация букетов, соозданных флористами. Приемы выполнения рисунка «Букет в вазе».

Познавательная

Художественное творчество

1


7

Приемы и возможности редактора для создания открытки. Демонстрация иллюстративного материапла. Создание рисунка «Поздравительная открытка».

Познавательная

Художественное творчество

1


8

История возникновения лоскутного стиля. Создание рисунка «Лоскутный стиль»

Познавательная

Художественное творчество

1


9

Хохломсакая роспись. Создание рисунка по мотивам хохломской росписи.

Познавательная

Художественное творчество

1


10

Мифологическая и сказочная птица, приносящая счастье. Создание рисунка «Жар-птица»

Познавательная

Художественное творчество

1


11

Бимбблиотека готовых рисунков. Приемы работы с ними. Создание произвольной композиции из готовых картинок.

Познавательная

Художественное творчество

1


12

Жанры в живописи. Пейзаж. Создание пейзажа.

Познавательная

Художественное творчество

1


13

Рассказ о создании мультфильмов. Демонстрация иллюстраций мультфильмов. Разукрашивание готовых картинок из сюжетов мультфильмов.

Познавательная

Художественное творчество

1


14

Создание рисунков любимых мультипликационных героев.

Художественное творчество

1


15

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

Художественное творчество

1


16

Выставка рисунков. Представление сових работ.

Проблемно-ценностное общение

1


17

Рефлексия

Игровая

1


Календарно-тематическое планирование деятельности

по информатики и ИКТ

«Компьютерная графика»для 4-го года обучения

(0,5 ч. в неделю, 17 ч. в год)

п/п

Тема занятия

Вид деятельности обучающегося

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности. Интерфейс графического растрового редактора.

Игровая

Познавательная

1


2

Работа с выделенными областями. Инструменты выделения.

Познавательная

Художественное творчество

1


3

Общее понятие о слоях. Работа с выделенными областями.

Познавательная

Художественное творчество

1


4

Работа со слоями.

Познавательная

Художественное творчество

1


5

Инструменты пробразования изображений.

Познавательная

Художественное творчество

1


6

Коррекция изображений. Инструменты рисования.

Познавательная

Художественное творчество

1


7

Работа с инструментами.

Познавательная

Художественное творчество

1


8

Уровни. Кривые.

Познавательная

Художественное творчество

1


9

Цветокоррекция в GIMP. Инструменты цветокоррекции.

Познавательная

Художественное творчество

1


10

Работа с инструментами цветокоррекции.

Познавательная

Художественное творчество

1


11

Текстовые эффекты.

Познавательная

Художественное творчество

1


12

Фотомонтаж. Работа сослоями.

Познавательная

Художественное творчество

1


13

Фотомонтаж. Работа со слоями.

Познавательная

Художественное творчество

1


14

Использование фильтров.

Познавательная

Художественное творчество

1


15

Анимацияв GIMP.

Познавательная

Художественное творчество

1


16

Итоговая работа. Работа на свободную тему.

Художественное творчество

1


17

Выставка рисунков. Представление сових работ.Рефлексия

Игровая

Проблемно-ценностное общение

1


Учебно-методическое обеспечение

  1. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2008.- 352с.: ил.

  2. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.

  3. Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2009.-336с.:ил.

  4. TuxPaint - maemos.ru/forum/index.php?showtopic=1801

  5. Программа «Раскраска» kharkov.zachalo.ru/deti/raskraska.html

  6. GPPuzzle (пазлы)todostep.ru/pazly.html


© 2010-2022