• Преподавателю
  • Информатика
  • Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации

Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации.

Информатика - Основы православной культуры. 4 класс

ЦЕЛЬ УРОКА:

знакомство с понятием текста, формирование навыков работы с текстом на церковнославянском языке (ЦСЯ), кодирование и декодирование информации.

ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • повторить понятия кода, кодирования и декодирования информации;

  • объяснить, почему текст является наиболее распространенной формой представления информации;

  • дать понятие о ЦСЯ как текстовой форме представления информации, объяснить его значимость в жизни Русской Православной церкви;

  • научить детей кодировать и декодировать информацию.

  • научить применять свои знания на практике при работе с текстовым редактором.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • развитие логического мышления, внимания, памяти и мыслительных способностей учащихся;

  • развивать кругозор детей, расширить информационную картину мира.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • развитие познавательного интереса к предмету;

  • воспитать любовь к истории своей страны и патриотизм;

  • возродить интерес к ЦСЯ как языку наших предков.

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания.

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

  • интерактивная доска

  • презентация

  • компьютеры

  • раздаточный материал

Этапы урока

Способ достижения
(виды заданий и упражнения)

Организационный

Раскодировать тему урока по таблице КОИ-8 (см. Приложение 1).


Опрос учащихся по заданному материалу

Актуализация и систематизация знаний:

  1. Что такое информация (сведения об окружающем мире).

  2. Что такое код (система условных знаков для представления информации).

  3. Что такое кодирование информации (процесс представления информации с помощью кода, переход от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки).

  4. Что такое декодирование информации (операция, обратная кодированию, восстановление первоначальной формы представления информации).

  5. Какие вы знаете формы представления информации (графическая - рисунки или значки, числовая, символьная).

  6. Какой способ кодирования был использован для записи темы урока (числовой).

Изучение нового учебного материала

Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. Любой текст представляет определенную последовательность символов.

Вы уже знаете, что под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для её хранения и передачи. Следовательно, запись текста, например, на английском языке, можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв латинского алфавита). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию. Текст - удобная форма хранения информации, т.к. легко дешифруется. Поэтому текст является распространенной формой представления информации.

Сегодня мы поговорим о ЦСЯ - еще одном способе кодирования текстовой информации. На уроках ОПК мы с вами уже познакомились с ЦСЯ, знаем, когда и почему он появился и кто были его создатели. Давайте вспомним, как называется азбука ЦСЯ. Подсказка: по имени одного из ее создателей. (Кириллица). Кто помнит, почему было необходимо создание ЦСЯ, ведь письменность на Руси существовала? (Создание ЦСЯ было необходимо для того, чтобы перевести на славянский язык Святое Евангелие и Библию, использовать его при богослужении).

Вы, наверное, заметили, что буквы ЦСЯ отличаются по начертанию от букв современного русского языка. Каждая буква - произведение искусства. Для ее изображения использовалась вязь трав, деревьев, птиц и даже фигурки человека. Каждая буква церковнославянской азбуки имеет свое название (имя). Например:

«А» (А) - «аз» означает местоимение 1 лица ед. ч. «я» в современном языке.

«Б» (Б )- «буки» означает «буква». Сложите имена букв «А» и «Б», что получится? (Азбука).

Некоторые церковнославянские буквы обозначали один и тот же звук. Это буквы «Ё» (ять) и «Е» (есть). В слове «древо» писали «Е», а в слове «свет» - «Ё». Звук [и] обозначался тремя различными буквами: «и» (миръ - «тишина, спокойствие»), «i» (мiръ - «вселенная», «космос»), «…» (м…ро - «душистое вещество»). Звук «у» обозначался по-разному в середине слова и в начале - «у» и «ѹ»( «душа», «ѹм»). Буквы «ферт» и «фита» обозначали звук «ф». Фамилия «Федоров» писалась и через «ферт», и через «фиту». Буква «я» тоже обозначалась двумя буквами («э123» (иа) в начале слова, «я» (юс малый) в конце слова). Есть еще пары букв, обозначающие один звук.

Задание 1. Определите по азбуке, какие буквы отсутствуют в ЦСЯ? («Ё» и «Э»)

Задание 2. Выпишите в тетрадь те буквы церковнославянской азбуки, которых нет в современном русском алфавите, а рядом в скобках укажите ее название (имя). Сколько таких букв? (13).

Например, буква «ер» (ъ - твердый знак) до реформы 1917-1918 гг. писалась еще и в конце слов после всех твердых согласных, например: а4гнецъ, ли1къ, хладъ, ста1рецъ, а также отделяла согласную приставки от гласной (подъем, объезд), как в современном русском языке.

Закрепление учебного материала

Практическая работа.

Задание 1. Используя текстовый редактор, наберите текст, написанный на ЦСЯ, буквами русского алфавита. Как бы вы назвали этот процесс? (декодирование) Подумайте, какие буквы в слове можно не использовать.

А) а4гнецъ, благая вёсть, аллилуя, слава, хвала, свётъ, м™ръ, wмега, бытие, заповёдь, совёсть, жиаотворящая троица

Б) Кни1го! Друже въ рукaхъ мои1хъ!

Ми2 uчи1тися помози2. (помоги)

U прор0ковъ и3 u святыхъ,

Да не возрaдуются врази2. (враги)

Задание 2. Запишите слова, используя буквы ЦСЯ (гарнитура Drevnerusskij).

дух, покаяние, сердце, лик, уста, глас, времена

Задание 3. Расшифруй слова, записанные по именам букв

Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации


Задание на дом

  1. Составьте кроссворд из имен церковнославянских букв.





я










з










ы










к










ъ







  1. Записать в тетрадь буквы, обозначающие один и тот же звук.



Приложение 1

КОИ - 8

Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации

227

197

210

203

207

215

206

207

211

204

193

215

209

206

211

203

201

202

Ц

е

р

к

о

в

н

о

с

л

а

в

я

н

с

к

и

й


209

218

217

203

я

з

ы

к


203

193

203

к

а

к


212

197

203

211

212

207

215

193

209

т

е

к

с

т

о

в

а

я


198

207

210

205

193

ф

о

р

м

а


208

210

197

196

211

212

193

215

204

197

206

201

209

п

р

е

д

с

т

а

в

л

е

н

и

я


201

206

198

207

210

205

193

195

201

201

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

и

Приложение 2

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации

Расшифровать тему урока, используя таблицу КОИ-8:

Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации

227

197

210

203

207

215

206

207

211

204

193

215

209

206

211

203

201

202




















209

218

217

203






203

193

203





212

197

203

211

212

207

215

193

209











198

207

210

205

193







208

210

197

196

211

212

193

215

204

197

206

201

209















201

206

198

207

210

205

193

195

201

201











Приложение 3

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Используя текстовый редактор, наберите текст, написанный на ЦСЯ, буквами русского алфавита. Как бы вы назвали этот процесс? (декодирование) Подумайте, какие буквы в слове можно не использовать.

А) а4гнецъ, благая вёсть, аллилуя, слава, хвала, свётъ, м™ръ, wмега, бытие, заповёдь, совёсть, жиаотворящая троица

Б) Кни1го! Друже въ рукaхъ мои1хъ!

Ми2 uчи1тися помози2. (помоги)

U прор0ковъ и3 u святыхъ,

Да не возрaдуются врази2. (враги)

Задание 2. Запишите слова, используя буквы ЦСЯ (гарнитура Drevnerusskij).

дух, покаяние, сердце, лик, уста, глас, времена

Задание 3. Расшифруй слова, записанные по именам букв

Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации

Список литературы:

  • Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. - СПб.: Ижица, 2002.- 190 с.

  • Босова Л.Л. Инфориматика и ИКТ : учебник для 5 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 199 с.

  • Из истории алфавита - 1 сентября, Русский язык - rus.1september.ru/article.php?ID=200401802

  • Гипермаркет знаний school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0


© 2010-2022