- Преподавателю
- Информатика
- Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации
Текстовый документ Информатика и ОПК Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Курдемова Т.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Церковнославянский язык как текстовая форма представления информации.
Информатика - Основы православной культуры. 4 класс
ЦЕЛЬ УРОКА:
знакомство с понятием текста, формирование навыков работы с текстом на церковнославянском языке (ЦСЯ), кодирование и декодирование информации.
ЗАДАЧИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
-
повторить понятия кода, кодирования и декодирования информации;
-
объяснить, почему текст является наиболее распространенной формой представления информации;
-
дать понятие о ЦСЯ как текстовой форме представления информации, объяснить его значимость в жизни Русской Православной церкви;
-
научить детей кодировать и декодировать информацию.
-
научить применять свои знания на практике при работе с текстовым редактором.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
-
развитие логического мышления, внимания, памяти и мыслительных способностей учащихся;
-
развивать кругозор детей, расширить информационную картину мира.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-
развитие познавательного интереса к предмету;
-
воспитать любовь к истории своей страны и патриотизм;
-
возродить интерес к ЦСЯ как языку наших предков.
ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания.
ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:
-
интерактивная доска
-
презентация
-
компьютеры
-
раздаточный материал
Этапы урока | Способ достижения | |||||||||
Организационный | Раскодировать тему урока по таблице КОИ-8 (см. Приложение 1).
| |||||||||
Опрос учащихся по заданному материалу | Актуализация и систематизация знаний:
| |||||||||
Изучение нового учебного материала | Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией. Любой текст представляет определенную последовательность символов. Вы уже знаете, что под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для её хранения и передачи. Следовательно, запись текста, например, на английском языке, можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв латинского алфавита). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию. Текст - удобная форма хранения информации, т.к. легко дешифруется. Поэтому текст является распространенной формой представления информации. Сегодня мы поговорим о ЦСЯ - еще одном способе кодирования текстовой информации. На уроках ОПК мы с вами уже познакомились с ЦСЯ, знаем, когда и почему он появился и кто были его создатели. Давайте вспомним, как называется азбука ЦСЯ. Подсказка: по имени одного из ее создателей. (Кириллица). Кто помнит, почему было необходимо создание ЦСЯ, ведь письменность на Руси существовала? (Создание ЦСЯ было необходимо для того, чтобы перевести на славянский язык Святое Евангелие и Библию, использовать его при богослужении). Вы, наверное, заметили, что буквы ЦСЯ отличаются по начертанию от букв современного русского языка. Каждая буква - произведение искусства. Для ее изображения использовалась вязь трав, деревьев, птиц и даже фигурки человека. Каждая буква церковнославянской азбуки имеет свое название (имя). Например: «А» (А) - «аз» означает местоимение 1 лица ед. ч. «я» в современном языке. «Б» (Б )- «буки» означает «буква». Сложите имена букв «А» и «Б», что получится? (Азбука). Некоторые церковнославянские буквы обозначали один и тот же звук. Это буквы «Ё» (ять) и «Е» (есть). В слове «древо» писали «Е», а в слове «свет» - «Ё». Звук [и] обозначался тремя различными буквами: «и» (миръ - «тишина, спокойствие»), «i» (мiръ - «вселенная», «космос»), «…» (м…ро - «душистое вещество»). Звук «у» обозначался по-разному в середине слова и в начале - «у» и «ѹ»( «душа», «ѹм»). Буквы «ферт» и «фита» обозначали звук «ф». Фамилия «Федоров» писалась и через «ферт», и через «фиту». Буква «я» тоже обозначалась двумя буквами («э123» (иа) в начале слова, «я» (юс малый) в конце слова). Есть еще пары букв, обозначающие один звук. Задание 1. Определите по азбуке, какие буквы отсутствуют в ЦСЯ? («Ё» и «Э») Задание 2. Выпишите в тетрадь те буквы церковнославянской азбуки, которых нет в современном русском алфавите, а рядом в скобках укажите ее название (имя). Сколько таких букв? (13). Например, буква «ер» (ъ - твердый знак) до реформы 1917-1918 гг. писалась еще и в конце слов после всех твердых согласных, например: а4гнецъ, ли1къ, хладъ, ста1рецъ, а также отделяла согласную приставки от гласной (подъем, объезд), как в современном русском языке. | |||||||||
Закрепление учебного материала | Практическая работа. Задание 1. Используя текстовый редактор, наберите текст, написанный на ЦСЯ, буквами русского алфавита. Как бы вы назвали этот процесс? (декодирование) Подумайте, какие буквы в слове можно не использовать. А) а4гнецъ, благая вёсть, аллилуя, слава, хвала, свётъ, м™ръ, wмега, бытие, заповёдь, совёсть, жиаотворящая троица Б) Кни1го! Друже въ рукaхъ мои1хъ! Ми2 uчи1тися помози2. (помоги) U прор0ковъ и3 u святыхъ, Да не возрaдуются врази2. (враги) Задание 2. Запишите слова, используя буквы ЦСЯ (гарнитура Drevnerusskij). дух, покаяние, сердце, лик, уста, глас, времена Задание 3. Расшифруй слова, записанные по именам букв
| |||||||||
Задание на дом |
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
|
| з |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ы |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| к |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ъ |
|
|
|
|
|
-
Записать в тетрадь буквы, обозначающие один и тот же звук.
Приложение 1
КОИ - 8
227
197
210
203
207
215
206
207
211
204
193
215
209
206
211
203
201
202
Ц
е
р
к
о
в
н
о
с
л
а
в
я
н
с
к
и
й
209
218
217
203
я
з
ы
к
203
193
203
к
а
к
212
197
203
211
212
207
215
193
209
т
е
к
с
т
о
в
а
я
198
207
210
205
193
ф
о
р
м
а
208
210
197
196
211
212
193
215
204
197
206
201
209
п
р
е
д
с
т
а
в
л
е
н
и
я
201
206
198
207
210
205
193
195
201
201
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
и
Приложение 2
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Расшифровать тему урока, используя таблицу КОИ-8:
227
197
210
203
207
215
206
207
211
204
193
215
209
206
211
203
201
202
209
218
217
203
203
193
203
212
197
203
211
212
207
215
193
209
198
207
210
205
193
208
210
197
196
211
212
193
215
204
197
206
201
209
201
206
198
207
210
205
193
195
201
201
Приложение 3
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Используя текстовый редактор, наберите текст, написанный на ЦСЯ, буквами русского алфавита. Как бы вы назвали этот процесс? (декодирование) Подумайте, какие буквы в слове можно не использовать.
А) а4гнецъ, благая вёсть, аллилуя, слава, хвала, свётъ, м™ръ, wмега, бытие, заповёдь, совёсть, жиаотворящая троица
Б) Кни1го! Друже въ рукaхъ мои1хъ!
Ми2 uчи1тися помози2. (помоги)
U прор0ковъ и3 u святыхъ,
Да не возрaдуются врази2. (враги)
Задание 2. Запишите слова, используя буквы ЦСЯ (гарнитура Drevnerusskij).
дух, покаяние, сердце, лик, уста, глас, времена
Задание 3. Расшифруй слова, записанные по именам букв
Список литературы:
-
Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. - СПб.: Ижица, 2002.- 190 с.
-
Босова Л.Л. Инфориматика и ИКТ : учебник для 5 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 199 с.
-
Из истории алфавита - 1 сентября, Русский язык - rus.1september.ru/article.php?ID=200401802
-
Гипермаркет знаний school.xvatit.com/index.php?title=%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0