Рабочая программа по дисциплине информатика и ИКТ для профессий СПО

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

министерство образования и науки Амурской области

государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»

















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ИНФОРМАТИКА И ИКТ

для профессий



38.01.02 ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР-КАССИР

19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР

















Благовещенск

2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г, в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 19.01.17 Повар, кондитер и 38.01.02 Продавец, контролёр - кассир.





УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом

Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.

Председатель ______________ Т.М. Пузикова

Рассмотрена на заседании ПЦК ООД

Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.

Председатель ПЦК ______________Т.Н.Литвиненко


Автор: О.В.Антонова, преподаватель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

14

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_________________________ИНФОРМАТИКА И ИКТ_____________________________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 38.01.02 ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР-КАССИР; 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для изучения информатики в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена социально - экономического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

______________ общеобразовательные дисциплины __________________________________

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  • использовать опыт информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • правовые нормы информационной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часа.

В соответствии с учебным планом по специальности

38.01.02 ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЕР-КАССИР;

19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура и объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

134

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе на учебных занятиях (уроки, лекции):

32

лабораторные работы

-

практические занятия

58

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

44

в том числе:


самостоятельная внеаудиторная работа

44

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ ____________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информационная деятельность человека


12


Тема 1.1

Информационное общество и информационные ресурсы.

Содержание учебного материала

2

1

2

Основные этапы развития информационного общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, БД).

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата на тему «Развитие вычислительной техники».

Написание реферата на тему «Виды профессиональной информационной деятельности человека».

4

Тема 1.2

Правовая охрана программ и данных.

Содержание учебного материала

2

1

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения.

Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных).

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 2.

Информация и информационные процессы


28

Тема 2.1.

Подходы к понятию информации и измерению информации.

Содержание учебного материала

4

1

2

3

Информационные объекты различных видов.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Представление информации в двоичной системе счисления.

2

Лабораторные работы

-














2





























3


































2









































2





















3
























3





Практические занятия

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

составление кроссворда на тему «Алгебра логики».

Написание домашней работы «Кодирование своих персональных данных (ФИО, дата рождения) и перевод их в другие системы счисления».

4

Тема 2.2.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Содержание учебного материала

2

1

2

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Переход от неформального описания к формальному.

Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче.

Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3.

Поиск и передача информации с использованием компьютера.

Содержание учебного материала

2

1

2

Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

6

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся (виды самостоятельной работы)

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Создание проекта на тему: «АСУ различного назначения, примеры их использования»

4

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

22

Тема 3.1.

Архитектура компьютеров.

Содержание учебного материала


1

2

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

Виды программного обеспечения компьютеров.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

4


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссворда на тему «Устройства компьютера»

Составление ребуса по теме «Основные и дополнительные устройства компьютера»

4

Тема 3.2.

Объединение компьютеров в локальную сеть.

Содержание учебного материала

2

1

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.

Защита информации, антивирусная защита.

2


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Составление тезисов на тему «Компьютерные сети».

2

Тема 3.3.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.


Содержание учебного материала

2

1

Защита информации, антивирусная защита


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

2


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата «Правовая защита информации».

2

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов


58

Тема 4.1.

Возможности настольных издательских систем.

Содержание учебного материала


1

2

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).

Программы - переводчики. Возможности систем распознавания текстов.

Гипертекстовое представление информации.

10

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка мини-проекта «Газетная полоса» на тему «Интересы молодых».

Индивидуальная работа «Создание буклета».

4

Тема 4.2.

Возможности динамических (электронных) таблиц.

Содержание учебного материала

2


1

Математическая обработка числовых данных.



Лабораторные работы

-

Практические занятия

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.

Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

Средства графического представления статистических данных - деловая графика.

Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

8


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Составление тезисов на тему «Возможности электронных таблиц».

Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности)

4

Тема 4.3.

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

Содержание учебного материала

2

2


























2



























2

















2






1

2

Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.

Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных.

Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.

6


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка индивидуального проекта «Создание базы данных»

4

Тема 4.4

Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

.

Содержание учебного материала

2

1

2

3

Типы графических изображений. Обзор программ компьютерной графики.

Представление о мультимедиа и презентационном оборудовании.

Системы автоматизированного проектирования.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования.

Примеры геоинформационных систем.

6


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентации на тему «Моя семья». Создание презентации «Моя профессия»

6

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии


14

Тема 5.1.

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Содержание учебного материала

2

1

Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Методы и средства создания и сопровождения сайта.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему «Возможности сети Интернет» .

2

Тема 5.2.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях:

Содержание учебного материала

2

1

Электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения о сетевых информационных системах для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.)

Создание проекта на тему: «Сетевые информационные системы».

4

Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрены

-

Всего:


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения (проставляется только цифра):

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Информатика и ИКТ

Оборудование учебного кабинета:

  1. автоматизированное рабочее место преподавателя;

  2. посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся)

  3. компьютеры в расчёте на подгруппу обучающихся

Технические средства обучения: мультимедиапроектор, компьютер.

Технические устройства:

  1. Компьютеры обучающихся (ЦП Intel Celeron 2,66 ГГц, 512 ОЗУ, CD-ROM, монитор 7, сетевая плата) - 12шт., компьютер преподавателя (ЦП Pentium 3 ГГц, 1 Гб ОЗУ, DWD-RW, монитор, сетевая плата).

  2. Сетевой концентратор Corega FSW 16-РМ.

  3. Лазерный принтер Phaser 3150.

  4. Сканер Epson Perfection 1260

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. / Угринович Н.Д. и др. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

  2. Бешенков С.А., Кузмина Н.В., Ракитина Е.А., Информатика. Систематический курс: Учебник для 11 класса. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 кл./Под ред. Макаровой Н.В.-Питер Пресс, 2006.

  4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 11 кл./Под ред. Макаровой Н.В.-Питер Пресс, 2006.

  5. Информационные технологии: Пособие для 8-11 классов./ Под общей редакцией С.А. Христочевского. / М.: АРКТИ, 2001.

  6. Сборник задач по курсу информатики/под ред. Белоусовой Л.И. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  7. Дуванов А. А. Web-конструирование. HTML. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005

Интернет-ресурсы:

  1. А.А. Красилов. Информатика в семи томах intellsyst.ru/publications/_text/TOMl.shtml

  2. Вопросы Интернет образования - vio.fio.ru

  3. Интернет Университет Информационных технологий - intuit.ru

  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе klyaksa.net/

  5. Методическая копилка учителя информатики metod-kopilka.ru/

  6. Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" festival. 1 september.ru

  7. Цифровые ресурсы к учебникам school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

  8. Электронная версия журнала «Информатика и образование» http :// infoj ournal.ru/

Электронные учебные пособия:

  1. Иллюстрированный самоучитель по Word 2000

  2. Иллюстрированный самоучитель по Access 2000

  3. Иллюстрированный самоучитель по Excel 2000

  4. Иллюстрированный самоучитель по PowerPoint 2000

  5. Иллюстрированный самоучитель по Microsoft Office XP.

  6. Иллюстрированный самоучитель по Microsoft Internet Explorer 6.0.

  7. Иллюстрированный самоучитель по локальным сетям.

  8. Мультимедийный учебник TeachPro «Информатика».

  9. Иллюстрированный самоучитель по компьютерной безопасности.

  10. .Иллюстрированный самоучитель по защите в Интернет.

  11. Краткое руководство по HTML.

Мультимедиа презентации:

  1. Информация и информационные процессы.

  2. Аппаратное обеспечение ПК.

  3. Операционные системы.

  4. Прикладное программное обеспечение:

  • Текстовые редакторы

  • Табличные редакторы

  • СУБД

  • Редактор презентаций

  1. Компьютерные сети.

  2. Интернет.

  3. Электронная почта.

  4. Сервисы Интернет.

  5. Поиск информации в Интернет.

Программное обеспечение:

  1. Операционная система MS Windows ХР Home Edition SP 2.

  2. Файловый менеджер Total Commander.

  3. Архиваторы Win RAR и 7 - Zip.

  4. Набор сервисных программ Tune Up Utilities 2006.

  5. Программа тестирования компьютера Aida 32.

  6. Антивирусная программа NOD 32.

  7. Программа MS Visio 2007.

  8. Пакет MS Office 2007.

  9. Электронный переводчик ABBYY Lingvo.

10.Система автоматического распознавания ABBYY Fine Reader. 11.Геоинформационная модель Москвы Mom.exe v 4.6.

12.Программа для создания генеалогического дерева Family Tree Builder. 13.Программа Graph Wizard (Графопостроитель). 14.Программа MS Student Calculator. 15.HTML-редактор Light Pad.










4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Тестирование

наблюдение и оценка на практических работах

наблюдение и оценка на практических работах

написание тезисов;

составление кроссвордов;

подготовка рефератов, сообщений, проектов

наблюдение и оценка на практических работах

наблюдение и оценка на практических работах

Знать/понимать различные подходы к определению понятия «информация»

Обзор Интернет-ресурсов. Написание рефератов

Знать/понимать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации

Оценка уровня усвоения знаний в процессе защиты практических работ. Составление кроссворда.

Знать/понимать назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

Оценка уровня усвоения знаний в процессе защиты практических работ.

Оценка результатов выполнения проекта. Защита проекта. Самоанализ выполнения проекта.

Работа с программным обеспечением.

Знать/понимать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

Оценка результатов выполнения практических работ. Самоанализ выполнения практических занятий. Создание презентации.

Знать/понимать использование алгоритма как способа автоматизации деятельности

Оценка навыков выполнения практических работ. Составление кроссворда.

Знать/понимать назначение и функции операционных систем

Оценка результатов выполнения практических работ.

Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Оценка результатов выполнения практических работ. Обзор сайтов.

Оценка работы форумов.

Уметь распознавать информационные процессы в различных системах

Оценка результатов выполнения практических работ.

Уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

Оценка результатов выполнения практических работ. Создание презентации.

Оценка результатов выполнения и защиты презентаций.

Уметь осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

Оценка результатов выполнения практических работ. Подготовка сообщений по разнообразным источникам.

Уметь иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

Оценка результатов выполнения практических работ. Создание презентации. Оценка результатов выполнения и защиты презентации.

Уметь создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

Оценка результатов выполнения практических работ. Создание Web-страницы.

Уметь просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных

Оценка результатов выполнения практических работ. Создание базы данных.Оценка результатов выполнения проекта. Защита проекта. Самоанализ выполнения проекта.

Уметь осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Уметь представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

Оценка результатов выполнения практических работ.

Уметь соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

тестирование

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства

Обзор сайтов. Поиск информации на определённую тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для автоматизации коммуникационной деятельности

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Оформление методического сопровождения для учебного процесса.



© 2010-2022