Образовательная программа кружка по информатике Компьютер и Я для 1-4 классов (272 часа)

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы со...
Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.

Программа курса состоит из 272 часов:

  • 1 класс «Юный компьютерный художник» - 68 часов (2 раза в неделю)

  • 2 класс «Мастер печатных» - дел 68 часов (2 раз в неделю);

  • 3 класс «Мастер презентации»- 68 часов (2 раз в неделю);

  • 4 класс Школьная газета «РИТМ»- 68 часов (2 раз в неделю).

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - Ученик контролирует работу всей группы кружка.

Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

При построении курса поставлены следующие задачи:

  • знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;

  • умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

  • формирование операционного стиля мышления;

  • умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;

  • формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS Windows 2007

  • Графический редактор MS Paint или PaintBrush

  • Текстовый редактор MS Word 2007

  • Редактор Power Point 2007


Тематическое планирование кружка

«Юный компьютерный художник»

(68 часов - 2 раза в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Цели программы

Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).

Задачи программы

  1. Эстетическое воспитание учащихся.

  2. Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.

  3. Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Первый год обучения (68 часов)

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (2 часа)

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (65 часов)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тема

Часы

1

Правила техники безопасности.

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4,5

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы

2

6,7

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

2

8

Самостоятельная работа

1

9,10


Функция раскрашивания в графическом редакторе.

2

11,12

Раскрашивание готовых рисунков.

2

13,14,15,

16, 17


Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

5

18

Самостоятельная работа

1

19,20,

21,22

Проба пера. Проект.

Тематическая композиция ( Создание композиций на тему: «Моя дом», «Моя школа»)

4

23,24,25

Функция копирования. Составление рисунков.

3

26

Самостоятельная работа

1

27,28,

Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

2

29,30,31,

32,33,34

Проект. Книжная графика ( книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)

6

35,36,37,

38,39,40

Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)

6

41,42,43,

44,45,46

Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

6

47,48,49,

50,51,52

Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

6

53,54,55,

56,57,58,

59,60,61,

62,63,

64,65

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

13

66

Контрольная работа.

1

67,68

Отчет.

2


Тематическое планирование кружка

«Мастер печатных дел»

ВВЕДЕНИЕ

Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.

Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.

Цели программы

Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.

Задачи программы

  • Развитие навыков работы в текстовом редакторе

  • Овладение навыков набора компьютерного текста

  • Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;

  • Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;

  • Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.

В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).

Второй год обучения (68 часов)

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (2 часа )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (4часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тексторый редактор Word (61 часов)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Тема

Часы

1

Правили техники безопасности

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4,5,6

Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.

3

7,8,9

Клавиатура. Основные клавиши

3

10

Самостоятельная работа

1

11,12

Инструментарий программы.

Меню «Файл»

2

13,14,15,

16,17

Редактирование текста. Меню «Главная»

5

18,19,20,

21,22

Набор текста.

5

23

Самостоятельная работа.

1

24,25,26

Меню «Вставка». Создание грамоты.

3

27,28,

29,30



Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка

4

31,32,

33,34

Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.

4

35

Самостоятельная работа

1

36,37,38,

39,40

Оформление сочинения.

5

41,42,43,

44,45,46,

47,48

Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.

8

49,50,51

Оформление буклетов

3

52,53,54

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.

3

55

Самостоятельная работа

1

56,57,58,

Брошюра. Оформление.

3

59,60,61,

62,63,64,

65,66,67

Творческий проект. Оформить брошюру

9

68

Контрольная работа

1


Тематическое планирование кружка

«Мастер презентации»

Введение

В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация - это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.

Цели программы

Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах

Задачи программы

  • помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности

  • помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;

  • изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

  • помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;

- Начальное формирование навыков работы на компьютере в графическом редакторе Paint;

- Начальное формирование навыков работы на компьютере в текстовом редакторе Word;

- Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);

- Начальное формирование работы в сети Internet

  • творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);

  • Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;

  • обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену

Третий год обучения (68 часов)

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (2 часа )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (3 часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тексторый редактор Word (3 часов)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Редактор Power Point (59 часов)

Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.

Тема

Часы

1

Техника безопасности

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4,5

Знакомство с программой PowerPoint

2

6,7,8,

9,10

Основные возможности программы PowerPoint

5

11

Самостоятельная работа

1

12

Составление простейшей презентации

1

13,14,15,

16,17

Творческий Проект. «Это я»

5

18,19

Работа с текстом.

2

20,21,22

Знакомство с текстовым редактором Word

3

23,24,25

Знакомство с графическим редактором Paint

3

26,27,28

Добавление в презентацию картинок, арт текстов.

3

29

Самостоятельная работа

1

30,31,32,

33,34

Творческий проект. «Мой класс»

5

35,36,37,

38,39,40

Добавление эффектов анимации в презентацию

6

41

Самостоятельная работа

1

42,43,44,

45,46,47,

48,49,

50,51

Творческий Проект. «Моя семья»

10

52,53,54

Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.

3

55,56,57,

58,59,60,

61,62,63,

64,65,66

Творческий Проект.

12

67

Контрольная работа

1

68

Отчет

1


Тематическое планирование кружка

Газета «Юный вестник»

Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.

Задачи:

  • научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;

  • повысить орфографические и пунктуационные навыки;

  • уметь корректировать и редактировать тексты;

  • распределять материал в номере;

  • повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;

  • научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;

  • уметь анализировать и делать выводы.

Тема

Часы


Техника безопасности


1

Обсуждение статей номера

1

2

Подбор материала

1

3,4,5,6

Набор материала (Работа в текстовом редакторе).

4

7

Составление газеты

1

8

Выпуск номера

1

9

Обсуждение статей номера

1

10

Подбор материала

1

11,12,

13,14

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

15

Составление газеты

1

16

Выпуск номера

1

17

Обсуждение статей номера

1

18

Подбор материала

1

19,20,

21,22

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

23

Составление газеты

1

24

Выпуск номера

1

25

Обсуждение статей номера

1

26

Подбор материала

1

27,28,

29,30

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

31

Составление газеты

1

32

Выпуск номера

1

33

Обсуждение статей номера

1

34

Подбор материала

1

35,36,

37,38

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

39

Составление газеты

1

40

Выпуск номера

1

41

Обсуждение статей номера

1

42

Подбор материала

1

43,44,

45,46

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

47

Составление газеты

1

48

Выпуск номера

1

49

Обсуждение статей номера

1

50

Подбор материала

1

51,52,

53,54

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

55

Составление газеты

1

56

Выпуск номера

1

57

Обсуждение статей номера

1

58

Подбор материала

1

59,60,

61,62

Набор материала (Работа в текстовом редакторе)

4

63

Составление газеты

1

64

Выпуск номера

1

65,66,

67,68

Итог работы за год. Отчет

4


После изучения всего курса учащиеся

должны знать:

  • правила поведения в компьютерном классе;

  • как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;

  • основные функции редакторов;

  • основы работы в сети Internet

должны уметь:

  • работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;

  • составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;

  • составлять поздравительные открытки;

  • составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гипперссылок ;

  • составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;

  • сканировать изображения;

  • работать в сети Internet т. д.

14


© 2010-2022