Рабочая программа по информатике 8-9

Настоящая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня по математике, утвержденного приказом Минобразования России 5 марта 2004 г.№1089, Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 г. Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информа...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Зверево

Мунтципально бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени генерал-лейтенанта Б.П.Юркова


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 1 им. Б.П.Юркова

Приказ от _____________ № ________

_________________ С.А. Овчар





Рабочая программа

пРабочая программа по информатике 8-9о информатике

Уровень образования класс

оРабочая программа по информатике 8-9сновное общее образование 8а, 8б, 9а, 9б классы

КРабочая программа по информатике 8-9оличество часов 8а, 8б - по 1 часу в неделю, 33 часа за год

9а, 9б - по 2 часа в неделю, 67 часов за годРабочая программа по информатике 8-9

УРабочая программа по информатике 8-9читель Самохина Светлана Валентиновна

Программа разработана на основе

Рабочая программа по информатике 8-9Рабочая программа по информатике 8-9Рабочая программа по информатике 8-9Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012 г.









Пояснительная записка

Настоящая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня по математике, утвержденного приказом Минобразования России 5 марта 2004 г.№1089, Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 г.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Общая характеристика

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи программы:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане

Предмет Информатики направлена на формирование информационной компетентности школьников как ключевой компетентности личности информационного общества, способствует формированию ключевых компетенций современного научного мировоззрения, нового типа мышления, социализации обучающихся.

Информатика и ИКТ как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования изучается с 8 класса по 1 часу в неделю и в 9 классе по 2 часа в неделю. Всего за два года обучения в основной школе на изучение базового курса дисциплины отводится 105 часов.

При проведении учебных занятий по предмету информатики и ИКТ осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек в классе.


Содержание программы

Информация и информационные процессы (4 ч).

Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

«Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

«Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

«Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч).

Компьютерное представление текстовой информации.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

«Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

«Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

«Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».

«Вставка в документ формул».

«Форматирование символов и абзацев».

«Создание и форматирование списков».

«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

«Создание гипертекстового документа».

«Перевод текста с использованием системы машинного перевода».

«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Практикум: I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Кодирование и обработка числовой информации (6 ч).

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

«Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора.

«Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных».

«Создание и обработка таблиц».

«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.

«Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.

Практикум: работа V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

Кодирование и обработка графической информации (4 ч).

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

«Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

«Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

«Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

«Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II. Создание графического объекта.

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Мультимедийные технологии (8 ч).

Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

«Запись изображений и звука с использованием устройств». Цифровые фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, сканеры.

Запись звуковых файлов Кодирование звуковой информации. Различное качество звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

«Создание презентации с использованием готовых шаблонов». Подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

«Анимация слайда и объекта». Настройка анимации ввода, выхода,

«Демонстрация презентации». Использование микрофона и проектора.

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работа III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Алгоритмы и исполнители (24 ч).

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи I на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

Формализация и моделирование (8 ч).

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.

Практические работы:

Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

Построение генеалогического дерева семьи.

Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VIII. Работа с моделями.

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

Хранение поиск и сортировка информации (4 ч).

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

Поиск записей в готовой базе данных.

Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VII. Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

Коммуникационные технологии (12 ч).

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

«Регистрация почтового ящика электронной почты». Создание и отправка сообщения.

«Путешествие по Всемирной паутине».

«Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора».

«Загрузка файла из файлового архива».

«Поиск документа». Использование систем каталогов и ввод ключевых слов.

«Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них».

«Создание комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов».

Практикум IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Информатизация общества (4 ч)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

«Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи».

«Защита информации от компьютерных вирусов».

«Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы».

Практикум: работа X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.


Тематическое планирование

Наименование раздела

Примерная программа

Количество часов в рабочей программе

Всего

Теория

Практика

Практикум

8 класс

Информация и информационные процессы

4

4

2

2

-

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

4

1

3

-

Кодирование и обработка текстовой информации

14

14

4

7

3

Кодирование и обработка числовой информации

6

10

3

5

2

Резерв, контроль

-

3

1

-

2

Итого


35

11

17

(7)

9 класс

Алгоритмы и исполнители

19

24

8

14

2

Кодирование и обработка графической информации

4

5

2

2

1

Мультимедийные технологии

8

8

2

3

3

Моделирование и формализация

8

8

2

4

2

Хранение, поиск и сортировка информации

4

5

2

2

1

Коммуникационные технологии

12

12

4

6

2

Информатизация общества

4

4

2

1

1

Резерв, итоговый контроль

11

4

2

-

2

Итого

70

24

46

(13)

Всего

105

35

70


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:

знать/понимать:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь:

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Календарно-тематическое планирование 8а, 8б классов

Тема урока, практическое занятие

Дата

Примечание

Глава 1. Информация и информационные процессы - 9 часов

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.



Информация в обществе и технике.



Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».



Кодирование информации с помощью знаковых систем.



Количество информации. Определение количества информации.

Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации»



Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации».



Контрольная работа № 1. «Количество информации».



Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 7 часов

Устройство компьютера.



Процессор, память.

Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты».



Устройства ввода и вывода.

Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши».



Файлы и файловая система.



Работа с файлами и дисками.

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».



Программное обеспечение компьютера.

Правовая охрана программ и данных.



Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени».



Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Защита информации.

Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов».



Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».



Коммуникационные технологии - 16 ч.

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.



Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.



Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 3.3. «География» Интернета».



Всемирная паутина. Электронная почта. Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».



Файловые архивы. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».



Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.



Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».



Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.



Форматирование текста на Web-странице.



Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.



Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.



Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».



Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».



Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».



Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».



Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».



Анализ контрольной работы




Количество часов всего: 35 ч.; в неделю - 1 ч.

Количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть - 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 9 ч.

Количество практических работ: __15___

Количество контрольных работ: __3____
















Календарно-тематическое планирование 9а, 9б классов

Тема урока, практическое занятие

Дата

Примечание

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 13 ч.

ТБ.Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.



Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.



Растровая и векторная графика.

Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации».



Рисование графических примитивов. Инструменты в растровых графических редакторов.



Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».



Редактирование в растровых и векторных графических редакторах.

Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»



Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации».



Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации».



Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»



Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу».

Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».



Решение задач по теме «Кодирование графической информации»



Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации».



Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации - 9 ч.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».



Создание сохранение и печать документов в текстовых редакторах.



Ввод и редактирование документа.

Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».



Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».



Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».



Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».



Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».



Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».



Контрольная работа № 2 «Кодирование обработки текстовой информации»



Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации - 10 ч.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».



Арифметические операции в позиционных системах счисления.



Двоичное кодирование чисел в компьютере.



Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.



Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».



Встроенные функции.

Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».



Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».



Базы данных в электронных таблицах.



Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».



Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»



Повторение по теме «Кодирование и обработка информации»



Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 20 ч.

Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.



Блок-схемы алгоритмов.



Выполнение алгоритмов компьютером.



Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление».



Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».



Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.



Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.



Основы объектно-ориентированного визуального программирования.



Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»



Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные».



Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор».



Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».



Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время».



Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».



Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка».



Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов».



Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш».



Графические возможности объектно-ориентированоого языка программирования Visual Basic 2005.



Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор».



Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат».



Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация».



Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»



Глава 5. Моделирование и формализация - 10 ч.

Окружающий мир как иерархическая система.



Моделирование как метод познания.



Материальные и информационные модели.



Формализация и визуализация моделей.



Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.



Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку»



Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений»



Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений»



Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления»



Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»



Глава 6. Информатизация общества - 3 ч.

Информационное общество.



Информационная культура.



Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.



Количество часов всего: 68 ч.; в неделю - 2 ч.

Количество практических работ: __35___

Количество контрольных работ: ___5___

Учебно-методическое обеспечение

  1. Методические и учебные пособия

  • . Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Ме-

  • тодическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • 2. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д.Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

  • 2010.

  • 3. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д.Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

  • 2010.

  • 4. Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича/ авт.-сост. Л.В.Рябинина.

  • - Волгоград: Учитель, 2010.

  • 5. И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория

  • знаний. 2009.

  • Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е.В.Полякова. - Волгоград: Учи-

  • тель, 2011.

  • 2. Сборник типовых задач по информатике. - М.: Образование и Информатика, 2010. - Библиотека

  • журнала «Информатика и образование».

  • 3. Информатика. Тестовые задания. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010 г.

  • 4. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. практикум по информатике и информационным

  • технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ - Лабора-

  • тория Знаний, 2010.

  • 5. Тесты, самостоятельные работы, контрольные работы, практикумы по решению задач состав-

  • ленные по учебнику И.Семакин, Л.Залогова и др. Информатика. Базовый курс 7 - 9 классы. - М.:

  • Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  1. Дидактический материал

  • Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.

  • Карточки для проведения контрольных работ.

  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

  • Тесты.

  1. Интернет-ресурсы

  • · 1C (1c.ru), БИТ про (bitpro.ru),

  • · ГиперМетод (learnware.ru),

  • · Инис-Софт (inissoft.by),

  • · Интерактивная линия (intline.ru),

  • · Информ-система (informsystema.ru),

  • · Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (kodeks.ru),

  • · ИстраСофт (istrasoft.ru),

  • · МедиаХауз (mediahouse.ru),

  • · Молодой Петербург (shkoloved.sekreta.net),

  • · Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (mmt-dl.ru),

  • · Новый Диск (nd.ru),

  • · Просвещение-МЕДИА (pmedia.ru),

  • · Республиканский мультимедиа центр (rnmc.ru),

  • · Российский новый университет (rosnou.ru),

  • · Физикон (physicon.ru),

  • Челябинский государственный педагогический университет (cspu.ru)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 1 им. Б,П,Юркова

от____________ № __________

_____________ М.В. Лопатина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Н.М. Чиркина

«___» __________ 20___год


© 2010-2022