РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ППКРС: Информатика и ИКТ

Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Она составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 270802.09 "Мастер общестроительных работ" 190629.08 "Слесарь по ремонту строительных машин" 140446.03  "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"       Учебная дисциплина Информатика и...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ППКРС: Информатика и ИКТДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЛИНЦОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по ООД

_______ Т.В.Желдак

от «___» __________ 2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ППКРС: Информатика и ИКТ








Рассмотрена и одобрена на заседании

МО общеобразовательных дисциплин

от « ____» ________________ 2014г.

Председатель МО __________ С.В.Сарычева






2014

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО):

270802.09 «Мастер общестроительных работ»

код наименование (профессии)

190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»

код наименование (профессии)

140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования»

код наименование (профессии)

Организация-разработчик:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский технологический техникум»

Разработчики:

Желдак Т.В. - заместитель директора по ООД ГБОУ СПО «КТТ»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Агеенко М.Н. - методист ГБОУ СПО «КТТ»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Степоненко И.А. - преподаватель информатики ГБОУ СПО «КТТ»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО)

Заключение Экспертного совета № __________ от «____»_______ 20___ г.

номер








СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..........................

4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………

6


  1. условия реализации учебной дисциплины……….

17


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………………………..

20






1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Она составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

270802.09 «Мастер общестроительных работ»

код наименование (профессии)

190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»

код наименование (профессии)

140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования»

код наименование (профессии)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу общеобразовательная подготовка.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Объяснять различные подходы к определению понятия

"информация".

  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • Назначение и функции операционных систем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • Распознавать информационные процессы в различных системах.

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося за 2 года составляет 195 часов, в том числе:

1 год обучения:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 26 часов;

2 год обучения:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 37 часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

1 год обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информация и информационные процессы

14


Тема 1.1 Информация, единицы измерения информации

Содержание учебного материала

Определение «информация». Свойства информации.

Единицы измерения количества информации.

2

1,2

Практические занятия

Решение задач на определение количества информации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Вероятностный подход к определению количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

Информационное взаимодействие.

4

2,3

Тема 1.2

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Кодирование информации




Содержание учебного материала

Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Компьютерное представление чисел.

Кодирование и декодирование информации.

5

1,2

Практические занятия

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Перевод чисел и арифметические действия над ними с помощью калькулятора.

Кодирование информации.

Контрольная работа «Информация и информационные процессы»

5

2

Самостоятельная работа обучающихся

Кодирование текстовой, звуковой и графической информации.

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

5

2,3

Раздел 2. Информационные технологии

34








Тема 2. 1 Технология создания и обработки графической информации





Содержание учебного материала

Растровая и векторная графика.

1

1,2

Практические занятия

Создание растровых изображений в Paint.

Графический редактор Adobe Photoshop.

Создание векторных изображений в MS Word.

Создание векторных изображений в системе компьютерного черчения Компас.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создание трехмерной графики

4

2,3

Тема 2.2

Технология создания и обработки текстовой информации




Содержание учебного материала

Текстовые процессоры их возможности и виды.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов в MS Word.

3

1,2

Практические занятия

Создание, редактирование текстовых документов в MS Word.

Форматирование текстовых документов в MS Word.

Вставка рисунков, таблиц, списков в MS Word.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Списки. Таблицы. Форматирование символов

2

2

Тема 2.3

Системы автоматического распознавания текстов

Содержание учебного материала

Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.

Система оптического распознавания документов.

2

1,2

Практические занятия

Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

1

2

Тема 2.4

Технология создания и обработки числовой информации

Содержание учебного материала

Электронные таблицы. Типы данных.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Мастер диаграмм и графиков.

3

1,2

Практические занятия

Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.

Проведение расчетов, ввод формул в электронной таблице.

Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Форматирование и редактирование электронных таблиц. Построение диаграмм.

Создание кроссворда в электронной таблице.

6

2,3

Тема 2.5 Компьютерные презентации

Содержание учебного материала

Компьютерная презентация. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию.

Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация.

2

1,2

Практические занятия

Создание презентации «Знакомство с компьютером».

Создание презентации «Моя профессия».

Контрольная работа «Информационные технологии»

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создание и анимирование презентаций.

3

2,3

Раздел 3. Коммуникационные технологии

6


Тема 3.1

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Электронная почта и телеконференции

Содержание учебного материала

Локальные и глобальная сеть Интернет.

Электронная почта. Поисковые информационные системы.

2

1,2

Практические занятия

Подключение к Интернету.

Передача информации с помощью электронной почты.

Поиск информации в интернете.

Контрольная работа «Коммуникационные технологии»

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

Способы скачивания информации в интернете.

2

2

Итоговый зачет

2

2,3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2 год обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

практические занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

37

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Компьютер и программное обеспечение

13


Тема 1.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. ОС: назначение и состав.

Содержание учебного материала

История развития вычислительной техники.

Магистрально-модульный принцип построения ПК. Процессор, его характеристики.

Назначение операционной системы. Составные части ОС.

Программное обеспечение, его структура. Файловая система.

Файловые менеджеры. Принцип работы в Total Commander.

5

1,2

Практические занятия

Операции над файлами и каталогами.

Основные принципы работы в Total Commander.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Устройства ввода-вывода.

Графический интерфейс Windows.

4

2

Тема 1.2 Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Содержание учебного материала

Архивация. Программы-архиваторы, его функции.

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

2

1,2

Практические занятия

Программы-архиваторы.

Антивирусные программы.

Контрольная работа «Компьютер и программное обеспечение»

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Внешняя (долговременная) память.

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

Типы программного обеспечения. Файловая структура диска.

6

2

Раздел 2. Информационные модели

13


Тема 2.1 Моделирование как метод познания

Содержание учебного материала

Моделирование как метод познания.

Информационные статические динамические модели.

2

1,2

Практические занятия

Исследование статистических информационных моделей.

Исследование динамических информационных моделей.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата на тему «Виды статистических информационных моделей»

Подготовка реферата на тему «Виды динамических информационных моделей»

4

2

Тема 2.2

Типы информационных моделей

Содержание учебного материала

Типы информационных моделей.

Биологические и геоинформационные модели развития популяций.

2

1,2

Практические занятия

Построение и исследование биологических моделей популяций.

Исследование геоинформационных моделей.

Контрольная работа «Информационные модели»

5

2

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование физических моделей.

Исследование математических моделей.

4

2

Раздел 3. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

20


Тема 3.1 Базы данных Системы управления базами данных (СУБД)

Содержание учебного материала

База данных. Система управления базами данных.

Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.

2

1,2

Практические занятия

Создание табличной базы данных.

Создание формы в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Сортировка записей в табличной базе данных.

Создание отчета в табличной базе данных.

10

2

Самостоятельная работа обучающихся

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных.

Сортировка записей в табличной базе данных.

Печать данных с помощью отчетов.

6

2

Тема 3.2 Реляционные базы данных

Содержание учебного материала

Многотабличные БД. Типы связей в БД.

1

1,2

Практические занятия

Создание многотабличной БД.

Поиск и сортировка данных.

Создание запросов в БД.

Контрольная работа «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Обработка данных в базе данных

2

2

Раздел 4. Основы алгоритмизации и программирования

18


тЕМА 4.1 Алгоритм и его формальное исполнение. Знакомство с языков программирования

Содержание учебного материала

Понятие алгоритма. Типы алгоритмических структур.

Язык программирования. Основные типы данных.

Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии.

Линейные алгоритмы и с разветвляющей структурой.

Циклы.

5

1,2

Практические занятия

Составление простейших алгоритмов.

Составление простейших программ. Линейные алгоритмы.

Составление программ с разветвляющей структурой.

Циклы с постусловием и предусловием.

Циклы с параметром.

Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования»

13

2

Самостоятельная работа обучающихся

Алгоритмическая структура «выбор».

Алгоритмические конструкции языков и соответствующие им операторы языков программирования.

4

2

Раздел 5. Основы HTML. Разработка Web-сайта

6


Тема 5.1 Основы HTML. Разработка Web-сайта

Содержание учебного материала

Структура HTML-документа. HTML-редакторы.

1

1,2

Практические занятия

Создание Web страницы в блокноте.

Вставка графических, музыкальных и видео файлов.

Создание Web страницы на тему «Моя профессия».

Контрольная работа «Основы HTML. Разработка Web-сайта»

5

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создание и форматирование тегов.

Редактирование и форматирование страницы.

Формы на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

5

2

Раздел 6. Основы социальной информатики

2


Тема 6.1 Основы социальной информатики

Содержание учебного материала

Информационная цивилизация.

Информационные ресурсы общества. Информационная культура.

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Правовая охрана программ и данных. Защита информации

2

2


Итоговый зачет

2

2,3



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

1. посадочные места по количеству обучающихся;

2. рабочее место преподавателя;

3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;

4. аудиторная доска для письма;

5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения:

1. мультимедиа проектор;

2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

3. лазерный принтер;

4. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники1.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

  1. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М: Academia 2009.

  5. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  6. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001.

  7. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.

  8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2007.

  9. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М: Academia 2005.

Для преподавателей

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  5. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  6. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  7. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс - М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

  8. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

  9. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

  10. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009


Дополнительные источники:

  1. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень - СПб.: Питер, 2008.

  2. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень - СПб.: Питер, 2008.

  3. Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

  4. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2009.

  5. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2009.

  6. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2009.








  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины



Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашние работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).

4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии».

5. Итоговая аттестация в форме зачета.



1

1


© 2010-2022