- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ППКРС: Информатика и ИКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ППКРС: Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степоненко И.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЛИНЦОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по ООД
_______ Т.В.Желдак
от «___» __________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ППКРС: Информатика и ИКТ
Рассмотрена и одобрена на заседании
МО общеобразовательных дисциплин
от « ____» ________________ 2014г.
Председатель МО __________ С.В.Сарычева
2014
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО):
270802.09 «Мастер общестроительных работ»
код наименование (профессии)
190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
код наименование (профессии)
140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования»
код наименование (профессии)
Организация-разработчик:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский технологический техникум»
Разработчики:
Желдак Т.В. - заместитель директора по ООД ГБОУ СПО «КТТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Агеенко М.Н. - методист ГБОУ СПО «КТТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Степоненко И.А. - преподаватель информатики ГБОУ СПО «КТТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО)
Заключение Экспертного совета № __________ от «____»_______ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..........................
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………
6
-
условия реализации учебной дисциплины……….
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………………………..
20
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Она составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
270802.09 «Мастер общестроительных работ»
код наименование (профессии)
190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
код наименование (профессии)
140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования»
код наименование (профессии)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу общеобразовательная подготовка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
Объяснять различные подходы к определению понятия
"информация".
-
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
-
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
-
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
-
Назначение и функции операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
-
Распознавать информационные процессы в различных системах.
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
-
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
-
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
-
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося за 2 года составляет 195 часов, в том числе:
1 год обучения:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 26 часов;
2 год обучения:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 37 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
1 год обучения
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
56
в том числе:
практические занятия
34
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Информация и информационные процессы
14
Тема 1.1 Информация, единицы измерения информации
Содержание учебного материала
Определение «информация». Свойства информации.
Единицы измерения количества информации.
2
1,2
Практические занятия
Решение задач на определение количества информации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Вероятностный подход к определению количества информации.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационное взаимодействие.
4
2,3
Тема 1.2
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Кодирование информации
Содержание учебного материала
Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
Перевод чисел в позиционных системах счисления.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Компьютерное представление чисел.
Кодирование и декодирование информации.
5
1,2
Практические занятия
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Перевод чисел и арифметические действия над ними с помощью калькулятора.
Кодирование информации.
Контрольная работа «Информация и информационные процессы»
5
2
Самостоятельная работа обучающихся
Кодирование текстовой, звуковой и графической информации.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
5
2,3
Раздел 2. Информационные технологии
34
Тема 2. 1 Технология создания и обработки графической информации
Содержание учебного материала
Растровая и векторная графика.
1
1,2
Практические занятия
Создание растровых изображений в Paint.
Графический редактор Adobe Photoshop.
Создание векторных изображений в MS Word.
Создание векторных изображений в системе компьютерного черчения Компас.
7
2
Самостоятельная работа обучающихся
Создание трехмерной графики
4
2,3
Тема 2.2
Технология создания и обработки текстовой информации
Содержание учебного материала
Текстовые процессоры их возможности и виды.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов в MS Word.
3
1,2
Практические занятия
Создание, редактирование текстовых документов в MS Word.
Форматирование текстовых документов в MS Word.
Вставка рисунков, таблиц, списков в MS Word.
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
Списки. Таблицы. Форматирование символов
2
2
Тема 2.3
Системы автоматического распознавания текстов
Содержание учебного материала
Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.
Система оптического распознавания документов.
2
1,2
Практические занятия
Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
1
2
Тема 2.4
Технология создания и обработки числовой информации
Содержание учебного материала
Электронные таблицы. Типы данных.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Мастер диаграмм и графиков.
3
1,2
Практические занятия
Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.
Проведение расчетов, ввод формул в электронной таблице.
Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм.
6
2
Самостоятельная работа обучающихся
Форматирование и редактирование электронных таблиц. Построение диаграмм.
Создание кроссворда в электронной таблице.
6
2,3
Тема 2.5 Компьютерные презентации
Содержание учебного материала
Компьютерная презентация. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию.
Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация.
2
1,2
Практические занятия
Создание презентации «Знакомство с компьютером».
Создание презентации «Моя профессия».
Контрольная работа «Информационные технологии»
3
2
Самостоятельная работа обучающихся
Создание и анимирование презентаций.
3
2,3
Раздел 3. Коммуникационные технологии
6
Тема 3.1
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Электронная почта и телеконференции
Содержание учебного материала
Локальные и глобальная сеть Интернет.
Электронная почта. Поисковые информационные системы.
2
1,2
Практические занятия
Подключение к Интернету.
Передача информации с помощью электронной почты.
Поиск информации в интернете.
Контрольная работа «Коммуникационные технологии»
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.
Способы скачивания информации в интернете.
2
2
Итоговый зачет
2
2,3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2 год обучения
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
74
в том числе:
практические занятия
50
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
37
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Компьютер и программное обеспечение
13
Тема 1.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. ОС: назначение и состав.
Содержание учебного материала
История развития вычислительной техники.
Магистрально-модульный принцип построения ПК. Процессор, его характеристики.
Назначение операционной системы. Составные части ОС.
Программное обеспечение, его структура. Файловая система.
Файловые менеджеры. Принцип работы в Total Commander.
5
1,2
Практические занятия
Операции над файлами и каталогами.
Основные принципы работы в Total Commander.
3
2
Самостоятельная работа обучающихся
Устройства ввода-вывода.
Графический интерфейс Windows.
4
2
Тема 1.2 Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Содержание учебного материала
Архивация. Программы-архиваторы, его функции.
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
2
1,2
Практические занятия
Программы-архиваторы.
Антивирусные программы.
Контрольная работа «Компьютер и программное обеспечение»
3
2
Самостоятельная работа обучающихся
Внешняя (долговременная) память.
Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Типы программного обеспечения. Файловая структура диска.
6
2
Раздел 2. Информационные модели
13
Тема 2.1 Моделирование как метод познания
Содержание учебного материала
Моделирование как метод познания.
Информационные статические динамические модели.
2
1,2
Практические занятия
Исследование статистических информационных моделей.
Исследование динамических информационных моделей.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата на тему «Виды статистических информационных моделей»
Подготовка реферата на тему «Виды динамических информационных моделей»
4
2
Тема 2.2
Типы информационных моделей
Содержание учебного материала
Типы информационных моделей.
Биологические и геоинформационные модели развития популяций.
2
1,2
Практические занятия
Построение и исследование биологических моделей популяций.
Исследование геоинформационных моделей.
Контрольная работа «Информационные модели»
5
2
Самостоятельная работа обучающихся
Исследование физических моделей.
Исследование математических моделей.
4
2
Раздел 3. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
20
Тема 3.1 Базы данных Системы управления базами данных (СУБД)
Содержание учебного материала
База данных. Система управления базами данных.
Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.
2
1,2
Практические занятия
Создание табличной базы данных.
Создание формы в табличной базе данных.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Сортировка записей в табличной базе данных.
Создание отчета в табличной базе данных.
10
2
Самостоятельная работа обучающихся
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Поиск записей в табличной базе данных.
Сортировка записей в табличной базе данных.
Печать данных с помощью отчетов.
6
2
Тема 3.2 Реляционные базы данных
Содержание учебного материала
Многотабличные БД. Типы связей в БД.
1
1,2
Практические занятия
Создание многотабличной БД.
Поиск и сортировка данных.
Создание запросов в БД.
Контрольная работа «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»
7
2
Самостоятельная работа обучающихся
Обработка данных в базе данных
2
2
Раздел 4. Основы алгоритмизации и программирования
18
тЕМА 4.1 Алгоритм и его формальное исполнение. Знакомство с языков программирования
Содержание учебного материала
Понятие алгоритма. Типы алгоритмических структур.
Язык программирования. Основные типы данных.
Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии.
Линейные алгоритмы и с разветвляющей структурой.
Циклы.
5
1,2
Практические занятия
Составление простейших алгоритмов.
Составление простейших программ. Линейные алгоритмы.
Составление программ с разветвляющей структурой.
Циклы с постусловием и предусловием.
Циклы с параметром.
Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования»
13
2
Самостоятельная работа обучающихся
Алгоритмическая структура «выбор».
Алгоритмические конструкции языков и соответствующие им операторы языков программирования.
4
2
Раздел 5. Основы HTML. Разработка Web-сайта
6
Тема 5.1 Основы HTML. Разработка Web-сайта
Содержание учебного материала
Структура HTML-документа. HTML-редакторы.
1
1,2
Практические занятия
Создание Web страницы в блокноте.
Вставка графических, музыкальных и видео файлов.
Создание Web страницы на тему «Моя профессия».
Контрольная работа «Основы HTML. Разработка Web-сайта»
5
2
Самостоятельная работа обучающихся
Создание и форматирование тегов.
Редактирование и форматирование страницы.
Формы на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
5
2
Раздел 6. Основы социальной информатики
2
Тема 6.1 Основы социальной информатики
Содержание учебного материала
Информационная цивилизация.
Информационные ресурсы общества. Информационная культура.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Правовая охрана программ и данных. Защита информации
2
2
Итоговый зачет
2
2,3
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
3. лазерный принтер;
4. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники1.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
-
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 кл. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М: Academia 2009.
-
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
-
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8-11 кл. (в 2 томах). - М., 2002.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2007.
-
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. - М: Academia 2005.
Для преподавателей
-
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
-
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
-
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
-
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс - М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
-
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
-
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11 классы. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
Дополнительные источники:
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень - СПб.: Питер, 2008.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень - СПб.: Питер, 2008.
-
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: Издательский центр "Академия", 2009.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2009.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2009.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2009.
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
уметь
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- контрольных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашние работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).
4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии».
5. Итоговая аттестация в форме зачета.
1
1