Рабочая программа по информатике 6 класс

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе Закона РФ «Об образовании»; Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ; Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования(2004г); программы курса информатики для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель Бородин М.Н. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010. Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

В соответствии с учебным планом «Информатика 6 класс» 1 час в неделю, всего 34 часа.

Резервное время распределено: 1 час на изучение темы «Элементы алгоритмизации».

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Цели:

  • Формирование готовности к информационно - учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Задачи программы:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • Расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • Организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • Создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Уроки

Лабораторно-практические работы

1

Компьютер и информация

11

4

5

1

2

Человек и информация

13

6

7

2

3

Элементы алгоритмизации

10

5

4

1

Итого:

34

15

16

4

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

Содержание рабочей программы соответствует программе курса информатики для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель Бородин М.Н. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны:

  • Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • Определять, информативно или нет некоторое сообщение;

  • Различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • Приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • Различать необходимые и достаточные условия;

  • Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • Иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;

  • Иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;

  • Уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • Определять назначение файла;

  • Выполнять основные операции с файлами;

  • Уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • Уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • Создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • Иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

Контроль уровня обучения

урока

Дата

Вид контроля

Тема

Форма контроля

12

Текущий

Информация и знания

Контрольная работа

16

Промежуточный

Структурирование и визуализация информации

Контрольная работа (Тест)

24

Текущий

Что такое алгоритм

Тест

33

Итоговый

Систематизация информации

Тест

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

1.Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

2. Ответ оценивается отметкой «4», если:

• он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;

• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Тест оценивается следующим образом:

«5» - 85-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-84% правильных ответов на вопросы;

«3» - 50-70% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-49% правильных ответов на вопросы.

Ресурсное обеспечение программы

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.

Пакета презентационной графики PowerPoint;

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема урока

УУД

Виды деятельности

Кол-во часов

Основные понятия

Дата/Класс

6 б


План

Факт

План

Факт

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбирать и запускать нужную программу;

Работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

1

Компьютерные объекты. Программы и документы.






Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работа с файлами и папками»

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

1

Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.






Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска, с помощью компьютерных средств;

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера

Определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

1

Системы счисления.







Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word»

Поиск и выделение необходимой информации;

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера

1

Двоичное кодирование






Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

1






Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст»

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

1

Текстовый редактор.

Слово, предложение, абзац.

Фрагмент.

Буфер обмена.

Форматирование






Кодирование текстовой информации

Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Поиск и выделение необходимой информации;

1






Создание документов в текстовом процессоре.

Практическая контрольная работа

Применение методов информационного поиска, с помощью компьютерных средств;

1






Растровое кодирование графической информации

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

1






10

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки»

Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств;

1

Векторное кодирование, Растровое кодирование


11

Единицы измерения информации. Практическая работа № 5 «Маркированные списки»

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

1

Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт






12

Контрольная работа. Информация и знания.

Оценка - осознание уровня и качества усвоения.

1






13

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы»

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

1







14

Понятие как форма мышления.

Практическая работа № 7 «Текст и графика в таблице»

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

1

Понятие






15

Как образуются понятия.

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации

1






16

Структурирование и визуальная информации.

Контрольная работа.

Контроль, коррекция, оценка действий. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации

Определять содержание и объём понятий, выявлять отношения между понятиями, классифицировать понятия по различным категориям.

1






17

Содержание и объем понятия.

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы»

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации

1






18

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа № 9

«Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1

Отношения тождества, пересечения и подчинения.






19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7)

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.






20

Определения и понятия.

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе»

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации.

1






21

Классификация.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1

Классификация.






22

Суждение как форма мышления.

Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word»

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логически мыслить, развивать способности к суждению

1

Суждение






23

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему»

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Составлять умозаключения, используя различные посылки

1

Умозаключение






24

Человек и информация

Контрольная работа.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

1

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.)

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов

Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).






25

Алгоритм.Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки»

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

1






26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа.

Оценка - осознание уровня и качества усвоения

1






27

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 13 «PowerPoint. Часы»

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1






28

Линейные алгоритмы.

Практическая работа № 13 «PowerPoint. Часы»

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1





29

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа № 14 «PowerPoint. Времена года»


Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1





30

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа № 14 «PowerPoint. Времена года»


Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1





31

Циклические алгоритмы.

Практическая работа № 15 «PowerPoint. Скакалочка»

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1





32

Циклические алгоритмы.

Практическая работа № 15 «PowerPoint. Скакалочка»

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Преобразование модели с целью выявления общих законов. Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Построение логической цепи рассуждений;

1





33

Контрольная работа. Систематизация информации.

Оценка - осознание уровня и качества усвоения

1






34

Итоговый мини-проект.

Практическая работа № 16 «Создаем слайд-шоу»


Оценка - осознание уровня и качества усвоения

1

Слайд-шоу






© 2010-2022