Информационные технологии в организации учебных занятий по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии в организации учебных занятий

по дисциплине «Информатика и ИКТ»



Т. А. Молодик, преподаватель ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»



«Образование в течение жизни»- девиз сегодняшнего дня.

Современное образование должно научить

человека жить в изменяющемся, динамичном мире.


Информационные технологии в организации учебных занятий по дисциплине «Информатика и ИКТ»

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, информатизация общества направлены на качество образования, приближая его к европейским стандартам, дают новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на учебных занятиях должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций обучающихся, его творческих и познавательных интересов.

Сегодня использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование, значительно расширив методы и формы подачи учебного материала, как на учебных занятиях, так и при организации самостоятельной работы обучающихся.

В преподавании информатики с развитием информационных технологий деятельность преподавателя «выходит за пределы аудитории», представляя собой взаимодействие между аудиторной деятельностью и сетью Интернет. Использование информационных технологий на учебных занятиях позволяет вывести обучающихся на новый уровень, где предоставляется возможность получать доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей, что позволяет сформировать положительную мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности. Кроме того, в сотрудничестве педагога и обучающегося информационные технологии способствуют и повышению информационной компетенции педагога.

В своей практике активно применяю возможности информационных технологий при подготовке и проведении лекционных и практических занятий, для оценки знаний обучающихся.

Чаще всего использую такие виды как: мультимедиа-лекции, учебные видео курсы и фильмы, учебные CD диски, мультимедийные презентации, контролирующие программы и др.

При изучении нового материала использую обучающую программу, созданную в Delphi, подобные программы могут предусматривать не только обучение, самоконтроль и итоговый контроль. Через видеопроектор демонстрируется презентация-лекция или видеоролик, после его просмотра обучающиеся самостоятельно составляют конспект.

Контролирующие комплексы, разработанные в Microsoft Power Point 2007 с поддержкой макросов и Microsoft Excel 2007, позволяют проверять знания по изученному материалу. Особенностью данных комплексов является то, что результаты работы обучающихся автоматически присылаются на компьютер преподавателя.

При изучении и закреплении материала, использую готовые программы-тренажеры, которые позволяют не только формировать умения и навыки, но и разнообразить применяемые на учебном занятие формы работы. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой обучающиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся, сокращается время выработки необходимых навыков, увеличивается количество тренировочных заданий, легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Используя интеграцию дисциплин математики и информатики, обучающиеся составляют тесты по различным разделам информатики. При составлении теста обучающиеся не только овладевают основными знаниями и умениями по информатике, но и предусматривают наиболее вероятные ошибки, которые допускают при выполнении теста, а также при работе с электронными таблицами в программе Microsoft Excel. Тестирование позволяет:

1) более рационально использовать время урока;
2) охватить больший объем содержания;
3) быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала;
4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
5) обеспечить одновременную проверку знаний обучающихся всей группы и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;
6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок;
7) индивидуализировать работу с обучающимися;
8) развивать у обучающихся добросовестность и аккуратность; повы­шать интерес к предмету;
9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

На современном этапе обучения, применение заданий в форме тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ - тестов является очень актуальным.

В процессе обучения информатики использую интерактивную доску в качестве:

- демонстрационного экрана, на который можно вывести проектором всё, что угодно, взяв это изображение за «основу». «Поверх» этой основы можно рисовать и писать, как на обычной доске, специальным электронным пером. Всё написанное и нарисованное можно сохранить в виде файла на компьютере.

При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность учебного занятия за счет инновационной наглядности изучаемого материала, учебная мотивация обучающихся к изучению учебной дисциплины.

Таким образом, работа в направлении развития информационных технологий на учебных занятиях в значительной мере повышает мотивацию учения, что положительно влияет на качество образовательных достижений обучающихся и степени участия их в олимпиадах, конкурсах, проектах, общественной жизни техникума.

1. Куангалиев А. Б. Операционная система LINUX, как основа информационно-образовательной среды : мат-лы Междунар. конф. ММ ИТОН // Алма-Ата, 2005. С. 139-143.

2. Мелентьева Ю. П. Информационная грамотность, информационная культура и культура чтения: сопоставление терминов и понятий. URL: libconfs.narod.ru/2005/sl/sl_p19.htm.

3. Михайлов А. Н. Педагогические условия совершенствования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. - Н. Новгород, 2007.

4.Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К.Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.-816с.

© 2010-2022