Рабочая программа по информатике (9 класс)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа

по Информатике и ИКТ

для 9 класса

на учебный год























Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по информатике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей.

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Информатика- это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировозззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия: как информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом,чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Формы организации трудовой деятельности на занятиях:

  • Индивидуальная работа

  • Групповая работа

  • Коллективная работа

Формы контроля (предусматриваются на всех занятиях, исключая лекции):

  • Отчёты по практическим занятиям

  • Индивидуальные ответы

  • Беседы и диспуты

  • Тестирование

  • Самоконтроль

  • Взаимоконтроль

Содержание рабочей программы


Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

Межпредметные связи: физика (преломление и отражение лучей).

Практические работы: Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа с электронной почтой. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.

Информационное моделирование (5 часов)

Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере.

Межпредметные связи: математика (модели).

Практические работа: Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.


Хранение и обработка информации в базах данных (12ч.)

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных Назначение СУБД. Логические операции. Сложные условия поиска. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.
Межпредметные связи: математика (логические высказывания).

Практические работа: Проектирование однотабличной базы данных. Создание БД на компьютере. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Деловая графика.

Межпредметные связи: математика (системы счисления).

Практические работа: Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование, абсолютная и относительная адресация, использование встроенных математических и статистических функций, деловая графика, логические операции и условная функция, математическое моделирование с использованием электронных таблиц.

Управление и алгоритмы (10 часов)

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Язык блок-схем. Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

Межпредметные связи: математика (построение линейных алгоритмов).

Практические работа: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Работа с циклами.

Программное управление работой компьютера (12 часов)Алгоритмы работы с величинами: константы, перменные, основные типы, присваивание,ввод и вывод данных. Возникновение и назначение языка Паскаль. Операторы ввода и вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

Межпредметные связи: математика (вычисления с помощью алгоритма).

Практические работа: Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода,вывода, присваивания и простых ветвлений. Разработка программ обработки одномерных массивов.

Информационные технологии и общество (4 часа)

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Основы социальной информатики.

Межпредметные связи: история (возникновение ЭВМ), математика (история системы счисления)

Повторение (7 часов)

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

1

Передача информации в компьютерных сетях.

10

Контрольное тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях».

2

Информационное моделирование.

5

Контрольное тестирование по теме «Информационное моделирование».

3

Хранение и обработка информации в базах данных.

12

Контрольное тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

4

Табличные вычисления на компьютере.

10

Контрольное тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере.».

5

Управление и алгоритмы.

10

Контрольное тестирование по теме «Управление и алгоритмы».

6

Программное управление работой компьютера.

12

Контрольное тестирование по теме «Программное управление работой компьютера».

7

Информационные технологии и общество.

4

Контрольное тестирование по теме: «Информационные технологии и общество.»

8

Повторение

7

Итоговая контрольная работа.





Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса информатики и информационных технологий 9-го класса учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Передача информации в компьютерных сетях (10ч. )

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

  • Выполнения поиска информации в интернете.

Информационное моделирование (5 часов)

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания компьютерных информационных моделей

Хранение и обработка информации в базах данных (12ч.)

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания базы данных в одной из СУБД.

Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания электронной таблицы для несложных расчётов.

Управление и алгоритмы (10 часов)

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

составления линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Программное управление работой компьютера (12 часов)

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания несложных программ на я зыке Паскаль.

Информационные технологии и общество (4 часа)

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

организации индивидуального информационного пространства

Литература:

  1. Семакин И.Г,Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестаков Л.В. «Информатика и ИКТ»-9 кл., 2008

  2. Салымкина Н.Н. Построение текстовых заданий по информатике: методическое пособие М. Бином-2003.

  3. Кершан Б. Основы компьютерной грамотности. М : Мир-2006.

  4. Панкратов Л.П. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, компьютерные проекты. Петербург-2004.









Календарно-тематическое планирование

Предмет: Информатика и ИКТ

Количество часов в год 70 , в неделю 2.

Учебник: «Информатика и ИКТ » 9 класс И.Г. Семакин, И.Г, Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестаков Л.В.2008

Класс: 9

№ блока

Тема

Количество часов

Примерные сроки

Передача информации в компьютерных сетях (10 ч.)

1

Как устроена компьютерная сеть

1

06.09.11

2

Как устроена компьютерная сеть

1

08.09.11

3

Электронная почта и другие услуги сетей.

1

13.09.11

4

Электронная почта и другие услуги сетей.

1

15.09.11

5

Аппаратное и программное обеспечение.

1

20.09.11

6

Интернет и всемирная паутина.

1

22.09.11

7

Интернет и всемирная паутина.

1

27.09.11

8

Способы поиска в интернете.

1

29.09.11

9

Способы поиска в интернете.

1

04.10.11

10

Способы поиска в интернете. Контрольное тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях».

1

06.10.11

Информационное моделирование(5 ч.)

11

Что такое моделирование.

1

18.10.11

12

Графические информационные модели.

1

20.10.11

13

Табличные модели.

1

25.10.11

14

Информационное моделирование на компьютере.

1

27.10.11

15

Информационное моделирование на компьютере. Контрольное тестирование по теме «Информационное моделирование».

1

01.11.11

Хранение и обработка информации в базах данных.(12 ч.)

16

Основные понятия.

1

03.11.11

17

Что такое система управления базами данных.

1

08.11.11

18

Создание и заполнение баз данных.

1

10.11.11

19

Создание и заполнение баз данных.

1

15.11.11

20

Создание и заполнение баз данных.

1

17.11.11

21

Условия выбора и простые логические выражения..

1

22.11.11

22

Условия выбора и простые логические выражения.

1

29.11.11

23

Условия выбора и сложные логические выражения

1

01.12.11

24

Условия выбора и сложные логические выражения.

1

06.12.11

25

Сортировка, удаление и добавление записей.

1

08.12.11

26

Сортировка, удаление и добавление записей.

1

13.12.11

27

Контрольное тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

15.12.11

Табличные вычисления на компьютере(10 ч.)

28

Двоичная система счисления. Числа в памяти компьютера.

1

20.12.11

29

Что такое электронная таблица

1

22.12.11

30

Правила заполнения таблицы.

1

27.12.11

31

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

1

29.12.11

32

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

1

12.01.12

33

Деловая графика. Условная функция.

1

17.01.12

34

Логические функции и абсолютные адреса.

1

19.01.12

35

Электронные таблицы и математическое моделирование.

1

24.01.12

36

Электронные таблицы и математическое моделирование.

1

26.01.12

37

Имитационные таблицы и математическое моделирование. Контрольное тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере.».

1

02.02.12

Управление и алгоритмы.(10 ч.)

38

Управление и кибернетика.

1

07.02.12

39

Управление с обратной связью.

1

09.02.12

40

Определение и свойства алгоритма.

1

14.02.12

41

Графический учебный исполнитель.

1

16.02.12

42

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1

21.02.12

43

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1

28.02.12

44

Циклические алгоритмы.

1

01.03.12

45

Циклические алгоритмы.

1

06.03.12

46

Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

1

08.03.12

47

Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Контрольное тестирование по теме «Управление и алгоритмы».

1

13.03.12

Программное управление работой компьютера (12ч )

48

Что такое программирование.

1

15.03.12

49

Алгоритмы работы с величинами.

1

20.03.12

50

Линейные вычислительные алгоритмы.

1

22.03.12

51

Знакомство с языком Паскаль.

1

27.03.12

52

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

1

29.03.12

53

Программирование ветвлений на Паскале.

1

03.04.11

54

Программирование диалога с компьютером.

1

05.04.11

55

Программирование циклов.

1

17.04.11

56

Алгоритм Евклида.

1

19.04.11

57

Таблицы и массивы.

1

24.04.11

58

Массивы в Паскале.

1

26.04.11

59

Одна задача обработки массива. Контрольное тестирование по теме «Программное управление работой компьютера».

1

01.05.11

Информационные технологии и общество(4 ч.)

60

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

1

03.05.11

61

История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ.

1

08.05.11

62

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.

1

10.05.11

63

Контрольное тестирование по теме: «Информационные технологии и общество.»

1

15.05.11

Повторение (7 ч.)

64

Повторение.

1

17.05.11

65

Итоговая контрольная работа.

1

22.05.11

66

Повторение.

1

24.05.11

67

Повторение.

1

29.05.11

68

Повторение.

1

31.05.11

69

Повторение.

1

70

Повторение.

1



© 2010-2022