Методическая разработка «Порядок и хаос: визуализация числовых данных»

Методическая разработка представляет собой конспект урока по информатике "Порядок и хаос: визуализация числовых данных ( на примере создания диаграмм и графиков", а также материал для работы со смарт-доской и набор карточек и информационного материала необходимого для организации работы.Данный урок направлен получение предметных и метапредметных результатов. Предметные – умение строить столбиковые и круговые диаграммы; метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответству...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике в 5 классе

«Порядок и хаос: визуализация числовых данных

на примере создания диаграмм и графиков)».

Планируемые образовательные результаты:

предметные - умение строить столбиковые и круговые диаграммы;

-формировать умение «видеть» информацию, которую можно представить в виде диаграммы;

метапредметные - умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные;

личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;

2) сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

диаграмма: столбиковая; круговая.

Этапы урока.

1. Мобилизующий этап.

Карточка №1

-Ребята, сегодня я предлагаю вам оценить свою работу на каждом этапе урока.

-На столах лежит карточка №1 и полоски разных цветов.

-По окончанию каждого этапа урока, я попрошу вас подписать этап урока на карточке, а с помощью цветных полосок оценить свою работу. Если вам было все понятно, то приклеиваем полоски до буквы З и т.д.

а) все было понятно - зеленый
б) возникли трудности - желтый
в) было непонятно - красный.

2. Целеполагание

-На первом занятии мы обсудили наглядные формы представления информации.

Задание «Работа с вихрями» Интерактивная доска

-Распределите все изображения по вихрям «рисунок» и «схема».

- А данную картинку(диаграмма) куда следует относится ?

- Итак, куда же относится данная картинка?

- Что нам необходимо узнать, понять в течение урока, чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ, местоположение картинки?

Ответы детей (мои учебные задачи, которые я фиксирую на доске, а затем обобщаю):

= рассмотреть понятие «диаграмма», области применения диаграммы в жизни человека, назначение диаграмм, научиться создавать самим диаграммы

- Итак, на доске я зафиксировала ваши учебные задачи. Получается, что для разрешения трудности, которая возникла перед нами, нам НЕОБХОДИМО:

-рассмотреть понятие диаграмма

- назначение диаграмм в жизни (достоинства) как одной из наглядных форм

- создание диаграмм на компьютере

-В конце занятия мы вернемся к нашим задачам и проанализируем насколько удалось нам их решить и конечно же к картинкам.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ -№1

- Итак, для решения наших задач предлагаю вам разделиться на группы.

Работа в группах.

А. деление на группы (2мин)

-Обратите внимание на название групп и выберете ту группу, где вам бы хотелось поработать.

1 группа - Теоретики (девиз «Я всё знаю и найду знаниям применение в жизни…») рассмотреть понятие диаграмма, виды диаграмм, достоинства диаграммы

2 группа - Практики (девиз «Я всё сделаю с помощью компьютера…») Создание диаграммы по таблице

Б. озвучивание задания для каждой группы (КАРТОЧКА №2)

Вы менеджеры в фирме по продаже телефонов марки Apple iPhone. Приближается конец года и ваш генеральный директор попросил вас сделать отчет по продажам за последние 6 месяцев.

Генеральный директор ждет от вас всего одну картинку, на которой вы предоставите отчёт. Директор поставил перед вами вопросы, которые обозначены в техническом задании.

КАЖДОЙ ГРУППЕ РАЗДАЮ КАРТОЧКИ С ФОРМУЛИРОВКОЙ ЗАДАНИЯ.

В. Планирование деятельности в группе.

Уважаемые менеджеры, для быстрого и эффективного отчёта рекомендую….

-спланируйте свою деятельность в группе (т.е. какие шаги вы выполните для решения задачи - алгоритм работы указан в карточке)

-определите роли в группе:

- хранитель времени (контролирует время на выполнение задания)

-генератор идей (предлагает идеи решения задачи)

- докладчик (докладывает о полученных результатах работы)

Практики (представляют отчет в виде диаграммы)

- Сколько Apple iPhone 5S продано в течение 6 месяцев?

Теоретики.

- Доказать, что отчёт действительно было удобнее представить в виде диаграммы (понятие диаграммы), определить достоинства диаграммы для представления информации. Привести примеры диаграмм, с которыми встречаемся в жизни, их назначение как одной из наглядных форм представления информации.

Достоинство: позволяют сравнивать величины.

Г. Работа в группе по решению задач.

Д. Анализ полученных результатов.

-Сейчас каждая из фирм выступит с полученными результатами. Но слушая отчеты друг друга, вам необходимо заполнить «схему понятий».

КАРТОЧКА №3 СХЕМА ПОНЯТИЙ

-Итак, начинаем, группа практиков, расскажите, что у вас получилось - с опорой на план. 1. Формулировка задания 2. Решение о том, как его выполнить 3. Результат - что получилось - Демонстрируют диаграмму.

Группа теоретиков.

1. Формулировка задания 2. Решение о том, как его выполнить 3. Результат - что получилось.

-Итак,

Практики, как вы считаете, информация, представленная в такой форме, позволит генеральному директору оценить ситуацию - насколько успешно проходят продажи?

А теоретики нам доказали, что именно диаграмма позволила наглядно представить информацию.

- Какое ключевое слово вы использовали все, при обсуждении полученных результатов.

= диаграмма

-Сформулируйте тему занятия.

- У всех ли получилось заполнить схему понятий. Остался последний пункт, который мы заполним в конце урока.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ №2

3. Организационно-деятельностный этап (формировать умение визуализировать числовые данные).

1. Создание диаграммы на бланке по тексту учебника природоведение, 5 класс

- Достаньте учебники по природоведению стр. 61

-Можно ли представить данную информацию в виде диаграммы?









Карточка №4



Методическая разработка «Порядок и хаос: визуализация числовых данных»

Методическая разработка «Порядок и хаос: визуализация числовых данных»

Б. Практическая работа на компьютере.

- На рабочем столе найдите файл Озера. Что необходимо сделать в задании.

Название озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское озеро

127

Иссык-Куль

668

Ладожское озеро

225

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ

4. Подведение итогов урока.

- Итак, вернемся в начало урока.

ДОСКА - ЗАДАЧИ

-Вспомним задачи, которые вы поставили перед собой, удалось ли нам их решить?

-Если удалось, то куда же отнесем данную картинку?

-обратите внимание на последний пункт в схеме понятий

КАРТОЧКА №3. Заполните его.



5. Рефлексия.

- Обратимся к карточке №1, какие этапы урока вы выделили: постановка задач урока, работа по группам, практическая работа.

-Что получилось у вас на карточке? Проанализируйте полученные данные.

=диаграмма (линейчатая, столбчатая)

- Что необходимо сделать для того, чтобы красный цвет перевести в зелёный.

6. Домашнее задание

Представить семейный бюджет в виде диаграммы

Найти информацию о кассовых сборах фильмах….





© 2010-2022