Реферат «Ведущая идея моего педагогического опыта

Деятельность учителя невозможно представить без использования современных образовательных технологий. Первостепенное значение в своей педагогической работе придаю изучению и внедрению в образовательный процесс приёмов и методов передовых образовательных технологий, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения и обогащает учебный процесс как в  содержательном так и в мет...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ведущая идея моей педагогической работы

«Расскажи мне - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму
восточная мудрость»

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество учителя состоит в том, что он использует в своей работе то, что наработано педагогической наукой, но применяет к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Достижение поставленной цели вижу в оптимизации учебно - воспитательного процесса путем изучения, апробации и внедрения современных образовательных технологий.:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
    технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП);
    тренинговые технологии;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, технологии уровневой дифференциации; проблемного и развивающего обучения, метода проектов, технологии адаптивного обучения, информационно-коммуникативных технологий обучения.

В своей педагогической практике я выделяю шесть основных групп эффективных современных образовательных технологий.

1. Структурно-логические технологии

Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах "от простого к сложному", "от теоретического к практическому".

В качестве основы структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать активность учащихся. Системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.

Учащимся среднего звена я объясняю понятие "система". Система (греч. - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элемент системы - это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

Развитие системного мышления учащихся - процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия "Уровни организации жизни". Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления.

2. Информационно - коммуникационные технологии

Информационные - коммуникационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса. При изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий и предполагает использование специальных технических информационных средств. В процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:

  • работа с ЦОР и ЭОР;

  • лекции с мультимедийным сопровождением;

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

  • поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;

  • тренинги навыков с использованием компьютеров;

  • контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

3. Тренинговые технологии

В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА, а также навыков практической предметной деятельности.

4. Проектные технологии

Современное образовательное пространство немыслимо без интеграции проектных технологий и образовательного процесса. Проектная деятельность в работе учителя условно делится на проекты в рамках предметной учебной деятельности и общеобразовательные проекты, реализуемые во внеурочное время.

5. Игровые технологии

Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации.

На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке. В частности, учащиеся 9-го класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое "представление" помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы "интервью", в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице.

6. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. При этом следует руководствоваться высказыванием К.Д. Ушинского: «Опыт скопировать нельзя, можно взять на вооружение мысль, выведенную из опыта».

© 2010-2022