• Преподавателю
  • Информатика
  • Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций

Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели: Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Задачи:

Ознакомить со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов.

Научить записывать основные типы алгоритмов в виде блок-схемы.

Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.

Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность.

Учащиеся должны знать:

Назначение алгоритма и его определение

Формы представления алгоритма. Освоить основные алгоритмические конструкции

Представлять алгоритм в виде блок-схемы. Учащиеся должны уметь:

Приводить примеры алгоритмов;

Уметь применять их для построения блок-схем

Уметь составлять и записывать алгоритм одним из способов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «человек и информация»;

Осуществляется с помощью контрольной работы в форме теста, рассчитанной на 7-10 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Критерии итоговой оценки:

6-7 баллов - «удовлетворительно»

8-11 баллов - «хорошо»

12 баллов - «отлично»

(Тесты раздаются учащимся на листочках).

III. Актуализация знаний

Приходилось ли вам сталкиваться с понятием «Алгоритм»? если да, то где?

На интерактивной доске название темы «Алгоритмы»

Попытайтесь дать свое определение понятия «Алгоритм».

IV. Теоретический материал урока

Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу….). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

Пример дети:

Назовите последовательность действий заваривания чая;

Вспомните алгоритм построения радуги в графическом редакторе PAINT, которую рисовали в 5 классе.

Опишите последовательность действий, изображенных на интерактивной доске:

Достать воды из колодца «Журавль»

Приготовить суп

О происхождении слова "АЛГОРИТМ"

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми ( в переводе с арабского это означает "Мухаммед, сын Мусы из Хорезма"), сокращенно Ал-Хорезми.

Ал-Хорезми жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хорезми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами "Алгоризми сказал". С течением времени люди забыли, что Алгоритми - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами.

С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.

В настоящее время слово "АЛГОРИТМ" является одним из важнейших понятий науки информатики.

Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи называется алгоритмизация.

Мы постоянно сталкиваемся с этими понятиями в различных сферах деятельности. (Задается вопрос учащимся.)

Приведите примеры, где именно мы встречаемся с алгоритмами.

В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.

Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.

Каждый шофер должен знать правила дорожного движения

И т.д.

Сформулируем определение алгоритма и запишем его в тетради: Однозначно понимаемая последовательность действий приводящих к решению поставленной задачи за конечное время, называется АЛГОРИТМОМ.

Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства - компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать способы описания алгоритма:

Остановимся подробнее на графическом способе описания алгоритма.

В тетради запишем основные элементы блок-схемы:

- Начало, конец

- ввод, вывод данных

- операция, действие

- ветвление по условию

В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:

Линейный

Алгоритмы с ветвлением (ветвящийся)

Алгоритмы с повторением (циклический)

Остановимся подробнее на каждом из типов.

1. Линейный алгоритм

ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - действия выполняются друг за другом не зависимо ни от каких обстоятельств. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).

Приводятся примеры учащимися (Посадка дерева, заварка чая)

2. Ветвящийся алгоритм

В зависимости от того, выполняется или нет условие в точке ветвления, происходит выбор направления перехода к следующему элементу. Такой тип алгоритма называется ВЕТВЯЩИЙСЯ (определение записать в тетради, прочитать несколько раз).

Г. Остер. Вредные советы.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

То оставь подарок дома -

Пригодиться самому…

Г. Остер. Вредные советы.

Если вдруг дадут орехи,

Ссыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

3. Циклический алгоритм

ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - некоторые действия повторяются многократно, пока выполняется условие, стоящее в точке ветвления. Если условие принимает значение ложь, происходит выход из цикла. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).

В тетради составить блок-схему нахождения суммы целых чисел от 1 до 5 (Самостоятельно3-5 мин.)

Итог урока: задать ребятам вопросы после прохождения обучающего теста

Алгоритм включает в себя ветвление, если…

От любого исполнителя не требуется…

Алгоритм называется линейным, если…

Алгоритм называется циклическим, если…

Оценивание ученика. Домашнее задание прочитать параграф, выписать о самом главном.

© 2010-2022