Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях (3 курс)

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»



















Практическая работа №5

Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях



По учебной дисциплине ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт) в профессиональной деятельности


44.02.01. Дошкольное образование, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования







Автор-разработчик:

Осипова И.А., преподаватель











Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка


Работа предназначена для студентов, изучающих курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности», специальности 44.02.01. Дошкольное образование, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.


Цель: ознакомление студентов с видами ТСО, используемыми в ДОУ

Осваиваемые компетенции:


  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Ход работы:


  1. Работа с раздаточным информационным материалом, составление конспекта

  2. Доклад на группу по конспекту

  3. Ответ на вопросы к материалу

Вопросы:

Разд.1-9

  1. Какие ТСО используются в ДОУ?

  2. Определите плюсы и минусы каждого вида ТСО

  3. Описать использования презентации на примере конкретного занятия (на выбор)

Разд.10-14

  1. Аргументируйте точку зрения. Необходим ли воспитатель КИК (методист КИК) в ДОУ? В связи с какими функциями может возникнуть потребность в такой штатной единице? В каких случаях он не нужен?

Разд.15-18

  1. Предложить не менее трёх тем семинара для педагогов ДОУ, которые может провести воспитатель (методист) КИК

  2. Составить рекомендации для родителей по компьютерным играм дома

Разд.19-23

  1. Составить структуру занятия любой тематики с использованием компьютера

Материалы для студентов (подборка)


Раздаточный материал 1.

Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях


До сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Первоначально закладывалось использовать компьютер для ознакомления с его функциональным предназначением, далее появилась необходимость в применении ИКТ на занятиях и при работе с родителями.

Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт - усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками. Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряжённая длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируется произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 квадратных метров на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. В данном помещении необходима ежедневная влажная уборка.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы - память, внимание, восприятие, воображение.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей.




Раздаточный материал 2.

Виды ТСО, используемые в работе ГБДОУ


Использование экранных средств на занятиях

Диафильмы для детских садов различаются не только содержанием, но и композицией. Фрагментарное построение обеспечивает «порционную» подачу экранной информации, соответствующей теме и задачам одного занятия. В диафильмах для детских садов наряду с традиционным, информационным методом изложения материала, когда знания сообщаются дошкольникам в готовом виде, сделаны попытки излагать знания проблемно. Такие диафильмы предусматривают организацию самостоятельной работы дошкольников над различными познавательными задачами. В связи с этим разнообразны и формы работы с диафильмами, и учебные ситуации, где применение их особенно эффективно. Диафильм является, как показали исследования психологов, наиболее целесообразным видом экранных средств обучения в детских садов.

Дошкольники значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамичное в кинофильме. Понимание кадров кинофильма требует развитого абстрактного мышления и наличия определенных навыков восприятия. Статичный экранный материал осознается легче, во-первых, потому, что экспонирование каждого кадра практически не ограничено во времени. Это позволяет дошкольникам внимательно, не торопясь, рассмотреть все детали экранного изображения. Во-вторых, экранное статичное изображение по своим выразительным качествам (яркость, образность, динамичность, четкость изображения), по размерам проекции в значительной степени превосходит обычную настенную картину. За счет этого фактора усиливается активность детей в процессе описания, анализа или обобщения, ведущихся на материале экрана.

Использование телепередачи на занятиях

Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к выяснению связей главного с второстепенным.

Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.

Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации. Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро, недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.

Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.






Раздаточный материал 3.

Виды ТСО, используемые в работе ГБДОУ


Применение радио и звукозаписи в работе с детьми

Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе. Применительно к учебным задачам детского сада их условно можно подразделить на следующие группы:

Передачи, связанные с занятиями по развитию речи. Это прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Музыкально-образовательные передачи. Могут быть использованы воспитателем на уроках пения и в свободной деятельности.

Занятие с использованием радио может быть построено по-разному, но чаще имеет трехчастную структуру (введение, непосредственное слушание передачи и заключительная часть). В детском саду при включении в занятие радиопередачи очень важен «установочный момент». Перед слушанием, особенно в первое время, нужно напомнить ребятам правила поведения во время передачи.

Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей

В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мульдимедийных средст. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация - это красивый, наглядный показ какой-либо информации.

Мультимедийные презентации с использованием компьюторов или проекционных экранов всё чаще можно увидеть в самых разных дошкольных учреждениях. Презентация с использованием графики, видеопрезентации требуют от современного педагога обладать некоторыми навыками в работе с техникой и умения обращаться с некоторыми программами для редактирования и воспроизведения презентаций. Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.
Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Работа с родителями - еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций « Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.








Раздаточный материал 4.

Виды ТСО, используемые в работе ГБДОУ


Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей

Методические рекомендации по созданию презентации к занятию в программе Power Point

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию занятия; определить место презентации в занятии.

Если презентация станет основой занятия, его "скелетом", то необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание мультимедийного материала (схемы, таблицы, иллюстрации, аудио - и видео - фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии со структурой занятия, в программе Power Point.

Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случаи, нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания детям.

Если слайды по смыслу будут следовать один за другим - это линейная презентация.
Если Вы задумали, что по сценарию презентации от некоторых слайдов будут отходить «ветви» из дополнительных слайдов (для конкретизации), то это нелинейная презентация. Для неё нужно начертить схему (последовательность слайдов и связи между ними). В презентации такие «ветви» от основных слайдов реализуются с помощью гиперссылок. А технология такого нелинейного текста называется гипертекстом. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть построено занятие целиком, должны преобладать другие методические приёмы.

Основные приемы создания и оформления презентации
• Выбор шаблона
• Цветовое оформление фона
• Выбор разметки слайдов
• Введение текста
• Вставка рисунка
• Применение анимации
• Присоединение музыкального и видео-файла
• Создание гиперссылки

ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДА
• Красный - повышает эмоциональный фон
• Желтый - снижает внимание
• Серый - возрастает тревожность
• Коричневый цвет - влияет на давление
• Фиолетовый цвет - хуже запоминают материал
• Черный - не использовать как фон



Раздаточный материал 5.

Виды ТСО, используемые в работе ГБДОУ


Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей

Методические рекомендации по созданию презентации к занятию в программе Power Point

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию занятия; определить место презентации в занятии.

Если презентация станет основой занятия, его "скелетом", то необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание мультимедийного материала (схемы, таблицы, иллюстрации, аудио - и видео - фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии со структурой занятия, в программе Power Point.

Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случаи, нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания детям.

Если слайды по смыслу будут следовать один за другим - это линейная презентация.
Если Вы задумали, что по сценарию презентации от некоторых слайдов будут отходить «ветви» из дополнительных слайдов (для конкретизации), то это нелинейная презентация. Для неё нужно начертить схему (последовательность слайдов и связи между ними). В презентации такие «ветви» от основных слайдов реализуются с помощью гиперссылок. А технология такого нелинейного текста называется гипертекстом. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть построено занятие целиком, должны преобладать другие методические приёмы.

Основные приемы создания и оформления презентации. Заголовки текста:
1. В едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится
3. Анимация, как правило, не применяется.

• Размер и цвет шрифта:
-заголовок - от 36;
- основной текст - от 24
• Текст
• Обычный текст без маркеров списка


Наглядность
- узнаваемость;
- динамика;
- продуманный алгоритм видеоряда;
- оптимальный размер;
- оптимальное количество.



Раздаточный материал 6.

Виды ТСО, используемые в работе ГБДОУ


Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей

Методические рекомендации по созданию презентации к занятию в программе Power Point

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию занятия; определить место презентации в занятии.

Если презентация станет основой занятия, его "скелетом", то необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание мультимедийного материала (схемы, таблицы, иллюстрации, аудио - и видео - фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии со структурой занятия, в программе Power Point.

Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случаи, нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания детям.

Если слайды по смыслу будут следовать один за другим - это линейная презентация.
Если Вы задумали, что по сценарию презентации от некоторых слайдов будут отходить «ветви» из дополнительных слайдов (для конкретизации), то это нелинейная презентация. Для неё нужно начертить схему (последовательность слайдов и связи между ними). В презентации такие «ветви» от основных слайдов реализуются с помощью гиперссылок. А технология такого нелинейного текста называется гипертекстом. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть построено занятие целиком, должны преобладать другие методические приёмы.

Основные приемы создания и оформления презентации

ВСТАВКА РИСУНКА
Применение анимации
Анимация: добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта. Например, можно создать элементы текстового списка, влетающие на страницу слева по одному слову.

Оправдано использование анимации:
• если объясняется какой-либо процесс;
• если нужна задержка, например, для вывода подсказки или ответа;
• если надписи появляются по мере объяснения материала и т.д.
Если для детей используем игровую мотивацию (сказочный анимированный герой, один на слайде).














Раздаточный материал 7.

Виды ТСО, используемые в работе ГБДОУ


Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей

Методические рекомендации по созданию презентации к занятию в программе Power Point

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию занятия; определить место презентации в занятии.

Если презентация станет основой занятия, его "скелетом", то необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяем содержание мультимедийного материала (схемы, таблицы, иллюстрации, аудио - и видео - фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии со структурой занятия, в программе Power Point.

Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случаи, нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания детям.

Если слайды по смыслу будут следовать один за другим - это линейная презентация.
Если Вы задумали, что по сценарию презентации от некоторых слайдов будут отходить «ветви» из дополнительных слайдов (для конкретизации), то это нелинейная презентация. Для неё нужно начертить схему (последовательность слайдов и связи между ними). В презентации такие «ветви» от основных слайдов реализуются с помощью гиперссылок. А технология такого нелинейного текста называется гипертекстом. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть построено занятие целиком, должны преобладать другие методические приёмы.

Основные приемы создания и оформления презентации

Требования к видео и звуковому оформлению
Звук:
- шумовой эффект;
- звуковая иллюстрация;
- звуковое сопровождение.

Фильм:
- ограничение по времени;
- обратная связь со слушателями.

Эффект достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:

а)информационная насыщенность;

б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д)реальность отображения действительности;

е)выразительность, богатство изобразительных приёмов, эмоциональная насыщенность.






Раздаточный материал 8.

Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.




Раздаточный материал 9.

Требования к организации компьютерного обучения:

1. Дошкольное учреждение, приобретающее компьютерно - игровой комплекс (КИК), должно иметь в штате воспитателя - методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе.

2. Для оборудования компьютерно-игрового комплекса должны быть выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, а также зал для психологической разгрузки. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.

3. Требования к компьютерному залу.
3.1. Площадь зала должна быть достаточной для размещения 6 - 8 компьютеров 5-6 м2 на каждую ЭВМ.
3.2. Стены и потолок должны быть окрашены в пастельные тона и иметь матовую фактуру без блеска и бликования. Нежелательна декоративная роспись, контрастирующая с пастельными тонами стен и потолка.
3.3. Покрытие пола должно обладать антистатическими свойствами. Это могут быть деревянные полы, покрытые специальным линолеумом.
3.4. Освещение рекомендуется оборудовать слева по отношению к ребенку, сидящему за компьютером. Нельзя допускать, чтобы дети наблюдали за изображением в условиях бликования или слабой освещенности экрана.
Освещение зала - в пределах 400 люкс, рабочего места ребенка - 250 люкс.
3.5. В компьютерном зале необходима хорошая вентиляция воздуха.
3.6. Суммарное время, проводимое за компьютером, не должно превышать 15 минут в неделю на одного ребенка.

4. Требования к игровому залу.
4.1. Игровой зал должен иметь площадь не менее 40 м2
4.2. Стены и потолок должны быть окрашены в цвета, гармонирующие с общей цветовой гаммой компьютерного зала.
4.3. Игровой зал оснащается средообразующими модульными предметами, игровым оборудованием для сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических, дидактических игр, конструирования, изобразительной деятельности и пр.
4.4. В зале не должно быть излишней декоративности, обилия растений, игровых тематических зон.

5. В непосредственной близости от компьютерного игрового зала необходимо иметь площадку для активных движений. Это может быть обычный физкультурный зал, помещение для музыкальных занятий, комната, оборудованная по типу мини-стадиона, и т. п. Важно, чтобы были созданы все условия для укрепления здоровья детей, развития движений.











Раздаточный материал 10.


КОМПЬЮТЕР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Система КИК - компьютерный игровой комплекс, используемый в ДОУ

Основные виды деятельности педагога КИК в ДОУ:

Воспитательно-образовательная - осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений, создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка; организация содержательной жизни детей и руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, общения), осуществление личностно ориентированного подхода в работе с детьми на основе изучения ребенка, анализа обученности и воспитанности и проектирования развития его личности; обеспечение охраны жизни и здоровья детей; осуществление здоровьесберегающей функции деятельности педагога; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения.

Учебно-методическая - планирование воспитательно-образовательной работы на основе изучения образовательных программ, учебно-методической литературы, преобразования информации в форму, доступную дошкольникам; проектирование воспитательно-образовательной деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Социально-педагогическая - консультативная помощь в овладении родителями практически значимых для них положений дошкольной и семейной педагогики, психологии и методики воспитания детей дошкольного возраста; создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром, защита интересов и прав детей.

Педагог КИК должен знать:


  • основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека, Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании»);

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

  • основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;

  • особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий;

  • инструктивные документы по вопросам охраны жизни и здоровья ребенка и способы обеспечения безопасности его жизнедеятельности;

  • возможность применения новых информационных технологий в дошкольном образовании;

  • методическую систему обучения детей компьютерным играм.

Педагог КИК должен уметь:


  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей;

  • организовывать содержательную жизнь детей;

  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;

  • взаимодействовать с дошкольником, изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;

  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;

  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе, и родителями;

  • пользоваться компьютерной техникой и техническими средствами обучения, внедрять новые информационные технологии в практику работы ДОУ;

  • организовывать работу с компьютерными играми;

  • составлять методические рекомендации к компьютерным играм;

  • владеть умениями самообразования и самовоспитания.


Раздаточный материал 11.

КОМПЬЮТЕР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Требования к общей психолого-педагогической, профессиональной подготовленности

специалиста


  1. Знание программы воспитания и обучения в детском саду, альтернативных программ развития детей дошкольного возраста.

  2. Готовность педагога к проведению компьютерной игры:

а) умение определить готовность детей к компьютерной игре и подготовить их;

б) умение подготовить предметно-игровую среду с учетом содержания занятия;

в) умение поставить игровую задачу, ввести детей в конкретную игровую ситуацию;

г) умение организовать самостоятельную деятельность детей за компьютером.

  1. Способность применять в ходе занятия разнообразные педагогические приемы, оценивать их эффективность.

  2. Умение использовать разные формы организации работы с детьми: фронтальные, с подгруппой, индивидуальные.

  3. Знание и умение использовать разные типы занятий: комплексное - комбинированное (например, занятие по ознакомлению с окружающим организуется в компьютерном игровом зале и зимнем саду); интегрированное - объединение разных видов занятий, связанных одной тематикой, и др.

  4. Умение выбирать оптимальный для различных ситуаций стиль общения с детьми.

  5. Степень творчества в работе с детьми:

  • грамотное использование предложенной (готовой) методики со всеми подгруппами (низший квалификационный уровень);

  • вариантное использование существующих методик;

  • создание оригинальных методик;

  • создание оригинальной системы работы с детьми (высший квалификационный уровень).

  1. Умение увидеть, проанализировать и оценить особенности поведения всех детей, каждого ребенка и своевременно учитывать их в текущей работе с детьми.

  2. Умение переключать детей на другие виды деятельности.

  3. Грамотное оформление документации и ее целесообразное применение в текущей работе.

  4. Умение работать с воспитателями, методистами, администрацией и другими специалистами детского сада.

  5. Проведение систематической работы с родителями: а) подготовительная работа (снятие психологического барьера); б) консультативная работа; в) родительские собрания; г) открытые занятия.

  6. Повышение квалификации, самообразование.





Раздаточный материал 12.

КОМПЬЮТЕР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Требования к владению техническими программными средствами


  1. Знание правил техники безопасности.

  2. Знание состава и технических характеристик персонального компьютера: дисплей, клавиатура, память, процессор, принтер, дисковод, «мышь» и т.д.

  3. Наличие практических навыков работы с клавиатурой.

  4. Умение выполнять основные операции:

  • запуск программ;

  • создание каталогов;

  • копирование программ;

  • удаление программ и каталогов;

  • пользование антивирусными программами;

  • оценка свободного места на диске.

  1. Знание программно-методических средств для детей (ПМС «КИД/Малыш» и др.), их состава, назначения, дидактических целей, принципов систематизации и основных характеристик.

  2. Знание функционирования (правил использования) программ для детей.

  3. Ориентация в возможностях программно-технических средств компьютера.

  4. Владение различными программными средствами общего назначения (текстовой редактор, электронная таблица, графический редактор, сетевое программное обеспечение, антивирусные программы).

  5. Умение пользоваться средствами НИТ (принтер, дисковод, магнитофон, видео и др.).


  1. Знание общих требований к помещению:

    • состав воздуха;

    • освещенность;

    • влажность;

    • ориентация помещения;

    • площадь;

    • электромагнитные поля;

    • размещение индивидуальных детских компьютерных мест;

    • дизайн помещений и элементы оформления интерьера и предметной среды;

    • покрытие пола.


  1. Соблюдение временных норм и режимов проведения занятий:

а) знание основных оцениваемых параметров дисплея компьютера:

  • размер экрана;

  • разрешающая способность;

  • блесткость;

  • цветность;

  • величина пятна;

  • наличие антибликового покрытия.

б) знание характеристики индивидуального детского места:

  • удаленность глаз ребенка от экрана;

  • оптимальная поза.


Раздаточный материал 13.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ С УЧЕТОМ ПРАВИЛ И НОМАТИВОВ СанПиН

Компьютер в дошкольном учреждении - ядро развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее и игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система. Поэтому компьютеру отводится в новом подходе системообразующая роль. Такой подход к использованию персонального компьютера в ДОУ получил название «Компьютерно-игровой комплекс для дошкольников» - КИК.

КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования. В идеале КИК включает в себя компьютерный зал, игровой зал, спорткомплекс и комнату психологической разгрузки (зону релаксации).

Компьютерный зал

- Для компьютерного зала выделяется отдельное помещение с естественным освещением из окон, выходящих на север, северо-восток, которое хорошо проветривается или имеет систему кондиционирования. Компьютерный зал должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенный уровень шума (например, музыкальный зал) (СанПиН п. 4).

- В состав КИК обычно входят 4 - 7 компьютеров для индивидуальных мест дошкольников (ИМД) и 1 компьютер - для индивидуального места педагога (ИМП) (СанПиН п. 8.4).

- Площадь компьютерного зала составляет 25 - 50 кв.м из расчета 5 - 6 кв.м на одно место с компьютером (СанПиН п. 4.5).

- Для установки компьютера используется специальная мебель: для каждого ПК - это стол и регулируемый стул. Стулья должны быть отрегулированы, иметь опору для спинки ребенка и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана монитора (или 2/3 его высоты) (СанПиН п. 8.4).

- Оптимальное расстояние от глаз до экрана - в пределах 60 - 70 см (СанПиН п. 8.11.13).

- Расстояние между компьютерными столами не менее 60 см, не менее 1 м от отопительных приборов и 80 см от стен (СанПиН п. 8.1.2).

- Индивидуальные места дошкольников должны располагаться периметрально, экранами внутрь помещения, с подводкой электропитания и кабеля локальной сети к задней панели, располагающейся к стене, в соответствии с требованиями безопасности (СанПиН п. 8.1.1).

- Поверхность пола должна быть ровной, нескользкой, удобной для очистки, обладать антистатическими свойствами; ковровые покрытия не допускаются (СанПиН п. 4.16).

- Стены до потолка (или на высоту панелей) окрашиваются в пастельные тона. Не допускается использование в оформлении зала черных, красных, оранжевых красок

- На окнах однотонные жалюзи в тон стен. Помимо эстетической, шторы несут еще и гигиеническую нагрузку: полностью закрывают оконный проем (в случае надобности) и рассеивают солнечный свет, а также поглощают шум. Запрещается применение для окон темных занавесей. Стены, шторы, цвет мебели и компьютеров - все должно гармонировать друг с другом. Это важное условие для психологического комфорта ребенка при работе за компьютером

- Системный блок компьютера устанавливается внутри стола, либо на верхнюю столешницу (в зависимости от конструкции стола). Монитор - только на верхнюю столешницу, перед ним кладется клавиатура так, чтобы перед ней было место для опоры свободно лежащих предплечий рук ребенка (для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса)

- Оптимальные параметры температуры - +19 …+20°C, относительная влажность воздуха - 62 - 55%. При температуре наружного воздуха не ниже 10°С занятия с применением компьютера проводятся при открытых фрамугах

- Для улучшения микроклимата компьютерного зала хорошо (при наличии места) разместить в нем цветы и аквариум.

- В компьютерном зале ежедневно делается влажная уборка, вытирается пыль с компьютеров, особенно с экранов мониторов и дважды в неделю проводится уборка пылесосом



Раздаточный материал 14.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ С УЧЕТОМ ПРАВИЛ И НОМАТИВОВ СанПиН

КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования. В идеале КИК включает в себя компьютерный зал, игровой зал, спорткомплекс и комнату психологической разгрузки (зону релаксации).

Игровой зал

Его предназначение - подготовка к осмысленной игре на компьютере. Чтобы управлять компьютерной игрой, надо понимать, что означают знаки, обобщенные символы, используемые в игре. В игровом зале дети учатся обобщать, а затем обозначать целый класс предметов каким-то одним символом, т.е. учатся замещать реальный предмет абстрактным в соответствии с правилами игры.

- Игровой зал специально оснащается обобщенной игрушкой: это всевозможные конструкторы, предметы-заместители (веревочки, проволока, куски материи и т.д.), а также машины, звери и куклы, которые не «наталкивают» на конкретное однозначное их применение. Например, такие, как знаменитое «ничто» - мягкая, прямоугольной формы подушка, обшитая лохматым мехом, - она одновременно может быть «всем», во что захочет превратить ее фантазия ребенка. Хороши для этой цели самодельные куклы, выдержанные в национальном фольклорном стиле, с учетом лучших традиций народной игрушки.

- В игровом зале размещается игровое оборудование: средообразующие модели разных форм и разного цвета из мягкого материала, пластмассы, дерева; игровые стенки с дидактическими и проектными играми, многосекционные игровые ширмы или кладовые для хранения игрушек, мебель-игрушку, мягкую стелющуюся мебель для сидения, лежания между играми.

- Желательно предусмотреть 6-8 удобных рабочих мест для изобразительной деятельности, конструирования, дидактических настольных игр.

- Роспись стен игрового зала может быть более динамичной, яркой, чем в компьютерном зале, но она должна сочетаться с оформлением компьютерного зала по стилю.

- Площадь игрового зала - 24 - 40 кв.м. (СанПиН п. 4.12).

Спортивная зона

Ее назначение - снять усталость ребенка после напряженной умственной работы специальными физическими упражнениями, активизировать и нормализовать дыхание и кровообращение. Применение спортивного инвентаря, пособий и спорткомплекса позволяет педагогу незаметно для ребенка соединить в сюжетно-единой игре компьютерный и спортивный залы, умственное и физическое развитие.

Зона релаксации

Комната или зона психологической разгрузки (релаксации) - уютно оформленная комната с обязательным естественным освещением. Ничто так не приводит в порядок все наши органы чувств, как близость к природе. Поэтому рекомендуется оборудовать эту комнату по типу зимнего сада, где жили бы и животные (птицы, рыбы, черепахи). Желательно иметь в ней магнитофон с хорошей фонотекой.

Эта комната пригодится и для начала занятий в КИК, чтобы собрать внимание детей, настроить их на работу с ПК и, конечно же, чтобы снять психологическую нагрузку после работы на ПК.

При такой организации оборудование КИК в целом будет отвечать необходимым физиологическим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям, обеспечивает безопасную и комфортную деятельность детей.



Раздаточный материал 15.

РАБОТА ПЕДАГОГА КИК С ПЕРСОНАЛОМ ДОУ

Одним из направлений работы педагога КИК является его деятельность, связанная с установлением содержательных деловых контактов с воспитателями, руководством ДОУ и разными специалистами (психологом, музыкальным руководителем, специалистом по изодеятельности и др.).

В первый год освоения компьютеров в ДОУ возникает необходимость не только в конкретной работе над компьютерными программами, но и в более широком знакомстве педагогического коллектива с вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования. Чтобы ускорить внедрение компьютера в жизнь ДОУ, семинары можно проводить 2 раза в месяц, затем примерно 1 раз в месяц.

Возможные темы семинаров:

  • «Проблемы компьютеризации дошкольного образования в нашей стране и за рубежом».

  • «Программно-техническое обеспечение педагогического процесса».

  • «Компьютерно-игровой комплекс в условиях ДОУ».

  • «Развитие творческого воображения с помощью компьютерных программ и вне их».

Общие цели и задачи семинарских занятий:

Создание научной концепции использования НИТ в системе дошкольного образования, разработка программно-методических комплексов НИТ по различным разделам программы дошкольного воспитания.

Пример одной из тем семинаров.

Тема: «Программно-техническое обеспечение педагогического процесса».

Цель. Ознакомление с программно-техническими средствами для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования.

На семинаре-практикуме раскрываются основные сведения о компьютере и его устройстве, но основной акцент сделан на особенностях использования технических возможностей компьютера как нового специфического средства деятельности ребенка. Дается краткий обзор новейших компьютерных технологий (системы мультимедиа, информационные сети и пр.) и приводится характеристика важнейших технических средств и программных компонентов, которые нужно знать специалистам дошкольного образования. Педагоги знакомятся с функциональными возможностями таких программ общего назначения, как текстовой редактор, электронная таблица, графический редактор и т.п. Излагаются основы технологии разработки детских развивающих и обучающих компьютерных программ, поясняется, какие именно психолого-педагогические, эргономические и технические факторы следует учитывать при создании компьютерных программ для малышей.

Систематическая связь с воспитателями осуществляется и путем индивидуальных консультаций, бесед в связи с перспективным и календарным планированием. Для изучения специфики группы целесообразно понаблюдать за поведением детей и стилем общения с воспитателем на занятиях, в повседневной жизни. Это позволяет определить подгруппы детей для занятий на компьютере, найти связующие звенья в педагогическом подходе к детям разных групп.

Для методического кабинета ДОУ требуется подготовить основные материалы по КИК (картотека программ, дидактические игры и др.), которые воспитатели могли мы использовать в любое время.

При умело поставленной планомерной работе компьютер довольно скоро перестает быть «инородным» телом в ДОУ, а педагог КИК - «чужим». Работа с педагогическим коллективом позволяет установить общие подходы в воспитательно-образовательной работе с детьми.






Раздаточный материал 16.

РАБОТА ПЕДАГОГА КИК С РОДИТЕЛЯМИ

Еще одно направление деятельности педагога КИК - работа с родителями. Согласно плану работы дошкольного учреждения, для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся в КИК, организовываются собрания в компьютерном зале. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др., как они помогают готовить ребенка к школе. При этом подчеркивается, что родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагается конкретная помощь, даются советы. В конце года с помощью анкетирования проводится опрос (любят ли дети КИК, о какой игре вспоминают, какая помощь нужна ребенку и т.д.), делается вывод: охотно ли дети занимаются в КИК, делятся ли впечатлениями с родителями, стали ли привычны компьютерные игры родителям.

Рекомендации для родителей

Компьютерные игры для детей имеют важное значение. Прежде всего, они помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы.

Выбирайте жанр игры в соответствии с возрастом и характером ребенка. То, что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, - достаточно очевидно. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть.

Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим - активные, динамические. Надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить игру.

Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных игр. По окончании первого этапа освоения компьютера дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. Спокойно объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

Выбирайте продолжительность игры в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры есть свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной. Наиболее напряженные игры имеют деление на уровни и эпизоды. Если отдельный эпизод напряженной игры длится 3 - 5 минут, то в какую игру могут играть младшие школьники. Если отдельный эпизод может затянуться до получаса, то в такую игру стоит играть только старшеклассникам. Прерывать игру ребенка до завершения эпизода не стоит - человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

Используйте игры, за которыми ребенку интересно смотреть со стороны. Вполне естественно, что дети хотят играть больше, чем это целесообразно делать. В таких случаях можно использовать некоторые игры, за которыми дети охотно наблюдают со стороны. При этом они получают удовольствие и не испытывают психологических перегрузок. Такие «семейные» игры надо подбирать особо.

Например, дети охотно смотрят со стороны, как взрослые играют в авиаимитаторы. Сцены воздушных боев доставляют им удовольствие. Но попробуйте заменить авиационный имитатор на автомобильный, и эффект будет противоположным. Дети будут нервничать, потому что им самим хочется управлять автомобилем.

На роль «семейных» игр очень хорошо подходят игры адвентюрные и ролевые. Дети готовы смотреть их, как мультфильмы. Эти игры могут быть чрезвычайно продолжительными, и сеансы семейной игры можно заранее планировать на выходные дни.



Раздаточный материал 17.

РАБОТА ПЕДАГОГА КИК С РОДИТЕЛЯМИ


Рекомендации для родителей

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем в развлекательные игры. Важнейшая особенность компьютерных игр состоит в том, что в их основе лежат математические модели реальных устройств или процессов. В этом смысле игра с компьютером часто может рассматриваться как лабораторная работа, не имеющая аналогов. Например, не существует лабораторных работ по истории и географии, но в компьютерных играх вполне можно заниматься виртуальным моделированием истории или изучать географию на практических моделях.

Многие компьютерные игры развивают в детях навыки проведения исследований. Обучение исследовательской работе обычно выходит за рамки школьных программ. Даже в вузах достаточно редко преподают теорию проведения научных исследований, оставляя эту область для аспирантуры. В компьютерных играх к исследовательской работе дети приобщаются очень рано, причем этого совершенно не замечают. В этот момент учителям и родителям важно поддержать такие навыки, как умение получать информацию, правильно ее анализировать и интерпретировать, делать из нее выводы и создавать гипотезы, уметь ставить проверочные эксперименты, делать выводы из их результатов и планировать дальнейшие действия. Наилучшим образом это достигается, когда взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим, и решают эти проблемы вместе с ним.

Для того чтобы поддержать юного исследователя, совсем не обязательно знать заранее решение игровых проблем. Вполне достаточно обратить его внимание на необходимость что-то проверить или что-то уточнить. При изучении новой программы, неважно, игровой или прикладной, всегда надо руководствоваться девизом: «Все, что может быть проверено, должно быть проверено». Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в детстве непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в старшем возрасте. Часы и дни, потраченные на компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем. Но, как и во всяком прочем деле, важен баланс.

Обязательно присмотритесь к содержанию игры. Вы узнаете, есть ли в игре элемент исследования, поговорив с ребенком и задав несколько вопросов:

«Как удалось тебе сделать это?..»

«Как ты до этого додумался?..»

«Ты не проверял, нет ли здесь какого-нибудь тайника или хитрости, которую ты не заметил?..»

Аккуратно используйте звуковое сопровождение. Звуковое сопровождение в играх - это тема отдельного разговора с ребенком. Дети любят, чтобы звук был громким. Во многих играх, особенно в аркадных, звук имеет особое значение. Грохот разрывов снарядов и ракет способен доставить не меньшее удовольствие, чем красивая графика на экране. В тех играх, где это важно, стоит пойти ребенку навстречу и потерпеть громкие звуки, даже если они очень неприятны. Но ребенок, в свою очередь, должен понимать, что игра не должна быть бесконечной и через 10 - 15 минут надо завершить эпизод и выключить компьютер. В спокойных и продолжительных играх звук не играет решающей роли, и его громкость можно уменьшить до минимального без потери содержательности игры. В этом случае можно также использовать наушники.

Обратите внимание на систему управления игрой. Жанр игры и продолжительность сеанса могут зависеть от того, чем оснащен компьютер. Если у вас есть только клавиатура и мышь, некоторые игры не стоит рекомендовать. Для авиаимитаторов желателен джойстик. Для спортивных имитаторов джойстик или геймпад не просто желательны, а необходимы. Для автомобильных имитаторов джойстик необходим, но не достаточен. Лучше иметь специальное устройство управления со штурвалом и педалями. Для аркадных игр джойстик или геймпад желательны, хотя без них можно обойтись, если сократить общую продолжительность игры.

При наличии удобного устройства управления значительно снижается нагрузка на играющего, и продолжительность игры может быть немного увеличена.





Раздаточный материал 18.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР


  1. Интерактивность. В отличие от таких «пассивных» средств, как телевидение или радио (точнее, их можно назвать «односторонне активными»), компьютер - средство «интерактивное». Ребенок сам активно управляет игрой, опосредованно (через клавишные или иные средства ввода информации) воздействуя на экранные образы, и получает в ответ реакцию в виде графических, текстовых или звуковых сообщений.

  2. Программирование клавиатуры. В детских программах эффективно используется возможность назначать произвольные функции отдельным кнопкам клавиатуры. При этом обработка нажатий на отдельные клавиши или блокирование нажатий осуществляются программным путем с помощью средств собственно игровой программы. Тем самым появляется возможность дать детям управлять сюжетом игры путем нажатия тех или иных клавиш и при этом автоматически контролировать правильность нажатия.

  3. Универсализм. Компьютер меняет назначение (функциональное назначение, смысл) при смене программы. Меняя «мягкую» (software - программное обеспечение) начинку в жесткой (hardware - аппаратные средства) компьютерной оболочке, мы получаем каждый раз как бы новое игровое средство со своими особыми параметрами и свойствами.

  4. Системность. Поскольку компьютер применяется в органичном сочетании с остальными средствами развития ребенка, наиболее эффективными с этой точки зрения являются такие компьютерные игры, которые или непосредственно соотносятся с играми некомпьютерными, или позволяют включить компьютерную игру в разнообразные формы игровой и иной деятельности (учебной, конструкторской, музыкальной, трудовой, речевой и т.д.) детей дошкольного возраста.

  5. Вариативность содержания. Благодаря наличию в компьютере возможности генерации случайного числа с помощью программно или аппаратно реализованного датчика, становится реальным формирование таких игр, в которых количество и разнообразие дидактического материала весьма велико. В таких программах «предъявление» дидактического материала ведется как бы самим компьютером либо случайным образом, либо по заранее предусмотренному алгоритму (на самом деле, естественно, элементы материала закладываются программистом в содружестве с педагогом, художником, психологом и другими специалистами - создателями программ). Такой подход к «программируемому» формированию дидактического материала позволяет воспитателям и методистам детского сада освободиться от значительной по объему рутинной работы по подготовке этого материала для занятий с детьми.

  6. Адаптивность. В компьютерной программе предусматривается запоминание информации, введенной ребенком в ходе игры. Это могут быть коды нажимаемых клавиш, время между нажатием и т.д. За счет накопления и автоматической обработки в программе этой информации существует возможность объективного учета индивидуальных особенностей ребенка. Анализируется введенный ребенком ответ или серия ответов. Тем самым, программа «подстраивается» под конкретного ребенка, предъявляя ему задания в удобном для него темпе и соответствующего уровня сложности.

  7. Моделирование. Известно, что компьютер производит за короткий промежуток времени значительное количество операций (десятки миллионов операций в секунду!), а также представляет результаты вычислений и логической обработки информации в различной форме (для детей наиболее важной является графическая). С помощью компьютера моделируются различные ситуации, протекающие в реальной жизни в течение долгого времени, либо ситуации, не встречающиеся в обыденной жизни. Игровые программы, в которых осуществляется имитация, моделирование тех или иных процессов, событий, позволяют малышам самим управлять компьютерными моделями реальных длительных процессов.

  8. Мультимедия. Этот термин употребляется по отношению к современным компьютерам и программным средствам, которые благодаря прекрасным техническим характеристикам и наличию специального оборудования способны воспроизводить информацию в различных формах: текстовой, графической, видео, звуковой и речевой. Эти свойства способствуют вариативности содержания детских программ, позволяют создавать принципиально новые виды программ, например, «живые книжки».

  9. Многофункциональность. Нельзя не учитывать и возможность присоединения к компьютеру разнообразных дополнительных устройств и программного управления этими устройствами. Тем самым, существенно расширяются функции компьютера.

Раздаточный материал 19.

КОМФОРТНОСТЬ РЕБЕНКА В ИГРЕ

Комфортность - это положительные эмоции, удовлетворение от игры при умеренном психическом и физическом напряжении, не влияющем на здоровье ребенка и обеспечивающем его развитие. Комфортность достигается в том случае, когда игра и реализующие ее средства удовлетворяют требованиям функционального комфорта (комфорта в деятельности).

Требования критерия функционального комфорта (ФК). Требования к комфортной игре и игровым средствам

Способы реализации требований

Положительный эмоциональный экофон в детском саду

Художественное оформление экстерьера, интерьера и игровых площадок средствами дизайна

Активизация познавательной деятельности ребенка, его развития

Многообразие и новизна игр, вариативность игровой среды и нестандартность игровых ситуаций, стимулирующих мыслительную деятельность.

Удовлетворение от игр за счет соответствия игры и игровых средств возрастным возможностям ребенка (психическим, психофизическим, биомеханическим и др.)

Эргодизайнерские решения игровых средств и художественных образов в компьютерных играх.

Оптимальное нервно-психическое физическое напряжение в игре

Эргодизайнерская экспертиза игр и игровых средств.

Психофизиологический контроль за детьми

Знание степени влияния игровых средств и спортивного оборудования на нервно-психические и физические затраты при играх

Внедрение в практику эргодизайнерского проектирования игровой среды результатов эргономических (психологических, психофизических, биохимических и др.) исследований.

Проектирование игровой среды с учетом требований безопасности, разработка этих требований.

Сохранение здоровья детей

Нормирование нервно-психической и физической нагрузки

Достижение развивающего характера игры

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку при играх, вариативность игровой среды. Рекомендации по комплексации игр, их продолжительности и сложности





Раздаточный материал 20.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОУ

Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

Правила компьютерных игр

Компьютерные программы строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую мелодию, либо видит печальное лицо, если задача решена неверно. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к игре на компьютере. Неприятие компьютера, психологический барьер наблюдается редко.

В компьютерных играх особые, более опосредованные, более сложные правила. Они представлены в двух планах: внешнем (управление компьютером) и внутреннем (правила по содержанию игры).

Ознакомление детей с клавиатурой, «мышью», внешними правилами выделено как особая задача. Для этого уже созданы специальные игровые программы, в которых предусмотрено постепенное усложнение управлением персонажа на экране компьютера («Колобок», «Веселый клоун»).

Простейшие по управлению программы используют всего две-четыре клавиши. Обычно это клавиши управления движением объектов: <←>, <→>, <↑>, <↓>, клавиша . Но в некоторых программах могут использоваться и другие клавиши, поскольку вся клавиатура является программируемой. О клавише , точнее, педагогическом аспекте ее использования в детских программа, стоит сказать отдельно.

Клавиша используется в большинстве детских программ, и зачастую педагогам трудно объяснить детям название и назначение этой клавиши. Можно предложить детям называть эту клавишу «Пожалуйста». Таким простым приемом воспитатели в компьютерную игру включают элементы нравственного воспитания.

Во внутреннем (содержательном) плане правила компьютерных игр во многом сходны с правилами традиционных игр, но имеют и принципиальные отличия.

1. Многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития».

2. «Этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий уровень без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых так называемых «адаптивных» играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, или более простые - в обратном случае.

3. Многие игры, в отличие от традиционных, содержат элементы случайности. В компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре важных психологических педагогических свойств - новизны, неожиданности, чуда.

Компьютерные игры в дошкольном детстве имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению, если за одним компьютером одновременно играют 2-3 ребенка. Компьютерные игры, в отличие от других видов игр, позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведет уже в дошкольном возрасте к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Очень важно подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть очень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию. Например, большим успехом у начинающих пользуется игра «Мир вокруг нас», в которой дети, играя, учатся группировать знакомые предметы по разным критериям. После удачного решения изображенный сюжет «оживает», звучит музыка; ребенок утверждается в своем успехе. Более сложные правила игры объясняются детям заранее, иногда даже не около компьютера, а в игровом зале. Например, значение направлений стрелок, которые часто используются на клавишах и экране, можно рассмотреть, рисуя эти стрелки мелом на доске, играя в подвижные игры, где направление движения диктуется стрелками и т.д. При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы. Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

Раздаточный материал 21.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОУ. Принципы систематизации детских образовательных компьютерных игр

Существует много различных подходов к систематизации компьютерных программ. Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик. Но, в первую очередь, все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры; б) обучающие игры; в) игры-экспериментирования; г) игры-забавы; д) компьютерные диагностические игры.

Остановимся подробнее на каждом из классов этих программ.

а) Развивающие игры для дошкольников

Это компьютерные программы т.н. «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.

К программам этого типа относятся:

  • различного рода графические редакторы, в т.ч. «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами;

  • простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

  • «конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, т.ч. те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

  • «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

  • «конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов древовидной или сетевой структуры.

Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

б) Обучающие игры

Это игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

в) Игры-экспериментирования

В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно - скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.

г) Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».



Раздаточный материал 22.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ДОУ. Принципы систематизации детских образовательных компьютерных игр. 2 часть

д) Компьютерные диагностические игры

Игры, перечисленные в п.п. а, б, в, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игровых действий смогут многое сказать о ребенке.

Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики. При этом такая программа фиксирует заданные параметры, запоминает их в памяти компьютера, затем обрабатывает и результаты обработки также сохраняет на диске. В дальнейшем эти результаты выводятся на экран дисплея, либо на печатающее устройство для интерпретации психологом, либо такая интерпретация может быть заранее запрограммирована и выведена автоматически компьютером.

Результаты диагностики могут выводиться в виде рекомендации для персонала детского сада и родителей. К этому классу программ относятся также компьютерные методики экспресс-диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие в считанные минуты выявлять патологию, отклонения от нормы и затем направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения. Компьютерные диагностические программы могут использоваться в детском саду для:

  • выявления уровня общих умственных способностей детей;

  • оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движений и т.д.));

  • выявления творческих способностей детей;

  • определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости, физической подготовленности, основных физиометрических параметров растущего организма, факторов риска);

  • экспресс-диагностики утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;

  • ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

Соответственно можно (и это уже делается) создавать компьютерные программы и программно-технические средства для коррекции, реабилитации, компенсации детей с отклонениями либо ограничениями умственного и физического развития, в т.ч. для слабовидящих и слабослышащих детей, детей с нарушениями развития речи (логопедические) и аутичных детей и т.д.





Раздаточный материал 23.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА В ДОУ

В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.

Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способом «погружения» ребенка в компьютерную программу:

  1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

  2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.

  3. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

  4. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).


© 2010-2022