• Преподавателю
  • Информатика
  • План-конспект по теме «Социальная технология. Классификация социальных технологий. Основные этапы разработки технологии социальной работы» по дисциплине «Социальная политика и технологии социальной работы»

План-конспект по теме «Социальная технология. Классификация социальных технологий. Основные этапы разработки технологии социальной работы» по дисциплине «Социальная политика и технологии социальной работы»

План – конспект занятия  по теме «Социальная технология. Классификация социальных технологий. Основные  этапы  разработки технологии  социальной работы»  составлен в соответствии с требованиями к знаниям  ФГОС III поколения, для использования на   занятии  в  рамках  специальности  030912 «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень) для обучающихся  на базе основного общего образования. В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы  обучающийся  должен Знать: - основные понятия: «технология», «социальная  технология», «технология  социальной работы»; - классификацию социальных технологий; - основные этапы разработки технологии социальной работы.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Колледж полиции»



План-конспект занятия

по дисциплине «Социальная политика и технологии социальной работы»

Тема «Социальная технология. Классификация социальных технологий. Основные этапы разработки технологии социальной работы»

Специальность: 030912 «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень)









Москва

2013



Пояснительная записка

План - конспект занятия по теме «Социальная технология. Классификация социальных технологий. Основные этапы разработки технологии социальной работы» составлен в соответствии с требованиями к знаниям ФГОС III поколения, для использования на занятии в рамках специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень) для обучающихся на базе основного общего образования.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы обучающийся должен

Знать:

- основные понятия: «технология», «социальная технология», «технология социальной работы»;

- классификацию социальных технологий;

- основные этапы разработки технологии социальной работы.

План-конспект занятия состоит из:

- пояснительной записки;

- учебно-методической характеристики занятия;

- лекционно-практического материала.





УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Социальная технология. Классификация социальных технологий . Основные этапы разработки технологии социальной работы»

Мотивация темы: раскрытие практической значимости изучаемой темы.

Цели занятия:

Образовательная- знать:

- основные понятия: «технология», «социальная технология», «технология социальной работы»;

- классификацию социальных технологий;

- взаимосвязь «социальной технологии» и «технологии социальной работы»;

- основные этапы разработки технологии социальной работы.

Воспитательная- воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине; формирование ответственности, исполнительности, аккуратности.

Развивающая- развитие логического мышления, умения правильно обобщить данные и сделать вывод, развитие познавательного процесса, коммуникативных навыков.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11.Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12.Соблюдать деловой этикет ,культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13.Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

Оснащение занятия: план-конспект занятия, контрольные вопросы для закрепления материала, презентация, проектор, компьютер.

Время занятия: 90 минут.

Тема : «Социальная технология. Классификация социальных технологий . Основные этапы разработки технологии социальной работы»

План

1. Сущность понятия «технология».

2. Сущность понятия «социальная технология». Классификация социальных технологий.

3. Сущность понятия «технология социальной работы». Взаимосвязь социальной технологии и технологии социальной работы.

4. Три основных этапа разработки технологии социальной работы.


  1. Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей», как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей.

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим определение этим понятиям.

2. Социальные технологии

Социальные технологии можно трактовать двояко:

--- как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы в разных сферах жизнедеятельности;

--- как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

В социальных технологиях можно выделить две формы:

  • программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

  • саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Особую значимость для понимания и реализации социальных технологий имеют социологические знания, разработка программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы.

Классификация социальных технологий:

Различают социальные технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.

Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Рутинные социальные технологии предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей.

Исторические технологии предполагают технологолизацию исторических знаний как условия политического экономического, духовного и социального диагностирования.

Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

Функции технологий социальной работы

  • диагностическая функция - изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

  • прогностическая функция - программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

  • предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социо-терапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи;

  • правозащитная функция - использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения;

  • социально-педагогическая функция - выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.

  • социально-психологическая функция - организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению и т.д.

  • социально-бытовая функция - способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условиях, организации нормального быта;

  • коммуникативная функция - установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

  • рекламно-пропагадитская функция - организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

  • нравственно-гуманистическая функция - придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание сословий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

  • организационная функция - способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб.

Здоровый образ жизни

Конечной целью социальных работников является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть рекомендации гигиены - науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Любой аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, улучшении экологии, качества быта, установке телефона и т.п. - все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о ЗОЖ.

Целевой параметр, на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования ЗОЖ населения, еще четко не определен. А неясность цели всегда порождает методические ошибки. На протяжении последнего десятилетия в целом отдавалось предпочтение профилактике болезней, стремлению создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни, однако эффективность была явно недостаточной.

Здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния вредных факторов окружающей среды. Функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и установок, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.

Начинать выработку ЗОЖ целесообразно в детстве. В дальнейшем только особо неупорядоченные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.

ЗОЖ направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

ЗОЖ - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.

ЗОЖ - это выработка у людей комплекса взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки.

ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. У человека есть физиологически обоснованная потребность получать удовольствия. Нужно сочетать пассивный и активный вид отдыха.

Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического и физического здоровья населения.

С переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожарного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах должны взять на себя социальные работники.

ВЫВОД: Социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

3.Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, порой замечается стремление расширить ее предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Представляется, что такое расширительное толкование социальных технологий ведет к смешению ее с социальной инженерией и социальным управлением, а в итоге - к размыванию собственного предмета исследования со всеми негативными как для науки, так и для практики последствиями.

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

- объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

- возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

ВЫВОД: Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выработка технологии решения социальных проблем - процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций.

4.Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности.

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

Технологию социальной работы характеризуют:

- динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

- непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

- дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение «социальной технологии» и «технологии социальной работы».

  1. Классификация социальных технологий.

  2. Как соотносятся понятия «социальная технология» и «технология социальной работы»?

  3. Характеристика технологии социальной работы.

5. Каковы условия технологизации деятельности в социальной сфере?

6. Основные этапы разработки технологии социальной работы.





Список использованной литературы

Основные источники:

  1. Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2013.

  2. Денисова, И. П. Социальная политика: учебник / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

  3. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2009.

Дополнительные источники:


  1. Социальные права граждан в вопросах и ответах / под ред. В.И. Курбатова. - М : КНОРУС, 2012. - 190 с.

  2. Социальные неравенства и социальная политика в современной России / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. - М. : Наука, 2009.

  3. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 860 с.

  4. Капустин, Е. И. Уровень, качество и образ жизни населения России / Е. И. Капустин. - М. : Наука, 2009.

  5. Палехова, П. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / П. В. Палехова [и др.]; отв. ред. П. В. Палехова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 128 с.


© 2010-2022