Рабочая программа по информатике 9 класс (Семакин)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Для реализации программы используются учебники:

  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  • Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы в 2-х частях. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели и задачи изучения курса информатики

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 9-х классах выделено 2 ч/нед, что составляет 68 учебных часов в год.

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ - 29;

  • контрольная работа - 7.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты.

Ученик научится (или получит возможность научиться) критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

  • выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения, и звуки, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов;

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек;

  • осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов;

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


Обучающие получат возможность научиться:

  • понимать что такое компьютерная сеть;

  • в чем различие между локальными и глобальными сетями, назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов, назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

  • использовать Интернет; возможности Всемирной паутины - WWW;

  • понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • понимать что такое база данных, систему управления базами данных (СУБД), информационную систему;

  • выполнять структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • понимать что такое логическая величина, логическое выражение, что такое логические операции, как они выполняются;

  • понимать что такое электронная таблица и табличный процессор, основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами, основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • понимать что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • понимать что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • видеть в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • использовать способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык, основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов, назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

  • понимать назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • выполнять правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале, последовательность

  • выполнения программы в системе программирования.

Содержание курса информатики

Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях

Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети.

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.

Практическая работа №2. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

Практическая работа №3. Способы поиска информации в Интернете.

Глава 2. Информационное моделирование

Что такое моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели.

Информационное моделирование на компьютере.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №4. Графические модели.

Практическая работа №5. Численные эксперименты с демоверсиями моделей.

Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных

Основные понятия.

Что такое система управления БД. Создание и заполнение БД.

Условия выбора и простые логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения.

Сортировка, удаление и добавление записей.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №6. Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование в режиме таблицы.

Практическая работа №7. Создание и заполнение БД.

Практическая работа №8. Формирование простых запросов к готовой БД.

Практическая работа №9. Формирование сложных запросов к готовой БД.

Практическая работа №10. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

Итоговая практическая работа №11 по теме «Хранение и обработка информации в БД».

Глава 4. Табличные вычисления на компьютере

Двоичная система счисления. Числа в памяти компьютера.

Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы. Работа с диапазонами. Относительная адресация.

Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса.

Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели в ЭТ.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №12. Работа с готовой ЭТ: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Практическая работа №13. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.

Практическая работа №14. Построение графиков и диаграмм. Использование логически функций. Использование абсолютной адресации.

Глава 5. Управление и алгоритмы

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

Определение и свойства алгоритма.

Графический учебный исполнитель.

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №15. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

Практическая работа №16. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

Практическая работа №17. Работа с циклами.

Практическая работа №18. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.

Глава 6. Программное управление работой компьютера

Что такое программирование.

Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы.

Знакомство с языком Паскаль.

Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале.

Программирование диалога с компьютером.

Программирование циклов. Алгоритма Евклида.

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива.

Компьютерный практикум:

Практическая работа №19. Линейные вычислительные алгоритмы.

Практическая работа №20. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.

Практическая работа №21. Ветвление в вычислительных алгоритмах.

Практическая работа №22. Ветвление на Паскале.

Практическая работа №23. Программирование диалога с компьютером.

Практическая работа №24. Использование циклов в вычислительных алгоритмах.

Практическая работа №25. Программирование циклов на Паскале.

Практическая работа №26. Программирование ветвлений и циклов на Паскале. Алгоритм Евклида.

Практическая работа №27. Обработка массивов.

Практическая работа №28. Обработка массивов на языке Паскаль.

Практическая работа №29. Датчик случайных чисел.

Глава 7. Информационные технологии и общество

Предыстория информатики.

История чисел и систем счисления.

История ЭВМ.

История программного обеспечения и ИКТ.

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.

Учебно-тематический план

(2 ч в день, 68 ч в год)

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Передача информации в компьютерных сетях

8

5

3

2

Информационное моделирование

7

5

2

3

Хранение и обработка информации в БД

12

6

6

4

Табличные вычисления на компьютере

9

6

3

5

Управление и алгоритмы

11

7

4

6

Программное управление работой компьютера

17

11

6

7

Информационные технологии и общество

4

4

0

Всего:

68

44

24














Список литературы для подготовки и проведения занятий

  1. Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. М: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов, размещенный в Единой коллекции ЦОР (school-colection.edu.ru/).

  5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И.Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г. Семакина на сайте методической службы издательства: metodist.lbz.ru).










Календарно-тематическое планирование 9 класс

Дата проведения

№ п/п

Тема урока

Требования стандарта образования

Домашнее задание

Знать

Уметь

Передача информации в компьютерных сетях - 8 ч

1

Техника безопасности и организация рабочего места.

§1. Как устроена компьютерная сеть.

  • Что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференции, файловых архивов и др.;

  • Что такое Интернет: какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» -

  • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.

§1

Стр.10-13

2

§2. Электронная почта и другие услуги сетей.

Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.

§2

Стр.13-18

3

§3. Аппаратное и программное обеспечение сети.

§3

Стр.18-23

4

§4. Интернет и Всемирная паутина

§4

Стр.23-28

5

Практическая работа №2. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.


6

§5. Способы поиска в Интернете.

§5

Стр.28-32

7

Практическая работа №3. Способы поиска информации в Интернете.


8

Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»


Информационное моделирование - 7 ч

9

§6. Что такое моделирование.

  • Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;

  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические)

  • Приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • Ориентироваться в таблично организованной информации;

  • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев

§6

Стр.36-40

10

§7. Графические информационные модели.

§7

Стр.40-44

11

Практическая работа №4. Графические модели


12

§8. Табличные модели.

§8

Стр.44-49

13

§9. Информационное моделирование на компьютере.

§9

Стр.49-56

14

Практическая работа №5. Численные эксперименты с демоверсиями моделей.


15

Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»


Хранение и обработка информации в базах данных - 12

16

§10. Основные понятия.


  • Что такое БД, СУБД, информационная система;

  • Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;

  • Что такое логическая величина, логическое выражение;

  • Что такое логические операции, как они выполняются.


  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • Организовывать поиск информации в БД;

  • Редактировать содержимое полей БД;

  • Сортировать записи в БД по ключу;

  • Добавлять и удалять записи в БД;

  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

§10

Стр.60-66

17

§11. Что такое СУБД.

Практическая работа №6. Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование в режиме таблицы.

§11

Стр.66-70

18

§12. Создание и заполнение БД.

§12

Стр.70-74

19

Практическая работа №7. Создание и заполнение БД.


20

§13. Условия выбора и простые логические выражения.

§13

Стр.74-80

21

Практическая работа №8. Формирование простых запросов к готовой БД.


22

§14. Условия выбора и сложные логические выражения.

§14

Стр.80-86

23

Практическая работа №9. Формирование сложных запросов к готовой БД.


24

§15. Сортировка, удаление и добавление записей.

§15

Стр.86-92

25

Практическая работа №10. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.


26

Итоговая практическая работа №11 по теме «Хранение и обработка информации в БД».


27

Контрольная работа по теме «Хранение и обработка информации в БД»


Табличные вычисления на компьютере - 9 ч

28

§16. Двоичная система счисления.

  • Что такое ЭТ и табличный процессор;

  • Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их классификации;

  • Какие типы данных заносятся в ЭТ; как табличный процессор работает с формулами;

  • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • Графические возможности табличного процессора.

  • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;

  • Редактировать содержимое ячеек;

  • Осуществлять расчеты по готовой ЭТ;

  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • Создавать ЭТ для несложных расчетов.

§16

Стр.96-100

29

§17. Числа в памяти компьютера.

§17

Стр.100-105

30

§18. Что такое ЭТ.

§19. Правила заполнения таблицы.

Практическая работа №12. Работа с готовой ЭТ: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

§18, 19

Стр.105-114

31

§20. Работа с диапазонами. Относительная адресация.

§20

Стр.114-118

32

Практическая работа №13. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.


33

§21. Деловая графика. Условная функция.

§22. Логические функции и абсолютные адреса.

§21, 22

Стр.118-125

34

Практическая работа №14. Построение графиков и диаграмм. Использование логически функций. Использование абсолютной адресации.


35

§23. Электронные таблицы и математическое моделирование.

§24. Имитационные модели в электронных таблицах.

§23, 24

Стр.125-136

36

Контрольная работа по теме «Табличные вычисления на компьютере»


Управление и алгоритмы - 11 ч

37

§25. Управление и кибернетика.

§26. Управление с обратной связью.

  • Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • В чем состоят основные свойства алгоритма;

  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • Выделять подзадачи;

  • Определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

§25, 26

Стр.140-147

38

§27. Определение и свойства алгоритма.

§27

Стр.147-153

39

§28. Графический учебный исполнитель.

§28

Стр.153-159

40

Практическая работа №15. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.


41

§29. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

§29

Стр.159-164

42

Практическая работа №16. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.


43

§30. Циклические алгоритмы.

§30

Стр.164-170

44

Практическая работа №17. Работа с циклами.


45

§31. Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

§31

Стр.170-174

46

Практическая работа №18. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.


47

Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»


Программное управление работой компьютера - 17 ч

48

§32. Что такое программирование.

§33. Алгоритмы работы с величинами.




  • Основные виды и типы величин;

  • Назначение языков программирования;

  • Что такое трансляция;

  • Назначение систем программирования;

  • Правила оформления программ на Паскале;

  • Правила представления данных и операторов на Паскале;

  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.




  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • Отлаживать и исполнят программы в системе программирования.

§32, 33

Стр.178-186

49

§34. Линейные вычислительные алгоритмы.

§34

Стр.186-191

50

Практическая работа №19. Линейные вычислительные алгоритмы.


51

§35. Знакомство с языком Паскаль.

§35

Стр.191-197

52

Практическая работа №20. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.


53

§36. Алгоритмы с ветвящейся структурой.

Практическая работа №21. Ветвление в вычислительных алгоритмах.

§36

Стр.197-203

54

§37. Программирование ветвлений на Паскале.

§37

Стр.203-208

55

Практическая работа №22. Ветвление на Паскале.


56

§38. Программирование диалога с компьютером.

Практическая работа №23. Программирование диалога с компьютером.

§38

Стр.208-211

57

§39. Программирование циклов.

Практическая работа №24. Использование циклов в вычислительных алгоритмах.

§39

Стр.211-218

58

Практическая работа №25. Программирование циклов на Паскале.


59

§40. Алгоритм Евклида.

Практическая работа №26. Программирование ветвлений и циклов на Паскале. Алгоритм Евклида.

§40

Стр.218-222

60

§41. Таблицы и массивы.

Практическая работа №27. Обработка массивов.

§41

Стр.222-227

61

§42. Массивы в Паскале.

§42

Стр.227-232

62

Практическая работа №28. Обработка массивов на языке Паскаль.


63

§43. Одна задача обработки массивов.

Практическая работа №29. Датчик случайных чисел.

§43

Стр.232-236

64

Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера».


Информационные технологии и общество - 4 ч

65

§44. Предыстория информатики.

§45. История чисел и систем счисления.

  • Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • Историю способов записи чисел (систем счисления);

  • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • В чем состоит проблема информационной безопасности.

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

§44, 45

Стр.240-254

66

§46. История ЭВМ.

§47. История программного обеспечения и ИКТ.

§46, 47

Стр.254-264

67

§48. Информационные ресурсы современного общества.

§49. Проблемы формирования информационного общества.

§48, 49

Стр.264-278

68

Контрольная работа по теме «Информационные технологии и общество»



© 2010-2022