- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике 9 класс (Семакин)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степовик (.О. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
Для реализации программы используются учебники:
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы в 2-х частях. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели и задачи изучения курса информатики
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 9-х классах выделено 2 ч/нед, что составляет 68 учебных часов в год.
Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 29;
-
контрольная работа - 7.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты.
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
-
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
-
выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
-
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения, и звуки, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов;
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек;
-
осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
-
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Обучающие получат возможность научиться:
-
понимать что такое компьютерная сеть;
-
в чем различие между локальными и глобальными сетями, назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов, назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
-
использовать Интернет; возможности Всемирной паутины - WWW;
-
понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
-
понимать что такое база данных, систему управления базами данных (СУБД), информационную систему;
-
выполнять структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
понимать что такое логическая величина, логическое выражение, что такое логические операции, как они выполняются;
-
понимать что такое электронная таблица и табличный процессор, основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами, основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
понимать что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
понимать что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
видеть в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
использовать способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык, основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов, назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
-
понимать назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
-
выполнять правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале, последовательность
-
выполнения программы в системе программирования.
Содержание курса информатики
Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях
Как устроена компьютерная сеть. Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети.
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.
Практическая работа №2. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
Практическая работа №3. Способы поиска информации в Интернете.
Глава 2. Информационное моделирование
Что такое моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели.
Информационное моделирование на компьютере.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №4. Графические модели.
Практическая работа №5. Численные эксперименты с демоверсиями моделей.
Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных
Основные понятия.
Что такое система управления БД. Создание и заполнение БД.
Условия выбора и простые логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения.
Сортировка, удаление и добавление записей.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №6. Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование в режиме таблицы.
Практическая работа №7. Создание и заполнение БД.
Практическая работа №8. Формирование простых запросов к готовой БД.
Практическая работа №9. Формирование сложных запросов к готовой БД.
Практическая работа №10. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.
Итоговая практическая работа №11 по теме «Хранение и обработка информации в БД».
Глава 4. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Числа в памяти компьютера.
Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы. Работа с диапазонами. Относительная адресация.
Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса.
Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели в ЭТ.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №12. Работа с готовой ЭТ: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
Практическая работа №13. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
Практическая работа №14. Построение графиков и диаграмм. Использование логически функций. Использование абсолютной адресации.
Глава 5. Управление и алгоритмы
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.
Определение и свойства алгоритма.
Графический учебный исполнитель.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №15. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
Практическая работа №16. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.
Практическая работа №17. Работа с циклами.
Практическая работа №18. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.
Глава 6. Программное управление работой компьютера
Что такое программирование.
Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы.
Знакомство с языком Паскаль.
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале.
Программирование диалога с компьютером.
Программирование циклов. Алгоритма Евклида.
Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Одна задача обработки массива.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №19. Линейные вычислительные алгоритмы.
Практическая работа №20. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.
Практическая работа №21. Ветвление в вычислительных алгоритмах.
Практическая работа №22. Ветвление на Паскале.
Практическая работа №23. Программирование диалога с компьютером.
Практическая работа №24. Использование циклов в вычислительных алгоритмах.
Практическая работа №25. Программирование циклов на Паскале.
Практическая работа №26. Программирование ветвлений и циклов на Паскале. Алгоритм Евклида.
Практическая работа №27. Обработка массивов.
Практическая работа №28. Обработка массивов на языке Паскаль.
Практическая работа №29. Датчик случайных чисел.
Глава 7. Информационные технологии и общество
Предыстория информатики.
История чисел и систем счисления.
История ЭВМ.
История программного обеспечения и ИКТ.
Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества.
Учебно-тематический план
(2 ч в день, 68 ч в год)
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
1
Передача информации в компьютерных сетях
8
5
3
2
Информационное моделирование
7
5
2
3
Хранение и обработка информации в БД
12
6
6
4
Табличные вычисления на компьютере
9
6
3
5
Управление и алгоритмы
11
7
4
6
Программное управление работой компьютера
17
11
6
7
Информационные технологии и общество
4
4
0
Всего:
68
44
24
Список литературы для подготовки и проведения занятий
-
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
-
Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
-
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. М: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов, размещенный в Единой коллекции ЦОР (school-colection.edu.ru/).
-
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И.Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г. Семакина на сайте методической службы издательства: metodist.lbz.ru).
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Дата проведения
№ п/п
Тема урока
Требования стандарта образования
Домашнее задание
Знать
Уметь
Передача информации в компьютерных сетях - 8 ч
1
Техника безопасности и организация рабочего места.
§1. Как устроена компьютерная сеть.
-
Что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференции, файловых архивов и др.;
-
Что такое Интернет: какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» -
-
Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
-
Осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
§1
Стр.10-13
2
§2. Электронная почта и другие услуги сетей.
Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.
§2
Стр.13-18
3
§3. Аппаратное и программное обеспечение сети.
§3
Стр.18-23
4
§4. Интернет и Всемирная паутина
§4
Стр.23-28
5
Практическая работа №2. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
6
§5. Способы поиска в Интернете.
§5
Стр.28-32
7
Практическая работа №3. Способы поиска информации в Интернете.
8
Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
Информационное моделирование - 7 ч
9
§6. Что такое моделирование.
-
Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
-
Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические)
-
Приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
Ориентироваться в таблично организованной информации;
-
Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев
§6
Стр.36-40
10
§7. Графические информационные модели.
§7
Стр.40-44
11
Практическая работа №4. Графические модели
12
§8. Табличные модели.
§8
Стр.44-49
13
§9. Информационное моделирование на компьютере.
§9
Стр.49-56
14
Практическая работа №5. Численные эксперименты с демоверсиями моделей.
15
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»
Хранение и обработка информации в базах данных - 12
16
§10. Основные понятия.
-
Что такое БД, СУБД, информационная система;
-
Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
-
Что такое логическая величина, логическое выражение;
-
Что такое логические операции, как они выполняются.
-
Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
Организовывать поиск информации в БД;
-
Редактировать содержимое полей БД;
-
Сортировать записи в БД по ключу;
-
Добавлять и удалять записи в БД;
-
Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
§10
Стр.60-66
17
§11. Что такое СУБД.
Практическая работа №6. Работа с готовой БД: добавление, удаление и редактирование в режиме таблицы.
§11
Стр.66-70
18
§12. Создание и заполнение БД.
§12
Стр.70-74
19
Практическая работа №7. Создание и заполнение БД.
20
§13. Условия выбора и простые логические выражения.
§13
Стр.74-80
21
Практическая работа №8. Формирование простых запросов к готовой БД.
22
§14. Условия выбора и сложные логические выражения.
§14
Стр.80-86
23
Практическая работа №9. Формирование сложных запросов к готовой БД.
24
§15. Сортировка, удаление и добавление записей.
§15
Стр.86-92
25
Практическая работа №10. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.
26
Итоговая практическая работа №11 по теме «Хранение и обработка информации в БД».
27
Контрольная работа по теме «Хранение и обработка информации в БД»
Табличные вычисления на компьютере - 9 ч
28
§16. Двоичная система счисления.
-
Что такое ЭТ и табличный процессор;
-
Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их классификации;
-
Какие типы данных заносятся в ЭТ; как табличный процессор работает с формулами;
-
Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
-
Графические возможности табличного процессора.
-
Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
-
Редактировать содержимое ячеек;
-
Осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
-
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
Создавать ЭТ для несложных расчетов.
§16
Стр.96-100
29
§17. Числа в памяти компьютера.
§17
Стр.100-105
30
§18. Что такое ЭТ.
§19. Правила заполнения таблицы.
Практическая работа №12. Работа с готовой ЭТ: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
§18, 19
Стр.105-114
31
§20. Работа с диапазонами. Относительная адресация.
§20
Стр.114-118
32
Практическая работа №13. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
33
§21. Деловая графика. Условная функция.
§22. Логические функции и абсолютные адреса.
§21, 22
Стр.118-125
34
Практическая работа №14. Построение графиков и диаграмм. Использование логически функций. Использование абсолютной адресации.
35
§23. Электронные таблицы и математическое моделирование.
§24. Имитационные модели в электронных таблицах.
§23, 24
Стр.125-136
36
Контрольная работа по теме «Табличные вычисления на компьютере»
Управление и алгоритмы - 11 ч
37
§25. Управление и кибернетика.
§26. Управление с обратной связью.
-
Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
В чем состоят основные свойства алгоритма;
-
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
-
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
Выделять подзадачи;
-
Определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
§25, 26
Стр.140-147
38
§27. Определение и свойства алгоритма.
§27
Стр.147-153
39
§28. Графический учебный исполнитель.
§28
Стр.153-159
40
Практическая работа №15. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
41
§29. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
§29
Стр.159-164
42
Практическая работа №16. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.
43
§30. Циклические алгоритмы.
§30
Стр.164-170
44
Практическая работа №17. Работа с циклами.
45
§31. Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
§31
Стр.170-174
46
Практическая работа №18. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.
47
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»
Программное управление работой компьютера - 17 ч
48
§32. Что такое программирование.
§33. Алгоритмы работы с величинами.
-
Основные виды и типы величин;
-
Назначение языков программирования;
-
Что такое трансляция;
-
Назначение систем программирования;
-
Правила оформления программ на Паскале;
-
Правила представления данных и операторов на Паскале;
-
Последовательность выполнения программы в системе программирования.
-
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
Отлаживать и исполнят программы в системе программирования.
§32, 33
Стр.178-186
49
§34. Линейные вычислительные алгоритмы.
§34
Стр.186-191
50
Практическая работа №19. Линейные вычислительные алгоритмы.
51
§35. Знакомство с языком Паскаль.
§35
Стр.191-197
52
Практическая работа №20. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.
53
§36. Алгоритмы с ветвящейся структурой.
Практическая работа №21. Ветвление в вычислительных алгоритмах.
§36
Стр.197-203
54
§37. Программирование ветвлений на Паскале.
§37
Стр.203-208
55
Практическая работа №22. Ветвление на Паскале.
56
§38. Программирование диалога с компьютером.
Практическая работа №23. Программирование диалога с компьютером.
§38
Стр.208-211
57
§39. Программирование циклов.
Практическая работа №24. Использование циклов в вычислительных алгоритмах.
§39
Стр.211-218
58
Практическая работа №25. Программирование циклов на Паскале.
59
§40. Алгоритм Евклида.
Практическая работа №26. Программирование ветвлений и циклов на Паскале. Алгоритм Евклида.
§40
Стр.218-222
60
§41. Таблицы и массивы.
Практическая работа №27. Обработка массивов.
§41
Стр.222-227
61
§42. Массивы в Паскале.
§42
Стр.227-232
62
Практическая работа №28. Обработка массивов на языке Паскаль.
63
§43. Одна задача обработки массивов.
Практическая работа №29. Датчик случайных чисел.
§43
Стр.232-236
64
Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера».
Информационные технологии и общество - 4 ч
65
§44. Предыстория информатики.
§45. История чисел и систем счисления.
-
Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
Историю способов записи чисел (систем счисления);
-
Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
В чем состоит проблема информационной безопасности.
-
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
§44, 45
Стр.240-254
66
§46. История ЭВМ.
§47. История программного обеспечения и ИКТ.
§46, 47
Стр.254-264
67
§48. Информационные ресурсы современного общества.
§49. Проблемы формирования информационного общества.
§48, 49
Стр.264-278
68
Контрольная работа по теме «Информационные технологии и общество»