- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика и ИКТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ермолаева Е.Н. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Сергиево-Посадский радиомеханический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Информатика и ИКТ
специальности 151031 « Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
курс:2 группа: 21-К
Разработчик:
Ермолаева Е.Н.
Пересвет
2013 - 2014 учебный год
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности 151031 « Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
и предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Сергиево-Посадский радиомеханический техникум».
Разработчик: Ермолаева Е.Н. преподаватель информатики
Рабочая программа по учебной дисциплине Информатика и ИКТ
Рассмотрена и обсуждена на заседании предметной (цикловой) комиссии математического и общего естественнонаучного цикла
Протокол № _______от «_____»___________________2013 г.
Методическая экспертиза: _____________________________________
Внутренний рецензент: _______________________________________
Внешний рецензент: __________________________________________
Рекомендована к применению Методическим советом ГБОУ СПО МО «Сергиево-Посадский радиомеханический техникум»:
Протокол № _______от ______________________________2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт рАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)»
Программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины может быть использована и ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено пятью темами:
- информационная деятельность человека;
- информация и информационные процессы;
- средства информационно-коммуникационных технологий;
- технологии создания и преобразования информационных объектов;
- телекоммуникационные технологии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре профессиональной основной образовательной программы:
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
-
использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
-
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
-
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
-
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
-
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
-
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
-
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
-
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
-
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
-
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
-
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий.
1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
практические занятия
40
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
antivirus-navigator.com, (window.edu.ru)
kpolyakov.narod.ru, ict.edu.ru,avidemus.org
32
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Информация, информационные процессы
8
Тема 1.1.
Введение. Информация и её свойства. Информация и управление
Содержание учебного материала
4
1.1.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Изучение компьютерных вирусов и антивирусных программ. Создание презентации. http://kpolyakov.narod.ru, (window.edu.ru)
2
Тема 1.2.
Информации и моделирование. Структурные информационные модели .
Содержание учебного материала
2
1.2.
Информации и моделирование. Структурные информационные модели
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
2
Практические занятия
№1 ТБ. Работа с обучающей программой. Отработка навыков ввода информации
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). «Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов»
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
kpolyakov.narod.ru
2
Раздел 2.
Средства информационных и коммуникационных технологий
8
Тема 2.1.
Аппаратное обеспечение, структура компьютера и её схема
Содержание учебного материала
2
2.1.
Аппаратное обеспечение, структура компьютера и её схема Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
2
Практические занятия
№2.Структура компьютера. Поколение развития компьютерной техники
2
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
http://kpolyakov.narod.ru, (window.edu.ru)
2
Тема 2.2.
Программное обеспечение. Защита информации
Содержание учебного материала
2
2.2
Программное обеспечение. Виды программного обеспечения компьютеров. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети
2
Практические занятия
№3. Построение и использование компьютерных моделей.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
(window.edu.ru) antivirus-navigator.com,
Подготовка докладов по темам: «Антивирусные программы»
«Защита программ в сети Интернет»
2
Раздел3.
Технологии создания и преобразования
информационных объектов
20
Тема 3.1
Технология обработки текстовой информации.
Содержание учебного материала
2
3.1
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Гипертекстовое представление информации
2
.№4. Создание документа, открытия и сохранения в программе "WORD"
№5 .Работа с текстовой информацией.
№6 Вставка в текстовой документ рисунка, таблицы и диаграммы.
6
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
kpolyakov.narod.ru,
4
Тема 3.2.
Технология обработки графической информации
Содержание учебного материала
2
3.2
Технология обработки графической информации. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования.
2
Практические занятия
.№7 Создание рисунка в PAINT.
№8. Создание схемы « Дисплейного класса»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
kpolyakov.narod.ru
3
Тема 3.3
Технология обработки звуковой информации и
создания презентации.
Содержание учебного материала
2
3.3
Технология обработки звуковой информации и создания презентации.
Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. .
2
Практические занятия.
№9.Создание презентации с помощью Шаблона
№10. Создание презентации с использованием графических объектов, анимации и гиперссылок
4
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Изучение компьютерных вирусов и антивирусных программ. Создание презентации. (window.edu.ru)
3
Раздел 4.
Технология обработки числовых данных.
(18/12)
18
Тема 4.1.
Структура ЭТ. Методы вычислений в электронных таблицах
База данных как модель информационной структуры.
Технология хранения, поиска и сортировка информации.
Содержание учебного материала
6
4.1.1
4.1.2
4.1.3.
4.1.4
Структура ЭТ. Методы вычислений в электронных таблицах Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
База данных как модель информационной структуры.
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.
Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.
Технология хранения, поиска и сортировка информации. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных
2
Практические занятия.
.№11. Решение математических задач. Графики.
№12. Функция автоматизации расчётов .Подбор параметров
№13. ЭТ в качестве базы данных.
№14. Создание таблицы с помощью Мастера.
№15. Формы . Создание формы с помощью Мастера
№16 Технология хранения, поиска и сортировка информации
12
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
Изучение компьютерных вирусов и антивирусных программ. Создание презентации. (window.edu.ru)
9
Раздел 5.
Телекоммуникационные технологии
6
Тема 5.
Типы информационных сетей. Локальная вычислительная сеть.
Понятие о глобальной сети Интернет.WEB - система.
Содержание учебного материала
2
5.1
5.2
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.Методы создания и сопровождения сайта
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет -телефония.
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения
2
Практические занятия.
№17 Понятие о глобальной сети Интернет.WEB - система.
№18.Работа в сети Интернет
4
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Изучение компьютерных вирусов и антивирусных программ. Создание презентации. antivirus-navigator.com, (window.edu.ru)
сообщени Подготовка сообщения по теме «Он-лайн редакторы». сообщение по теме «Информационно - поисковые системы России»
3
Раздел 6.
Основы языка гипертекстовой разметки
4
Содержание учебного материала
.6
Основы языка гипертекстовой разметки
2
Практические занятия
№19 HTML гипертекстовая разметка документа
№20. Инструментальные средства создания WEB - страниц.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения по теме «Положительные и отрицательные стороны развития сети Интернет». Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
antivirus-navigator.com, (window.edu.ru)
2
Всего:
96
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
-
учебного кабинета «Информатики и информационных технологий»
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
специализированная мебель;
-
комплект учебно-методической документации;
-
наглядные пособия;
-
раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям;
-
информационные стенды;
-
персональные компьютеры для оснащения рабочего места преподавателя и обучающихся с выходом в сеть Интернет;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
М.С. Цветкова, Л.С. Великович. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образование. - М.: Академия, 2 - е изд., 2012. - 350 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 8 - е изд., 2008. - 256 с.
Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2003. - 600 с.
Дополнительные источники:
Информатика: Базовый курс/ Симонович С.В.и др. - СПб.: Питер, 2008
Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студ. сред. Проф. образования. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
Михеева Е.В., Практикум по информатике. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Шауцукова Л.З. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 416 с.: ил.
Симонович С.В., Евсеев Г.А.Алексеев А. Н. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-Пресс: Инфорком-Пресс, 2007
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии", http://kpolyakov.narod.ru, antivirus-navigator.com,
kpolyakov.narod.ru, ict.edu.ru, avidemus.org/
makarova.piter.com/ - материалы практических работ к УМК Н.В. Макаровой
metodist.lbz.ru/ - авторские мастерские Босовой Л.Л., Угриновича Н.Д.
metod-kopilka.ru - методическая копилка учителя информатики
school-collection.edu.ru - цифровая коллекция образовательных ресурсов
videouroki.net - видеоуроки
Мультимедиа презентации:
Устройство компьютера
Внутренние устройства ПК
Магистрально-модульный принцип построения компьютера
Устройства памяти компьютера
Программное обеспечение
Операционная система
Файлы и файловая система
Компьютерные сети
Электронная почта
Структура данных на магнитных дисках
Электронные таблицы
Расчеты с использованием электронных таблиц
Компьютерные презентации
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем;
Умения:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
-
практических занятий;
- докладов;
- самостоятельных работ;
- подготовка презентаций;
- систематизации знаний в виде таблиц
- решение индивидуальных задач
Итоговый контроль в форме экзамена
Экзаменационные вопросы
1. Информатика. Определения и категории информатики. Понятие и свойства информации. Единицы измерения информации
2. Понятие и свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов, их характеристика.
3. Основные виды вычислительных процессов.
4. Понятие языков программирования и их классификация.
5. Классификация программного обеспечения: системное, инструментальное, прикладное.
6. Инструментальные программные средства. Трансляторы и их типы. Системы программирования.
7. Системное программное обеспечение: назначение, состав, классификация.
8. Понятие операционной системы и ее основные функции. Виды операционных систем.
9. Сервисные программы: программы-оболочки, утилиты, программы-архиваторы, антивирусные программы.
10. Классификация прикладного программного обеспечения.
11. Пакеты обработки текстовой информации.
12. Пакеты обработки графической информации.
13. Электронные таблицы (Табличные процессоры).
14. Базы данных и СУБД.
15. Программы архивирования информации.
16. Понятие компьютерного вируса и основные методы защиты от вирусов.
17. Поколения ЭВМ. Понятие о ресурсах ЭВМ и классификация ЭВМ
18. Структурная схема ЭВМ. Основные устройства ЭВМ и принцип их взаимодействия.
19. Понятие шины и системной магистрали. Стандарты шин.
20. Процессоры ЭВМ: понятие, назначение, типы, основные характеристики.
21. Организация и архитектура памяти ЭВМ.
22. Устройства ввода информации.
23. Устройства вывода информации.
24. Устройства хранения информации (Внешние запоминающие устройства).
25. Локальные компьютерные сети: основные понятия, топология.
26. Глобальная компьютерная сеть Internet: основные понятия.
27. Услуги, предоставляемые сетью Internet.
28. Основы защиты информации. Защита информации в компьютерных сетях.
29. Компьютерные преступления и способы их предупреждения.
30. Виды профессиональных автоматизированных систем.
6