Презентация по информатике на тему Кодирование информации

Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №3

Дата проведения: ________________

Группа: №2

Предмет: Информатика

Тема урока: Кодирование информации.

Цель урока: Формирование знаний о кодировании информации.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. показать учащимся способы кодирования информации в природе, искусстве;

  2. познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования информации в жизни человека, науке, технике;

  3. сформировать представление о необходимости кодирования информации;

  4. ввести понятия «код», «кодирование», «декодирование»;

  5. показать разнообразие окружающих человека кодов;

  6. продемонстрировать методику кодирование информации в компьютере;

  7. формировать умения и навыки работы с интерактивными программными средами.

Развивающие:

  1. развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное;

  2. развить творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитать интерес к знаниям;

  2. воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор;

  3. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  4. воспитание толерантности к индивидуальным возможностям одноклассников.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Теоретическая часть.

  4. Домашнее задание.

  5. Подведение итогов урока.



  1. Организационный момент.

приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отмечает отсутствующих.

2.Актуализация знаний.

  • Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире)

  • С помощью чего человек получает информацию? (с помощью органов чувств)

  • Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

  • Какие органы чувств воспринимают следующие виды информации: слуховую, зрительную, обонятельную? (Ухо - слуховую, глаз - зрительную, нос - обонятельную);

  • Виды информации по форме представления.(текстовая, числовая,
    графическая, музыкальная, комбинированная)

  • Какие действия можно совершать с информацией? (хранить, обрабатывать, передавать)

  • Как называются источники информации, которые мы воспринимаем зрительно? (визуальные)

  • Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации - книга, телевидение, SMS - сообщение, письмо; звуковые источники информации - телевидение, мелодия, речь).

  1. Теоретическая часть.

Кодирование - операция преобразования информации из одной формы представления в другую, код - набор условных обозначений для представления информации.

Кодирование - процесс представления информации в виде кода.

В качестве источников информации может выступать человек, техническое устройство, предметы, объекты живой и неживой природы. Информацией можно обмениваться, причем получателей сообщения может быть несколько или один. А чтобы получатели информации могли понять принятое сообщение им необходимо преобразовать его в исходную форму, т.е. совершить обратное действие кодированию - декодирование.

Декодирование - процесс обратный кодированию.

Возникает только один вопрос: зачем людям необходимо участие в двух процессах кодировании и декодировании, т.е. зачем люди кодируют информацию?

  • Чтобы скрыть ее от других (все случаи шифров и тайнописи).

  • Чтобы записать информацию короче. Самый простой пример - аббревиатуры. Что такое МХК, ИКБ?

  • Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать. Например, как передать информацию по телеграфу? Букву в электрический провод никак не запихнешь, значит, надо представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока.

В компьютере существуют разные способы кодирования и декодирования информации. Это зависит от вида информации: текст, число, графическое изображение или звук. Для числа также важно, как оно будет использовано: в тексте, или в вычислениях, или в процессе ввода-вывода.

Вся информация кодируется в двоичной системе счисления: с помощью цифр 0 и 1. Эти два символа называют двоичными цифрами или битами.

Такой способ кодирования технически просто организовать: 1 - есть электрический сигнал, 0 - нет сигнала.

Поскольку компьютер пока остается устройством, обрабатывающим информацию, закодированную двоичным кодом, то и видеоинформацию надо представлять в двоично закодированном виде.

Поступают следующим образом. Для простоты рассмотрения будем считать, что перед нами черно белый рисунок. Представим, что его изобразили или напечатали на листе, который позже разбили на квадратики. Теперь мы можем сказать, что в каком-то квадратике изображение есть, а в каком-то - нет. В первом случае, присваиваем квадратику 1 (единицу), а во втором - 0(нуль.) Тогда пробегая по этим квадратикам (слева направо и переходя по строкам сверху вниз) мы и получаем двоичный код рисунка.

  1. Домашнее задание.

  • Подумать, какие еще способы кодирования информации вы знаете.

  • Придумайте свои способы кодирования русских букв.

  1. Подведение итогов.

Вопросы учащихся и ответы на них.

Подведение итога урока. (На уроке мы узнали, что же такое код, познакомились с двоичным кодом, обсудили процессы кодирования и декодирования информации, и увидели универсальность двоичного кодирования на этих примерах).



© 2010-2022