Рабочая программа по информатике 8 класс

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» (статья №28).

  1. Устава МБОУ СОШ №4 города Сорочинска

  2. Основной образовательной программы МБОУ СОШ №4 города Сорочинска

  3. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  4. Учебного плана МБОУ СОШ №4 города Сорочинска на 2015-2016 учебный год.

  5. Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

  6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренных Министерством образования и науки РФ (протокол от 8 апреля 2015 года).

  7. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год

В соответствии с учебным планом «Информатика 8 класс» 1 час в неделю, всего 34 часа.

Резервное время распределено: 1 час на изучение темы «Человек и информация», 2 часа - «Первое знакомство с компьютером».

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Цели:

• Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• Формирование представления важности информационных процессов в развитии личности, государства и общества.

Задачи:

• Систематизировать подходы к изучению предмета;

• Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

• Научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

Учебно-тематический план

№п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Уроки

Лабораторно-практические работы

1

Введение в предмет

1

1

-

-

2

Человек и информация

5

2

2

1

3

Первое знакомство с компьютером

8

4

3

1

4

Текстовая информация и компьютер

9

3

5

1

5

Графическая информация и компьютер

5

3

2

-

6

Технология мультимедиа

6

4

1

1

Итого:

34

17

13

4Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчётливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

Содержание рабочей программы соответствует программе курса информатики для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель Бородин М.Н. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать

- связь между информацией и знаниями человека;

- что такое информационные процессы;

- какие существуют носители информации;

- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

- как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

- правила техники безопасности и при работе на компьютере;

- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

- типы и свойства устройств внешней памяти;

- типы и назначение устройств ввода/вывода;

- сущность программного управления работой компьютера;

- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

- назначение программного обеспечения и его состав.

- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

- какие существуют области применения компьютерной графики;

- назначение графических редакторов;

- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

- что такое мультимедиа;

- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Уметь

- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой;

- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

- инициализировать выполнение программ из программных файлов;

- просматривать на экране каталог диска;

- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

- использовать антивирусные программы.

- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Контроль уровня обучения

№ урока

Дата

Вид контроля

Тема

Форма контроля

2

Вводный

Информация и её виды

Тест

14

Полугодовой

Математические информационные модели.

Тест

23

Текущий

Обработка текстовой информации

Тест

31

Итоговый

Технические средства мультимедиа

Тест

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

Оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

Оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

Оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

Оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

Оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

Оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

Оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Тест оценивается следующим образом:

«5» - 85-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-84% правильных ответов на вопросы;

«3» - 50-70% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-49% правильных ответов на вопросы.

Ресурсное обеспечение программы

1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

2. Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

Календарно-тематическое планирование 8 класс

ТЕМА УРОКА

УУД

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ И СРОКИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

8 а

8 в

План

Факт

План

План

Введение в предмет

Представлять роль ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области

Информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

1

Вещество, энергия, информация наука информатика


1

Предмет информатики. Роль информатики в жизни людей

Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

Классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

1

Декларативные и процедурные знания, информативность сообщения,


Человек и информация

4


2

Информация и её виды. Вводный контроль

1

Образная и знаковая формы восприятия информации


3

Восприятие информации человеком

1


4

Информационные процессы

1

Информацион-

ные процессы


5

Измерение информации. Практическая работа № 1 «Работа с клавиатурным тренажером»

Оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

Оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

1

Алфавит, мощность алфавита

1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита.


6

Единицы измерения информации. Практическая работа № 2 «Основные приёмы редактирования»

1

Информационный объём текста

Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт


Первое знакомство с компьютером

- понимание роли фундаментальных знаний как

Основы современных информационных технологий

- анализировать любую позиционную

Систему счисления как знаковую систему;

6


7

Архитектура компьютера. Практическая работа № 3 «Комплектация устройств ПК»

Анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

Определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

1

Носители и устройства внешней памяти,


8

Принципы организации внутренней и внешней памяти

1

Внутренняя память, программы и данные


Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

9

Персональный компьютер. Основные устройства

1

Магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств.

Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.

Характеристики устройств внешней памяти


10

Программное обеспечение и его виды

1

Программное обеспечение, операционная система,


11

Системное ПО. Операционные системы.

1

Системное программное обеспечение и функции операционной системы, сервисные программы


12

Файловая структура внешней памяти. Практическая работа № 4 «Работа с файловой системой»

Выполнять основные операции с файлами и папками;

Оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

Оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

1

Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск


13

Пользовательский интерфейс. Практическая работа № 5 «Пользовательский интерфейс ОС»

1

Пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы


14

Компьютер и информация. Контрольная работа за 1 полугодие

1


Текстовая информация и компьютер

9


15

Представления текстов в памяти компьютера

Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора

1

Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы


16

Текстовые редакторы и процессоры

1

Текстовый редактор и текстовый процессор.


17

Работа с внешними носителями и принтерами. Практическая работа № 6 «Основные приёмы ввода и редактирования текста»

1


18

Принципы работы с текстовым редактором. Практическая работа № 7 «Приёмы форматирования текста»

1

Редактирование текста


19

Интеллектуальные системы работы с текстом

1

Шрифты. Форматирование текста


20

Компьютерные словари системы перевода. Практическая работа № 8 «Работа с таблицами»

Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

1

Буфер обмена Многооконный режим работы


21

Вставка объектов в текст. Практическая работа № 9 «Работа с нумерованными и маркированными списками»

1

Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt


22

Гиперссылки. Практическая работа № 10 «Встроенные шаблоны, стили, гипертекст»

1

Списки, шаблоны, стили


23

Обработка текстовой информации. Контрольная работа

1


Графическая информация и компьютер

5


24

Компьютерная графика и области её применения

Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

1

Графика, растровая, векторная графика


25

Графические редакторы растрового типа. Практическая работа № 11 «Создание изображения в среде ГР растрового типа»

1

Графические редакторы. Растровый графический редактор.


26

Кодирование изображения

1

Пиксель, видеопамять, дискретность


27

Работа с векторным графическим редактором. Практическая работа № 12 «Создание изображения в среде ГР векторного типа»

1


28

Технические средства компьютерной графики

1

Сканер, графопостроитель


Технология мультимедиа

6


29

Понятие мультимедиа.

Использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Изучить принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; использовать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

1

Мультимедиа Компьютерные презентации


30

Представление звука в памяти компьютера

1

Аналоговое и цифровое представление звука.


31

Технические средства мультимедиа.

Итоговая контрольная работа

1


32

Компьютерные презентации

Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст

1

Оформления и шаблона презентации. Анимация объектов


33

Создание компьютерной презентации. Практическая работа № 13 «Создание компьютерной презентации»

1


Создавать несложную презентацию в среде типовой программы: выбрать оформление и шаблон, создавать и удалять слайды, добавлять текст, графику, анимацию объектов, переход между слайдами.

34

Проектная деятельность. Этапы создания проекта. Подведение итогов

1








© 2010-2022