Рабочая программа информатика 6 класс

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа информатика 6 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:

  • требований федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • примерной основной образовательной программы основной школы;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 год № 189);

  • учебного плана МБОУ «Калининская СОШ»;

  • календарного учебного графика МБОУ «Калининская СОШ» на 2015-2016 учебный год;

  • основной образовательной программы МБОУ «Калининская СОШ»;

  • авторской программы по информатике профессора Н.В. Макаровой для 6 класса.

Изучение информатики в 6 классе направлено на достижение следующей целей и задач:

Цели:

  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • освоение среды программирования Лого;

  • знакомство с программой MS PowerPoint;

  • формирование навыков составления программ.

Задачи:

  • продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • освоение среды программирования Лого;

  • формирование навыков написания программ;

  • развитие логического и абстрактного мышления;

  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества

Характеристика особенностей программы:

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня является

  • получение школьниками представлений о сущности информационных процессов,

  • изучение примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике,

  • классификация информации,

  • формирование умения устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д.

Это помогает ученику осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Направленность курса - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в старших классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 35 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Так как информационные технологии широко используются при освоении многих школьных предметов, в изучаемый материал добавлен раздел «Знакомство с программой PowerPoint. Подготовка слайдовых презентаций» за счёт уплотнения материала, изучаемого в 5 классе. При изучении тем «Среда программирования ЛогоМиры», «Знакомство с программой PowerPoint» включается региональный компонент.

Итого за год: 35 часов, из них контрольных - 2.

Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой ОУ используется следующий учебно-методический комплект: -учебник Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».







Формы организации деятельности учащихся:

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения информатики на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Преобладающие формы текущего контроля УУД и промежуточной аттестации учащихся:

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении информатики.

Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля используются дифференцированные карточки по вариантам с обязательным последующим разбором или тестовые задания. Длительность контрольной работы - не более 30 минут.

При практической работе с учебником используется взаимоконтроль и самоконтроль. При этом используются следующие контролирующие действия:

  1. сверка с образцом (ответом);

  2. повторное решение задачи;

  3. решение обратной задачи;

  4. проверка полученных результатов по условию задачи;

  5. примерная оценка искомых результатов;

  6. проверка на частном случае.




Содержание учебного курса и требования к уровню подготовки учащихся.

раздела

Раздел учебного курса

Содержание тем раздела учебного курса

Количество часов (на изучение раздела)

Требования к уровню подготовки учащихся (либо компетенции)

1

Программирование как средство развития алгоритмического и

логического мышления.

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты:

Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение. Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

Создание микромира и его обитателей

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания мультипликационного сюжета.

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д.

Датчики для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.

Составление программ


25

Знать назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры; понятие команды и входных параметров.

Уметь управлять движением Черепашки; рисовать простейшие фигуры. Знать назначение и возможности Поля форм; технологию создания декорации микромира.

Уметь переодевать Черепашку в разные формы; пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров; создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане. Знать назначение Личной карточки Черепашки; технологию организации движения Черепашки.

Уметь моделировать прямолинейное движение с разными скоростями; моделировать движение по сложной траектории; моделировать движение с повторяющимися фрагментами (создавать анимацию). Знать, что такое программа; правила оформления программы; технологию создания мультипликационного сюжета.

Уметь разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета. Знать назначение и виды датчиков; когда следует использовать бегунок; что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.

Уметь использовать датчики для изменения параметров Черепашки; создавать бегунки; использовать датчик случайных чисел

2

Знакомство с программой MS PowerPoint


Компьютерные презентации. Оформление презентации по шаблону. Смена слайдов. Анимационные эффекты. Вставка объектов. Настройка анимации. Переключение слайдов. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

10

Знать объекты в приложении PowerPoint, технологию работы с объектами, правила оформления презентаций.

Уметь запускать и настраивать приложения PowerPoint, применять шаблоны для оформления дизайна слайдов устанавливать анимационные эффекты для объектов, использовать различные способы сохранения и запуска презентации.



№ урока п/п



№ урока по разделу

Календарно-тематическое планированиеДата

Тема урока

Содержание урока

(основные понятия)

Компетенции учащихся (предметные)

Формы контроля




По плану

фактически





Программирование как средство развития алгоритмического и

логического мышления. 25 часов


1


1

03.09


Техника безопасности в компьютерном классе. Правила работы за компьютером.

Правила поведения в кабинете информатики и работы за компьютером.

Знать правила поведения в кабинете информатики и работы за компьютером.


2

2

10.09


Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней.

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты:

Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

Знать назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры; понятие команды и входных параметров.

Уметь управлять движением Черепашки; рисовать простейшие фигуры.

фронтальный опрос

3

3

17.09


Пробы пера



фронтальный опрос

4

4

24.09


Первые итоги



самостоятельная работа

5

5

01.10


Черепашка меняет облик



опрос в парах

6

6

08.10


Создание театра в среде ЛогоМиры

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение. Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Знать назначение и возможности Поля форм; технологию создания декорации микромира.

Уметь переодевать Черепашку в разные формы; пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров; создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане.

беседа

7

7

15.10


Создание микромира и его обитателей



практикум

8

8

22.10


Создание микромира и его обитателей



фронтальный опрос

9

9

29.10


Учим Черепашку двигаться

Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

Знать назначение Личной карточки Черепашки; технологию организации движения Черепашки.

Уметь моделировать прямолинейное движение с разными скоростями; моделировать движение по сложной траектории; моделировать движение с повторяющимися фрагментами (создавать анимацию).

опрос в парах

10

10

12.11


Черепашка идёт по компасу




наблюдение

11

11

19.11


Движение усложняется




фронтальный опрос

12

12

26.11


Организация движения Черепашки




наблюдение

13

13

03.12


Организация движения Черепашки




практикум.

14

14

10.12


Зачет по теме Движение черепашки.

Создание микромира и его обитателей


контрольная работа

15

15

17.12


Первая анимация

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания мультипликационного сюжета.

Знать, что такое программа; правила оформления программы; технологию создания мультипликационного сюжета.

Уметь разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета.

фронтальный опрос

16

16

24.12


Что можно моделировать в ЛогоМирах



фронтальный опрос

17

17

14.01


Черепашка-ученица



наблюдение

18

18

21.01


Как оформить программу



беседа

19

19

28.01


Нужен ли вечный двигатель



опрос в парах

20

20

04.02


Составление программ



практикум

21

21

11.02


Что показывают датчики

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д.

Датчики для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования парамерртров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.

Знать назначение и виды датчиков; когда следует использовать бегунок; что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.

Уметь использовать датчики для изменения параметров Черепашки; создавать бегунки; использовать датчик случайных чисел.

беседа

22

22

18.02


Для чего Черепашке датчики



фронтальный опрос

23

23

25.02


Учимся командовать с умом



фронтальный опрос

24

24

03.03


Приборная панель



беседа

25

25

10.03


Контрольная работа по теме Логомиры

Составление программ


контрольная работа

Знакомство с программой MS PowerPoint 10 часов


26

1

17.03


Назначение и интерфейс программы MS PowerPoint

Компьютерные презентации. Оформление презентации по шаблону. Смена слайдов. Анимационные эффекты. Вставка объектов. Настройка анимации. Переключение слайдов. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

Знать объекты в приложении PowerPoint, технологию работы с объектами, правила оформления презентаций.

Уметь запускать и настраивать приложения PowerPoint, применять шаблоны для оформления дизайна слайдов устанавливать анимационные эффекты для объектов, использовать различные способы сохранения и запуска презентации.


наблюдение

27

2

24.03


Дизайн



беседа

28

3

07.04


Оформление презентации



фронтальный опрос

29

4

14.04


Разметка слайда.



фронтальный опрос

30

5

21.04


Вставка объектов



наблюдение

31

6

28.04


Настройка анимации



опрос в парах

32

7

05.05


Подготовка тематической презентации «Мой Край»



тестовые задания

33

8

12.05


Подготовка тематической презентации «Мой Край»



фронтальный опрос

34

9

19.05


Подготовка тематической презентации «Мой Край»



практикум

35

10

26.05


Защита творческих проектов

Результат работы в программе MS PowerPoint


практикум






Формы контроля по информатики, класс 6


Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

ИТОГО

Контрольная работа


1

1


2

Исследовательская работа




1

1
















Учебно-методические средства

Литература и средства обучения.

Преподавание информатики в 6 классе в основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

  • Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008

  • Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей.
    Часть 1. Информационная картина мира / Под ред проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009. - 300 с.

  • Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей.
    Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Под ред проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009. - 430 с.

  • Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей.
    Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий / Под ред проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009. - 206 с.

  • Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008


Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

мультимедийные ПК;

глобальная сеть;

мультимедиапроектор;

принтер;

сканер;

интерактивная доска

Программные средства;

операционная система Windows;

полный пакт офисных приложений Microsoft Office;

растровые и векторные графические редакторы;

архиватор Winrar.



Дополнительная литература и интернет-ресурсы:

Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru

Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru

Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net

Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 - 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

kirina-85.narod.ru/teoria/8.html - уроки по ЛогоМирам



© 2010-2022