- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике на тему «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»
Урок по информатике на тему «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романова Ю.Е. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБОУ СПО «Орехово-Зуевский промышленно-экономический колледж им. С. Морозова» МО
Методическая разработка
урока по дисциплине «Информатика и ИКТ»
по теме
«Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»
Автор: преподаватель информатики Романова Ю.Е.
Орехово-Зуево, 2014
Тема урока: «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы».
Цели урока:
-
Образовательная: познакомиться с понятиями «Интернет», браузер, изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети.
-
Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
-
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества.
-
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.
Оборудование: компьютерный класс, экран, проектор, презентация, раздаточный материал, тесты.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Постановка цели занятия и мотивация целевого компонента.
- Итак, тема нашего урока: «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы».
Вопрос: Как Вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Ответы: Для чего необходим Интернет, что и как можно найти в нем, какие возможности он нам предоставляет, какие программы нам нужны для этого, познакомиться с понятием «браузер».
- Правильно, это и является целью нашего сегодняшнего урока.
«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель
Интернет, прочно войдя в нашу жизнь, смог за очень короткое время существенно изменить ее. Сейчас Интернет - наиболее быстрое, надежное средство общения и обмена информацией между людьми. С его помощью появилась возможность участвовать в интернет-конференциях, находить единомышленников и друзей по всему миру, заниматься самообразованием, что, пожалуй, является очень важным для человека, живущего в XXI веке.
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое. Для того, чтобы быть образованным и уметь быстро ориентироваться в огромном информационном пространстве, нам и необходимы знания, полученные на сегодняшнем уроке. Для начала попытайтесь дать определение, что же такое Интернет? На самом деле понятий интернет огромное количество.
Правильно, по-другому можно сказать, что Интернет - это глобальная компьютерная сеть, либо виртуальная сеть, либо объединение огромного количества компьютеров в сеть.
Для того, чтобы перейти к изучению данной темы, давайте в начале окунёмся в историю создания Интернета. Нам подготовили проект на эту тему студенты вашей группы ………………………….
На сегодняшний момент глобальной сетью Интернет пользуется огромное количество людей. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Давайте выясним, какие возможности нам предоставляет глобальная компьютерная сеть Интернет.
Обучающиеся: 1) Поиск информации,
2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.
3) Общение в сети (в социальных сетях).
4) Использование электронных библиотек, музеев …
5) Покупки через Интернет (Интернет - магазины).
6) Учеба через Интернет.
7) Поиск погоды, расписаний, работы…
8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).
9) Электронная почта и т. д.
- Молодцы, всё верно.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
Обучающиеся: Интернет нам помогает и экономит много сил и времени.
- Совершенно верно, но надо помнить два момента - во-первых, об авторских правах на тот или иной файл, программу, видео и т. д., а во-вторых, Интернет - это не только полезная информация, но еще и компьютерные вирусы.
III. Изучение нового материала.
- А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию.
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. И помогают нам в этом специальные программы, которые называются браузерами.
Определение: бра́узер - программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. Презентация «Способы поиска информации»
- А какие браузеры вы знаете?
-
Internet Explorer - Не самый быстрый при загрузке и работе. Говоря откровенно - самый медленный браузер! Частые зависания и "падения". Стандартный и "серый" внешний вид. Улучшенная и при этом очень навязчивая система безопасности, много других инноваций. Слишком медленный и слишком нестабильный. Его держит на плаву только то, что он предустановлен в каждой операционной системе Windows. Иначе, не продержаться бы ему и дня.
-
Google Chrome. Один из самых быстрых браузеров. Быстрота достигается за счет отказа от многих функций, имеющихся в других браузерах. Очень скромный и минималистичный вид. Минимум функций, что не всегда есть хорошо. Разработчиком заявлено, что браузер имеет большинство инновационных особенностей Mozilla Firefox и Opera. Определенно слишком простой и слишком минималистичный. Следует признать, что Google Chrome - спринтер в мире браузеров по холодному запуску и загрузке страниц.
-
Mozilla Firefox. Потенциально быстрый, но при инсталляции плагинов становится медленнее. Были некоторые проблемы у ранних версий, однако, практически все они отсутствуют у последней версии. Весьма легок в освоении и поражает простотой настроек. На панели инструментов находится очень мало кнопок (основное место занимает строка введения адреса и поиска). К этому браузеру очень быстро привыкают, и, несмотря на ограниченные базовые возможности, существует огромное пространство для расширения. Приятный на вид и удобный в использовании. Имеет в своем арсенале массу инновационных разработок. А все, что не встроено, можно установить дополнительно.
Самый распространенный на сегодняшний день браузер из альтернативных! Масса инноваций, удобства и стабильная работа - вот те три кита, на которых держится FireFox. Надежный браузер для профессионалов и новичков Интернета. -
Opera - Очень быстрый! Очень стабильная работа. Минимализм. В Опере были впервые использованы многие инновации, которые теперь входят в стандартный набор других браузеров. Превосходный, инновационный браузер. Она проста, достаточно функциональна и имеет хорошие показатели скорости и стабильности. Этот обозреватель обладает очень необычным интерфейсом и поэтому создается впечатление о сложности его освоения, высокая популярность этого браузера говорит об обратном. Opera - многофункциональный "комбайн", включающий в себя помимо браузера, почтовый клиент, IRC-клиент и клиент для чтения RSS - новостей.
-
Яндекс. Браузер (версии 1.1, 1.2, 1.5) - бесплатный браузер, созданный компанией Яндекс в 2012 году, простой и быстрый браузер с лаконичным дизайном и серьезным подходом к безопасности (загружаемые пользователем файлы проверяются на вредоносность системой, созданной в «Лаборатории Касперского»). Единая строка для адресов и поисковых запросов. Проверка скачиваемых файлов на вирусы. Легкий перенос настроек из другого браузера. Режим Турбо для ускорения загрузки страниц.
Для поиска информации используются в основном три основных способа:
-
Указание адреса страницы; (слайд)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
-
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
-
Обращение к поисковой системе (слайд).
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд)
- Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды).
Yandex. ru
Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 13).
Google. ru
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" - это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14).
Rambler. ru
Rambler создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд).
IV.Закрепление изученного материала - выполнение практической работы
Прежде чем продолжить работу, проведите физкультминутку для глаз:
-
В положении сидя медленно делайте движения зрачками: слева-направо и справа-налево, затем вверх-вниз и вниз-вверх.
-
Круговые движения глазами по часовой стрелке и в противоположном направлении.
-
Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.
-
Частые моргания глазами.
-
Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко «соединятся».
-
Положите ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закройте этим треугольником глаза и повторите все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны дифференцированные карточки.
Те, кто оценивает свои знания на оценку «5» по данной теме должны ответить на проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (приложение).
Поиск информации в поисковой системе по ключевым словам
-
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем ………..ккал, подростку - ………. ккал на 1 кг массы тела.
-
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты ……………………………
…………………………….
-
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как ………….., т. е. подросток должен получать углеводов в…….. раза больше, чем белков или жиров.
-
Подросток должен есть не реже …… раз в день, т. е. каждые …………. ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
-
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - ……%; обед- …….…%; полдник - ….……%; ужин - …..….%.
1. Для поиска введите в поисковой системе: в сутки взрослому требуется ккал
(впишите найденную информацию на карточку)
2. Для поиска введите в поисковой системе: питание подростка продукты
3. Для поиска введите в поисковой системе: оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов
4. Для поиска введите в поисковой системе: подросток должен есть не реже
5. Для поиска введите в поисковой системе: суточная калорийность питания подростка
-
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем 40 - 42 ккал, подростку - 50 - 52 ккал на 1 кг массы тела.
-
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты животного и растительного происхождения.
-
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как 1:1:4, т. е. подросток должен получать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров.
-
Подросток должен есть не реже 4 раз в день, т. е. каждые 3 - 4 ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
-
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - 25%; обед- 35 - 40%; полдник - 20 - 10%; ужин - 20-25%.
Те, кто оценивает свои знания на «4» выполнит следующую практическую работу, ответив на вопросы:
1. Обращение по адресу
1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: nlr.ru (Российская национальная библиотека.)
2. Web-страница, расположенная по адресу: samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)
3. Определить, о чем рассказывается на данной странице: konkurskit.ru
2. Использование поисковых серверов.
1. Где и когда родился президент России? (Ленинград, 7.10.1952)
2. В каком веке придумали мороженое пломбир? (XIX век)
3. В каком веке придумали салат Оливье? (в 19 веке в 60-х годах)
И, наконец, тем кто плохо разобрался в данной теме, я предлагаю ответить на вопросы теста:
Тема: "Коммуникационные технологии"
1.Модем - это ...
-
Устройство для печати.
-
Устройства для работы в Интернете.
-
Устройство для сканирования документов.
2.Монитор - это ...
-
Устройство вывода информации.
-
Устройство ввода информации.
-
Устройство ввода и вывода информации.
3.Браузер - это ...
-
Текстовый редактор.
-
Графический редактор.
-
Программа для просмотра веб - страниц.
4.К поисковым системам относят:
-
Rambler,
-
Яndex.
-
Google,
-
Mail
5.Какая программа является антивирусной
-
Аваст.
-
Winamp
-
Nero
-
Stamina
6.Наименьшая единица информации
-
1 Байт
-
1 МБайт
-
1 КБайт
7.Наибольшая единица информации
-
1 Байт
-
1 МБайт
-
1 Кбайт
V.Подведение итогов.
Итак, подведем итоги…
Преподаватель: Какие же возможности нам предоставляет глобальная компьютерная сеть Интернет.
Обучающиеся: 1) Поиск информации,
2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.
3) Общение в сети (в социальных сетях).
4) Использование электронных библиотек, музеев …
5) Покупки через Интернет (Интернет - магазины).
6) Учеба через Интернет.
7) Поиск погоды, расписаний, работы…
8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).
9) Электронная почта и т. д.
Преподаватель: Приведите примеры браузеров.
Обучающиеся: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Neo Planet и другие.
Преподаватель: А какие поисковые системы Вы знаете?
Обучающиеся: Rambler, Апорт, Яndex, Google и другие.
- Какие существуют способы поиска информации в Интернет?
- Какой из способов, на ваш взгляд, самый простой?
VI. Домашнее задание.
Существуют сильные и слабые стороны Интернета. Студенты, сидящие на 1 варианте должны найти и записать недостатки Интернета, а студенты, сидящие на 2 варианте - достоинства Интернета. И на следующем уроке мы с вами подискутируем на эту тему.
Работа на оценку «5».
Поиск информации в поисковой системе по ключевым словам
-
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем ………..ккал, подростку - ………. ккал на 1 кг массы тела.
-
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты ……………………………
…………………………….
-
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как ………….., т. е. подросток должен получать углеводов в…….. раза больше, чем белков или жиров.
-
Подросток должен есть не реже …… раз в день, т. е. каждые …………. ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
-
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - ……%; обед- …….…%; полдник - ….……%; ужин - …..….%.
1. Для поиска введите в поисковой системе: в сутки взрослому требуется ккал
(впишите найденную информацию на карточку)
2. Для поиска введите в поисковой системе: питание подростка продукты
3. Для поиска введите в поисковой системе: оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов
4. Для поиска введите в поисковой системе: подросток должен есть не реже
5. Для поиска введите в поисковой системе: суточная калорийность питания подростка
Работа на оценку «4»
1. Обращение по адресу
1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: nlr.ru 2. Web-страница, расположенная по адресу: samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска?
3. Определить, о чем рассказывается на данной странице: konkurskit.ru
2. Использование поисковых серверов.
1. Где и когда родился президент России?
2. В каком веке придумали мороженое пломбир?
3. В каком веке придумали салат Оливье?
Работа на оценку «3».
Тема: "Коммуникационные технологии"
1. Модем - это ...
-
Устройство для печати.
-
Устройства для работы в Интернете.
-
Устройство для сканирования документов.
2. Монитор - это ...
-
Устройство вывода информации.
-
Устройство ввода информации.
-
Устройство ввода и вывода информации.
3. Браузер - это ...
-
Текстовый редактор.
-
Графический редактор.
-
Программа для просмотра веб - страниц.
4. К поисковым системам относят:
-
Rambler,
-
Яndex.
-
Google,
-
Mail
5. Какая программа является антивирусной
-
Аваст.
-
Winamp
-
Nero
-
Stamina
6. Наименьшая единица информации
-
1 Байт
-
1 МБайт
-
1 КБайт
7. Наибольшая единица информации
-
1 Байт
-
1 МБайт
-
1 Кбайт
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
Правильный ответ
Литература:
-
Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С. Цветкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
-
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
Интернет-ресурсы:
-
studopedia.net/10_80027_poisk-informatsii-s-ispolzovaniem-kompyutera.html
-
uniofweb.ru/wiki/poiskovye_sistemy
-
school497.ru/download/u/01/urok6/les6.html