Урок по информатике Массивы. Введение

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеУрок по информатике Массивы. ВведениеТема урока: Массивы.

Определение массива. Доступ к элементам массива.

Тип урока: Комбинированный.

Цели и задачи урока:

Образовательные: Закреплять знания и умения, полученные на предыдущих уроках. Усвоить понятие массива, как нового структурированного типа данных. Ознакомиться с терминологией. Раскрыть значение каждого термина. Показать распространённость использования массивов. Овладеть основными приёмами работы с массивами: создание массива, ввод значений с клавиатуры, определение значений с помощью оператора присваивания, вывод элементов массива в заданном виде. Заложить прочную основу к дальнейшему изучению материала.

Воспитательные: Воспитание познавательной активности. Создать доброжелательную, рабочую обстановку, побуждающую к творческой работе. Побудить желание к изучению этой темы на следующих уроках.

Развивающие: Развивать умение применять полученные знания для решения практических задач. Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Приучать детей к самостоятельной работе, умению планировать свою деятельность в будущем.

Материалы и оборудование: Раздаточный материал - карточки с объяснением материала по теме урока и проверочными заданиями.

Хронометраж:

  1. Организационный момент - 1-2 мин.

  2. Опрос пройденного материала, необходимого для новой темы - 5 мин.

  3. Объяснение нового материала - 20 мин.

  4. Практическая работа за компьютером - 15 мин.

  5. Домашнее задание - 2 мин.

  6. Подведение итогов - -2 мин.
























Ход урока

Содержание

Теоретическое

обоснование

1.Организационный момент.

После приветствия сообщаю тему и цель урока:

Сегодня мы начинаем новую тему «Массивы». Цель нашего урока: получить общее представление о массивах, как нового способа организации данных; научиться использовать массивы в программе: создавать одномерный массив, овладеть различными способами задания значений элементам массива.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Перед тем как приступить к новому материалу вспомним, что такое величина переменная.

ПОУ (предполагаемый ответ ученика): Это - величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Для обозначения переменных в языке Бейсик используются имена, называемые идентификаторами.

Учитель: Что характеризует величину переменную?

ПОУ: Имя, тип, значение.

Учитель: Какие типы переменных величин мы с вами используем в языке программирования Бейсик?

ПОУ: Числовые целые, числовые вещественные, строковые.

Учитель: Для чего служит имя переменной величины?

ПОУ: Имя переменной служит как бы адресом ячейки, в которой хранится значение переменной.

Учитель: Как может обозначаться переменная величин в языке программирования Бейсик?

ПОУ: Одной латинской буквой или латинской буквой, за которой следует цифра. Имя может заканчиваться суффиксом- указателем на тип переменной. Суффикс % указывает на числовую целую, $ - на строковую величину переменную. Если же после имени нет указанных символов, то это переменная величина вещественного типа.

Учитель: Например.

ПОУ: A, P2 - имена вещественных переменных; В%, С5% - целых; S$, W7$ - строковых.

3. Объяснение нового материала.

Запишите себе в тетради тему: Массивы. Запишите определение: Массив - упорядоченный набор однородных элементов, имеющий одно общее имя.

Сейчас мы с вами выясним, что можно подвести под это определение. Возьмите карточки. Внимание на здание 1.

Учитель: В школьный двор привезли для посадки несколько ёлочек. В каком случае можно будет сказать. Что наши ёлочки образуют массив?

ПОУ: Когда мы их пронумеруем и дадим общее имя.

Учитель: В каком пункте а) или б) задания 1 есть массив, в каком нет и почему? Смотри Приложение 1).

ПОУ: В пункте а) есть массив, т.к. есть всё, что требуется для массива: одинаковый тип, нумерация и у них есть общее имя А. В пункте б) нет массива, т.к. среди ёлочек есть другое дерево - нет однотипности и нет имени.

Учитель: Что можно привести в качестве примера массива?

ПОУ: Список фамилий в школьном журнале; пронумерованные места в автобусе.

Если есть затруднения с примерами, то немного подсказать наводящими вопросами.

Вернёмся к карточкам, задание 1.

Задание №1

А(1)А(2)А(3)А(4)А(5)

А 2 5 0 -12 2


А(2) = 5

Значение элемента

Размер массива - количество элементов в массиве.


А(2) Обращение к

элементу массива

Имя индекс

массива А(J) (номер) А(J) - J -ый

элемент массива

Учитель: У нас есть числовой массив именем А. Сосредоточим наше внимание не на массиве в целом, а на отдельном элементе массива. Выделим, что принадлежит только этому элементу. Как вы считаете?

Примечание: Если первый ответ будет тип или имя, то указать на общность этих понятий и ещё раз повторить вопрос: чем отличается один элемент от другого?

ПОУ: Номером.

Учитель: Совершенно верно. Этот номер принято называть индексом. Что ещё принадлежит одному элементу? Например, что можно сказать об элементе массива с индексом 3?

ПОУ: Он равен 0.

Учитель: А элемент с номером 2 равен…

ПОУ: 5.

Учитель: Т.е. каждый элемент имеет своё…

ПОУ: значение.

Учитель: Что ещё? Как обратиться к конкретному элементу массива? Нужно записать имя массива, а в скобках его индекс. Поэтому массив часто называют переменными с индексами. Обращение к элементу массива, значение которого равно -12…

ПОУ: А(4)

Учитель: Чему равно значение элемента А(5)?

ПОУ: 2

Учитель: Сколько элементов в массиве А? 5. запишите себе Размер массива - количество элементов в массиве.

Теперь посмотрим, как удобнее нумеровать последовательность. Допустим, какой-то шутник в театре пронумеровал все места подряд от 1 до 1000. Как долго вы будете искать своё 817 место? Как исправить положение?

ПОУ: Пронумеровать ряды и места.

На доске записываю Т (ряд, место).

Учитель: Сколько индексов нужно указать для обозначения одного места?

ПОУ: Два.

Т.е. в массиве А одна мера, а в массиве Т уже две. Одна мера - массив одномерный, две - двумерный.

Запишем: Количество индексов, необходимых для обращения к элементу массива указывает на его размерность.

По своей организации массивы могут быть одномерными и многомерными. Двумерные массивы иначе называют матрицами.


Задание № 2

В(1,1)

В(1,2)

В(1,3)

СтрокиВ(2,1)



В(3,1)



В(4,1)




Столбцы


строка столбец


В(I,J)

Задание: Записать обращение к заштрихованным элементам.


Теперь небольшая работа с карточкой. Занесите себе в тетради пункты №1 и №2. В п. №2 есть задание. Выполните его самостоятельно. Объясните соседу, как строится обращение к элементу двумерного массива. Проверка задание осуществляется на местах. Особое внимание обращаю на детей слабых. При затруднениях у детей тут же объясняю, как строится обращение к элементу двумерного массива, добиваюсь того, чтобы каждый ученик понял.

Закрепление пройденного.

Подведём итог урока. Мы должны были получить общее представление о массивах, как нового способа организации данных, т.е. узнать. Понять, запомнить основные термины и понятия, относящиеся к массивам. Ответьте с места на следующие вопросы:

Учитель: Какие переменные могут быть объединены в массив?

ПОУ: Однотипные.

Учитель: Какого типа будет массив, содержащий список учеников вашего класса?

ПОУ: Строковой.

Учитель: Каков будет размер этого массива?

ПОУ: 31.

Учитель: Какой размерности будет этот массив?

ПОУ: Одномерный.

Учитель: Какой индекс будет иметь элемент этого массива, имеющий значение « Швецов Павел»? Почему?

ПОУ: 31, т.к. эта фамилия последняя в списке.

Учитель: Другой хорошо известный вам пример двумерного массива - таблица Пифагора (Приложение №2).


1 2 3 4 5 6 7 8 9


1

2

3

4

5

6

7

8

9


1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 4 6 8 10 12 14 16 18

3 6 9 12 15 18 21 24 27

4 8 12 16 20 24 28 32 36

5 10 15 20 25 30 35 40 45

6 12 18 24 30 36 42 48 54

7 14 21 28 35 42 49 56 63

8 16 24 32 40 48 56 64 72

9 18 27 36 45 54 63 72 81


Если имя этого массива будет Р, то как обратиться к элементу массива, значение которого равно 24?

ПОУ: Р(3,8) или Р(4,6) или Р(6,4) или Р(8,3).

Учитель: Чему будет равно значение элемента Р(7,3)?

ПОУ: 21.

Учитель: Есть ли вопросы?

После примера обычно следует вопрос - есть ли трёхмерные массивы.

Пример: Адрес: первый индекс - номер дома;

второй - корпус;

третий - номер квартиры;

4. Переходим ко второй части урока: Использование массивов в программе, создание одномерного массива, способы задания значений элементам.

Использование массивов в программах облегчает обработку данных (статистическую, поисковую), поэтому, если есть группа связанных данных, то целесообразно объединять их в массив. Если в программе используется массив. То он должен быть предварительно описан. Это значит, что машине должна быть дана информация о структуре и размере массива, т.е. какое имя будет у массива, тип элементов массива и количество элементов в массиве. Имя массива строится по тем же правилам, что и имя простой переменной. Для описания массива в языке программирования БЕЙСИК используется оператор DIM(сокращение слова dimension - размерность). Этим оператором даётся указание ЭВМ зарезервировать необходимое количество ячеек памяти для хранения указанных в операторе DIM массивов.

Например, опишем массивы из заданий №1 и №2 (Приложение 1) DIM A(5), B(4,3).

Под одномерный массив А будет выделено 5 подряд идущих ячеек памяти для элементов А(1), А(2), А(3), А(4), А(5). Одномерный массив представляет собой линейную последовательность;

под двумерный массив В -12 подряд идущих ячеек памяти для элементов В(1,1), В(1,2), В(1,3), В(2,1), В(2,2), В(2,3), В(3,1), В(3,2), В(3,3), В(4,1), В(4,2), В(4,3).

В языке БЕЙСИК двумерный массив размещается в памяти по строкам: сначала первая строка, затем вторая и т.д.

1. Сразу поставить задачу перед классом на весь урок, чтобы дети в конце урока сами могли определить, выполнена поставленная задача или нет, что создаст в них уверенность в себе, если цель будет достигнута.

2. Проверка прошедшего материала перед ново темой даёт возможность учителю проверить прочность знаний учащихся, а у детей создать ощущение цельности курса, что создаёт мотивацию для дальнейшего изучения курса.







Выделение нужного учит детей сосредоточенности, концентрации внимания на поставленной задаче, что важно не только в программировании, но и во многих областях жизнедеятельности человека.

















3. Для детей гуманитарного склада все примеры взяты непосредственно из повседневной жизни, чтобы, переходя от конкретного к абстрактному, быстрее и прочнее усвоить новое, довольно сложное понятие.













Важно научить детей не только выделять главное, но и закреплять новые знания. Особо значение имеет наглядность и простота способа запоминания.

Примеры, приводимые самими детьми, показывают, что они понимают суть определения нового типа данных.

Когда усвоено понятие массива, можно переходить от конкретных примеров, взятых непосредственно из жизни, к абстрактному примеру, конкретизировать и углублять знания, приблизиться к языку программирования.



Здесь важно, чтобы дети сами поправили себя, используя только что полученные знания, учитель только направляет.


Объяснение нового материала идёт в виде беседы, что держит внимание учеников и даёт возможность учителю спрашивать тут же с места, если он заметил, что кто-то отвлекся, (это могут быть ученики с неустойчивым вниманием). Для учеников участие в такой беседе облегчает восприятие нового, даёт уверенность в том, что они сами до всего додумались, создаёт положительный настрой, что немаловажно для детей с повышенным уровнем тревожности и эмоционально неустойчивым. В этой части урока беседа опирается на знание пройденного материал (величины переменные), повторяемого в начале урока.






Переход к двумерным массивам естественно предлагается самими учениками как удобство, а не просто как абстрактно понятие. Что особенно важно для учеников гуманитарного класса, обладающих мышлением более наглядно-образным, чем абстрактно-логическим.






Переключение внимания с одного вида деятельности на другой даёт возможность небольшого отдыха при высоко работоспособности. Запись в тетрадь даёт возможность запомнить материал быстрее тем ученикам, у которых развита более моторная память, нежели другие виды памяти (словесно-логическая или зрительно-слуховая).









Задание в п. №2 не случайно опережает объяснение. Оно даёт возможность ученикам с высокой концентрацией внимания и творческим мышлением самостоятельно разобраться в материале без помощи учителя, проявить себя; ученикам не обладающим такими качествами всё равно даётся возможность в какой-то мере попробовать свои силы. В любом случае самостоятельная работа с печатным материалом развивает детей. При проверке этого задания незаметно для учеников осуществляется индивидуальный подход, выясняются возможности детей, что будет учитываться при составлении индивидуального контрольного задания по прохождении темы.





Постановка задачи в начале урока и подведение итогов в конце учит детей чёткой организации и контролю своей работы, планированию своей деятельности в будущем. Уверенность в том, что работа выполнена, даёт чувство удовлетворения, что является побудительным мотивом для дальнейшей учёбы. И при доброжелательном и уважительном отношении учителя в учениках закрепляется желание идти на урок. Помимо познавательных задач, таким образом, на уроке решаются и воспитательные. А это, учитывая максимализм старшеклассников и их критическое отношение к старшему поколению, немаловажно.










Нумерация элементов с нуля для большинства задач неудобна, поэтому на уроках мы игнорируем нулевые индексы.















© 2010-2022