- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 5 кл. Босова Л. Л
Рабочая программа по информатике 5 кл. Босова Л. Л
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буриличева А.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по информатике
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика» для 5 класса (образовательная область информатика) с изучением информатики на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по информатике на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их автоматизации.
Положения, которые рассматривает информатика, служат основой создания и использования информационных и коммуникационных технологий. Курс информатики вместе с математикой, физикой, химией, биологией закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Благодаря большому количеству междисциплинарных связей, способы деятельности, освоенные на уроках информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики на уровне основного общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
В 5 классе 13 учащихся. Из них 8 человек могут успевать по информатике
на «4» и «5». Индивидуального подхода требуют:_______________________. Ребята имеют разный уровень знаний по предмету, поэтому им предлагаются разноуровневые, индивидуальные и групповые виды деятельности. Работоспособность класса среднего уровня. Дети любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко.
Содержание программы
Информация вокруг нас (9 часов)
Информация и информатика. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Информационные технологии (17 часов)
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации
Информационное моделирование (3 часа)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Элементы алгоритмизации (4 часа)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Практическая работа №2 .«Вспоминаем приёмы управления компьютером»
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа №5 «Вводим текст».
Практическая работа №6. «Редактируем текст».
Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»
Практическая работа №10 «Строим диаграммы».
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Создаём списки».
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор».
Практическая работа №17 «Создаём анимацию».
Практическая работа №18 «Создаём слайд-шоу»
В результате изучения информатики на базовом уровне учащиеся 5 класса должны:
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
-
различать виды информации по способам ее восприятия человекам, по формам представления и материальных носителях;
-
приводить простые примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры информационных носителей;
-
иметь представление о способах кодирования информации;
-
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
-
правила работы за компьютером;
-
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
-
понятие графического интерфейса системной среды Windows;
-
программный принцип работы компьютера;
-
технология работы с текстом;
-
технология работы с графическим редактором;
уметь
-
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
-
запустить компьютер;
-
работать мышью;
-
работать клавиатурой;
-
запускать программы из меню Пуск;
-
изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
-
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
-
выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;
-
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших составные документы, рисунки, программ;
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисци-плин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;
-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Учебно-методический комплект для учащихся:
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Учебно-методический комплект для учителя:
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Повторение
Дата
Примечание
план
факт
1 четверть
Информация вокруг нас.
УУД: Л- Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.
П -Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира
К - Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью
Р - Целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас.
ТБ и организация рабочего места
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией
Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»
УУД:Л- Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере
П - Общеучебные - актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,.иметь навыки управления компьютером.
К - Инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника;
Р - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»
Ввод информации в память компьютера
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».
Передача информации
Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».
В мире кодов. Способы кодирования информации
Метод координат
В мире кодов. Способы кодирования информации
Информационные технологии
УУД:Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия
П - Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание исторических аспектов создания текстовых документов
К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника
Р - Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов и усвоено, и того, что еще неизвестно
Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов
Основные объекты текстового документа .Ввод текста.
Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»
Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»
Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»
УУД: Л- Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
П - Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;
К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Р - Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы
Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»
Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов»
Структура таблицы.
Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
Компьютерная графика.
УУД: Л- Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
К - Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Р - Постановка учебной задачи, планирование путей достижения цели
Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Разнообразие задач обработки информации
Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»
Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки»
Поиск информации
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».
Кодирование как изменение формы представления информации.
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»
Кодирование как изменение формы представления информации.
Информационное моделирование 3 часа
УУД: Л- Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире
П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р - Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.
Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий и его запись
Запись плана действий в табличной форме
Разработка плана действий и его запись
Элементы алгоритмизации
УУД: Л- Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
Р - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1)
Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2)
Создание движущихся изображений
Создаём слайд-шоу
Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»
Годовая контрольная работа за курс 5 класса
Повторение
Итоговое обобщение за курс 5 класса
Создание движущихся изображений
Повторение изученного. Защита проектов