Деловая игра на тему Игра-основной элемент в обучении детей с ОВЗ

Деловая игра по теме «Игра – основной элемент в обучении детей с ОВЗ» проводилась в рамках ШМО. Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме. Задачи: 1.    Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей. 2.    Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности. 3.    Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.   4.    Повышение педагогической к...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШМО в форме деловой игры провела руководитель ШМО МБС(К)ОУШИ 8 вида 24.02.2015г. Халилова Анфиса Габдулаухатовна.


«Игра - основной элемент в обучении детей с ОВЗ».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей.

  2. Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.

  3. Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.

  4. Повышение педагогической компетентности педагогов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими.

Ход:

Вступление.

«Без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мир знаний
и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили.

Сегодня мы проведем заседание ШМО в форме деловой игры.

И будем работать по следующему плану:

  1. Теоретическая часть (выступление по теме ШМО)

  2. Практическая часть (в которой будем коллективно, с помощью игр закреплять и уточнять свои знания по игровой деятельности детей и делиться собственным опытом)

  3. Рефлексия.

Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ОВЗ. У детей с ОВЗ - низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Особенно это касается детей, которых обучаем мы. Ведь они пришли к нам, проучившись в массовой школе, где у них постоянно возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками, а проще сказать, они просто сидели на задних партах и ничего не делали. С нашей точки зрения, только при наличии интереса к познанию ребята начнут заниматься с большей охотой, а это благотворно повлияет на усвоение ими знаний, на развитие личности обучающего, его внимания, мышления. Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. Одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр. Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка - это прежде всего увлекательное занятие. Именно она позволяет вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся; создавать благоприятную эмоциональную атмосферу познавательной деятельности; развивать мышление, речь, психические функции детей с ОВЗ. В игре у обучающихся быстрее закрепляются и углубляются знания, развивается память, что приводит к повышению мотивации обучения. Робкие, неуверенные в себе дети в игре могут легче преодолеть свои комплексы и нерешительность. Благодаря игре, игровым приемам можно установить удобные для себя законы, это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Память школьников, с которыми мы стали работать, характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление их носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. Но, как показывает практика, игра только тогда будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, когда учитель будет соблюдать следующие требования:

1. Подбирать игры в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьника;

2. Стараться использовать дидактические игры на всех этапах урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными способностями школьника;

3. Игры должны повторяться и постепенно усложняться в процессе обучения детей с нарушением в развитии .

4. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка.

Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них -- обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. И тогда роль игры в жизни школьника будет иметь большое коррекционное воздействие и явится одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предметам.

Какие же дидактические игры мы используем на уроках и с какой целью?

Игровые моменты на уроках - это и психологическая разрядка. В момент проведения игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого происходило с трудом при простом объяснении учителем. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Таким образом, использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках в коррекционной школе ведет к активизации познавательной деятельности школьников, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, развивает образное и логическое мышление, формирует личностные качества обучающихся.

Закончить выступление хочется словами В.А.Сухомлинского : «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Так давайте все вместе будем искать пути, чтобы не потерять искру, зажигающую огонь любознательность.

Игра - что может быть интереснее для ребёнка?

Прошу вас, коллеги, уточнить значение игры для ребёнка.

  1. Какие качества личности формируются в игре?

  • Учатся строить взаимоотношения.

  • Усваивают моральные нормы.

  • Взаимовыручка, взаимопомощь.

  • Уступчивость.

  • Терпимость.

  • Терпение.

  • Организованность.

  • Произвольное поведение.

  1. Какие психические процессы развиваются в игре?

  • Образное мышление.

  • Воображение.

  • Память.

  • Внимание.

  • Воля.

Назвали всё верно.

  1. Следующий вопрос.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, взаимодействию на ребёнка, видам используемых предметов, происхождению и т.д.

Поэтому в наше время существуют различные классификации.

Вот классификация, предложенная отечественной педагогикой (показ слайда). Ознакомьтесь.

Классификация, предложенная отечественной педагогикой.

Творческие:

- сюжетно - ролевые игры;

- строительно- конструктивные.

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные;

- игры - драматизации;

- музыкальные.

Сейчас вместе с вами проверим свои знания.

  1. На какие три большие группы можно разделить игры?

(творческие, дидактические, подвижные)

  1. А мы продолжаем.

Структура игры.

Игра - это вид деятельности ребёнка.

Какова же структура игры? (цель, мотив, средства реализации, план действий, результат, правила)

  1. Приёмы.

Приёмы, которые используют педагоги в руководстве с играми детей, условно разделяют на две группы:

Приёмы косвенного воздействия.

Осуществляются путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновление игровых материалов и т.д., т.е. без непосредствённого вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Прямые приёмы руководства.

(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, cовет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Это даёт возможное целесообразно влиять на содержание игры, взаимоотношение детей в игре, поведение играющих и т.д.

Значит, педагог должен создать у детей радостное и бодрое настроение, поощрять инициативу и самостоятельность детей, стараясь минимально ограничить свободу, учитывать возможности ребёнка: приходить на помощь, не навязывать сложные и непонятные действия. Стараться при возможности в игре находиться на уровне глаз ребёнка.

Итак, подведём итог нашей теоретической части.

Игра - является ведущим видом деятельности детей школьного возраста, которая влияет на всестороннее развитие ребёнка. Для успешной организации игры необходимо знать структуру игры, использовать прямые и косвенные приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.



II часть -Практическая.

Переходим к практической части нашей игры.

В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.

  1. Игра для ребенка - это радость и удовольствие.

  2. Игра облегчает адаптационный период.

  3. Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.

  4. Игра - окно в мир взрослой жизни.

  5. Игра способствует развитию речи .

  6. Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, Академик Рубенштейн говорил об игре : « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Первая игра: «Волшебная кнопка»

Для проведения приглашаю 2 пары.

(Правила:Один человек, зная ответ на вопрос, жмёт на«Кнопку». «Кнопка», при нажатии на «неё», издаёт звук (педагоги должны договориться о звуке- сигнале). Ведущий даёт право ответа той паре, которая первая произнесла сигнал.

Вопросы:

1.Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

(Всё свободное время)

2.Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы повысить внимание детей? («Чего не стало?», «Что изменилось?»)

3.Должен ли педагог участвовать в сюжетно-ролевой игре? (Конечно, используя прямые и косвенные приёмы воздействия на игру)

4.Что, какие приёмы используются педагогом, чтобы собрать детей на игру? (Заклички, зазывалки)

Вторая игра:

А теперь проведём игры, которые поднимут вам настроение. Для начала поприветствуем друг друга. Какое самое распространённое приветствие среди людей? (Здравствуйте)

Вы педагоги - люди талантливые, творческие. Покажите свои умения, при помощи голоса, интонации произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией.

-громко

-тихо

- с удивлением

- с радостью

- со страхом

- с усталостью





Молодцы!

Следующее упражнение на владение пантомимикой.

Задание: дарим друг другу «подарок», изображая мимикой, жестом (Показ)

Отгадали, что подарили?

Третья игра:

На листочке написано название любой игрушки. Лист с названием игрушки прикрепляется к спине игрока, он не должен видеть ответа. Игрок задаёт вопрос, а остальные отвечают «да» или «нет», таким образом водящий доходит в своих рассуждениях до правильного ответа.

Четвёртая игра:

Педагогические ситуации.

Проявите свой опыт, талант организатора, разрешите педагогические ситуации.

  1. «Маша, Ваня, Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

-Чур, я капитан корабля, - говорит Ваня. Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан, - возразили Маша и Кирилл.

Вопросы:

1)Как педагогу разрешить данную ситуацию?

2)Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

2. «Максим быстро взял себе игрушки для игры «в космическое путешествие»: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи для перезарядки двигателей.

- А нам чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть, - сказали ребята.

Вопросы:

1)Как поступить педагогу в данной ситуации?

2)Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

3. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, гладит. У другой - величается на диване, принимает гостей, спешит в театр. У третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

Вопросы:

  1. Какие особенности игры отражены в этих примерах?

  2. От чего зависит то, в какие игры играют дети?

ИГРУШКА, ЕЁ МЕСТО В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» - объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы:

  1. Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?

  2. Какие требования предъявляются к подбору игрушек?

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ .

Воспитатель видела в детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?

  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Две хозяйки

Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другом о том, что будут готовить на обед.

«Мой муж очень любит шницели, - говорит хозяйка с серьезным видом. - А вот дочке давай только пельмени...»

«А мой ест только рыбу, говорит, что сосиски надоели», - сокрушенно покачивая головой, отвечает вторая девочка.

В магазине хозяйки переходят от одного отдела в другой, спрашивают, сколько стоит товар. Платят деньги в кассу за покупки.

Вопрос: о какой особенности детской игры говорит данный эпизод?

В заключение занятия я предлагаю вам провести самодиагностику по вопросам:

  1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника:

  1. Влияет на формирование на формирование произвольности психических процессов;

  2. Детям нравится заниматься игрой;

  3. В игре зарождается учебная деятельность;

  4. В игре формируется личность ребенка;

  5. Дети всегда находятся в мире фантазий



  1. Игра отличается от простого манипулирования тем, что:

  1. Игровое действие имеет знакомый характер (использование предметов- заместителей)

  2. Игра является средством назидания

  3. Игра имеет определенную структуру.

  1. К структурным элементам игры относятся:

  1. Игра;

  2. Содержание;

  3. Роль

  4. Опыт

  5. Сюжет

(Ключ: 1-а,в,г, 2- а,в,3-в,д)

РЕФЛЕКСИЯ.

Подошло к концу наше заседание.

Итог заседания:

Игры помогают :

- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей;

- обогатить словарный запас;

- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние на личность дошкольника.

Предлагаю следующие рекомендации:

1.Создавать условия для успешного руководства игрой.

2. Сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.

3.Знать структуру игры, использовать прямые и косвенные

приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.

У кого-то есть замечания или предложения?

Благодарю за активное участие и сотрудничество!



© 2010-2022