- Преподавателю
- Информатика
- Деловая игра на тему Игра-основной элемент в обучении детей с ОВЗ
Деловая игра на тему Игра-основной элемент в обучении детей с ОВЗ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Халилова А.Г. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ШМО в форме деловой игры провела руководитель ШМО МБС(К)ОУШИ 8 вида 24.02.2015г. Халилова Анфиса Габдулаухатовна.
«Игра - основной элемент в обучении детей с ОВЗ».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме.
Задачи:
-
Систематизировать знания педагогов по теме игровой деятельности детей.
-
Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.
-
Формировать способность и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.
-
Повышение педагогической компетентности педагогов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с другими.
Ход:
Вступление.
«Без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мир знаний
и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили.
Сегодня мы проведем заседание ШМО в форме деловой игры.
И будем работать по следующему плану:
-
Теоретическая часть (выступление по теме ШМО)
-
Практическая часть (в которой будем коллективно, с помощью игр закреплять и уточнять свои знания по игровой деятельности детей и делиться собственным опытом)
-
Рефлексия.
Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ОВЗ. У детей с ОВЗ - низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Особенно это касается детей, которых обучаем мы. Ведь они пришли к нам, проучившись в массовой школе, где у них постоянно возникали стойкие неудачи в учебе, складывались сложные взаимоотношения с учителями и сверстниками, а проще сказать, они просто сидели на задних партах и ничего не делали. С нашей точки зрения, только при наличии интереса к познанию ребята начнут заниматься с большей охотой, а это благотворно повлияет на усвоение ими знаний, на развитие личности обучающего, его внимания, мышления. Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. Одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр. Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка - это прежде всего увлекательное занятие. Именно она позволяет вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся; создавать благоприятную эмоциональную атмосферу познавательной деятельности; развивать мышление, речь, психические функции детей с ОВЗ. В игре у обучающихся быстрее закрепляются и углубляются знания, развивается память, что приводит к повышению мотивации обучения. Робкие, неуверенные в себе дети в игре могут легче преодолеть свои комплексы и нерешительность. Благодаря игре, игровым приемам можно установить удобные для себя законы, это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. Память школьников, с которыми мы стали работать, характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление их носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. Но, как показывает практика, игра только тогда будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, когда учитель будет соблюдать следующие требования:
1. Подбирать игры в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьника;
2. Стараться использовать дидактические игры на всех этапах урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными способностями школьника;
3. Игры должны повторяться и постепенно усложняться в процессе обучения детей с нарушением в развитии .
4. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка.
Коррекционно-развивающая игра имеет две цели. Одна из них -- обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. И тогда роль игры в жизни школьника будет иметь большое коррекционное воздействие и явится одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предметам.
Какие же дидактические игры мы используем на уроках и с какой целью?
Игровые моменты на уроках - это и психологическая разрядка. В момент проведения игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого происходило с трудом при простом объяснении учителем. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Таким образом, использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках в коррекционной школе ведет к активизации познавательной деятельности школьников, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, развивает образное и логическое мышление, формирует личностные качества обучающихся.
Закончить выступление хочется словами В.А.Сухомлинского : «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Так давайте все вместе будем искать пути, чтобы не потерять искру, зажигающую огонь любознательность.
Игра - что может быть интереснее для ребёнка?
Прошу вас, коллеги, уточнить значение игры для ребёнка.
-
Какие качества личности формируются в игре?
-
Учатся строить взаимоотношения.
-
Усваивают моральные нормы.
-
Взаимовыручка, взаимопомощь.
-
Уступчивость.
-
Терпимость.
-
Терпение.
-
Организованность.
-
Произвольное поведение.
-
Какие психические процессы развиваются в игре?
-
Образное мышление.
-
Воображение.
-
Память.
-
Внимание.
-
Воля.
Назвали всё верно.
-
Следующий вопрос.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, взаимодействию на ребёнка, видам используемых предметов, происхождению и т.д.
Поэтому в наше время существуют различные классификации.
Вот классификация, предложенная отечественной педагогикой (показ слайда). Ознакомьтесь.
Классификация, предложенная отечественной педагогикой.
Творческие:
- сюжетно - ролевые игры;
- строительно- конструктивные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные;
- игры - драматизации;
- музыкальные.
Сейчас вместе с вами проверим свои знания.
-
На какие три большие группы можно разделить игры?
(творческие, дидактические, подвижные)
-
А мы продолжаем.
Структура игры.
Игра - это вид деятельности ребёнка.
Какова же структура игры? (цель, мотив, средства реализации, план действий, результат, правила)
-
Приёмы.
Приёмы, которые используют педагоги в руководстве с играми детей, условно разделяют на две группы:
Приёмы косвенного воздействия.
Осуществляются путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновление игровых материалов и т.д., т.е. без непосредствённого вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Прямые приёмы руководства.
(ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, cовет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Это даёт возможное целесообразно влиять на содержание игры, взаимоотношение детей в игре, поведение играющих и т.д.
Значит, педагог должен создать у детей радостное и бодрое настроение, поощрять инициативу и самостоятельность детей, стараясь минимально ограничить свободу, учитывать возможности ребёнка: приходить на помощь, не навязывать сложные и непонятные действия. Стараться при возможности в игре находиться на уровне глаз ребёнка.
Итак, подведём итог нашей теоретической части.
Игра - является ведущим видом деятельности детей школьного возраста, которая влияет на всестороннее развитие ребёнка. Для успешной организации игры необходимо знать структуру игры, использовать прямые и косвенные приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.
II часть -Практическая.
Переходим к практической части нашей игры.
В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.
-
Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
-
Игра облегчает адаптационный период.
-
Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.
-
Игра - окно в мир взрослой жизни.
-
Игра способствует развитию речи .
-
Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)
Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, Академик Рубенштейн говорил об игре : « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
Первая игра: «Волшебная кнопка»
Для проведения приглашаю 2 пары.
(Правила:Один человек, зная ответ на вопрос, жмёт на«Кнопку». «Кнопка», при нажатии на «неё», издаёт звук (педагоги должны договориться о звуке- сигнале). Ведущий даёт право ответа той паре, которая первая произнесла сигнал.
Вопросы:
1.Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?
(Всё свободное время)
2.Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы повысить внимание детей? («Чего не стало?», «Что изменилось?»)
3.Должен ли педагог участвовать в сюжетно-ролевой игре? (Конечно, используя прямые и косвенные приёмы воздействия на игру)
4.Что, какие приёмы используются педагогом, чтобы собрать детей на игру? (Заклички, зазывалки)
Вторая игра:
А теперь проведём игры, которые поднимут вам настроение. Для начала поприветствуем друг друга. Какое самое распространённое приветствие среди людей? (Здравствуйте)
Вы педагоги - люди талантливые, творческие. Покажите свои умения, при помощи голоса, интонации произнесите слово «Здравствуйте» с разной интонацией.
-громко
-тихо
- с удивлением
- с радостью
- со страхом
- с усталостью
Молодцы!
Следующее упражнение на владение пантомимикой.
Задание: дарим друг другу «подарок», изображая мимикой, жестом (Показ)
Отгадали, что подарили?
Третья игра:
На листочке написано название любой игрушки. Лист с названием игрушки прикрепляется к спине игрока, он не должен видеть ответа. Игрок задаёт вопрос, а остальные отвечают «да» или «нет», таким образом водящий доходит в своих рассуждениях до правильного ответа.
Четвёртая игра:
Педагогические ситуации.
Проявите свой опыт, талант организатора, разрешите педагогические ситуации.
-
«Маша, Ваня, Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
-Чур, я капитан корабля, - говорит Ваня. Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан, - возразили Маша и Кирилл.
Вопросы:
1)Как педагогу разрешить данную ситуацию?
2)Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
2. «Максим быстро взял себе игрушки для игры «в космическое путешествие»: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи для перезарядки двигателей.
- А нам чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть, - сказали ребята.
Вопросы:
1)Как поступить педагогу в данной ситуации?
2)Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
3. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, гладит. У другой - величается на диване, принимает гостей, спешит в театр. У третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».
Вопросы:
-
Какие особенности игры отражены в этих примерах?
-
От чего зависит то, в какие игры играют дети?
ИГРУШКА, ЕЁ МЕСТО В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» - объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:
-
Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
-
Какие требования предъявляются к подбору игрушек?
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ .
Воспитатель видела в детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
-
Объясните, почему не получилась игра?
-
Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Две хозяйки
Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другом о том, что будут готовить на обед.
«Мой муж очень любит шницели, - говорит хозяйка с серьезным видом. - А вот дочке давай только пельмени...»
«А мой ест только рыбу, говорит, что сосиски надоели», - сокрушенно покачивая головой, отвечает вторая девочка.
В магазине хозяйки переходят от одного отдела в другой, спрашивают, сколько стоит товар. Платят деньги в кассу за покупки.
Вопрос: о какой особенности детской игры говорит данный эпизод?
В заключение занятия я предлагаю вам провести самодиагностику по вопросам:
-
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника:
-
Влияет на формирование на формирование произвольности психических процессов;
-
Детям нравится заниматься игрой;
-
В игре зарождается учебная деятельность;
-
В игре формируется личность ребенка;
-
Дети всегда находятся в мире фантазий
-
Игра отличается от простого манипулирования тем, что:
-
Игровое действие имеет знакомый характер (использование предметов- заместителей)
-
Игра является средством назидания
-
Игра имеет определенную структуру.
-
К структурным элементам игры относятся:
-
Игра;
-
Содержание;
-
Роль
-
Опыт
-
Сюжет
(Ключ: 1-а,в,г, 2- а,в,3-в,д)
РЕФЛЕКСИЯ.
Подошло к концу наше заседание.
Итог заседания:
Игры помогают :
- развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей;
- обогатить словарный запас;
- сделать речь ребёнка более красочной, эмоциональной.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние на личность дошкольника.
Предлагаю следующие рекомендации:
1.Создавать условия для успешного руководства игрой.
2. Сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров.
3.Знать структуру игры, использовать прямые и косвенные
приёмы руководства игрой и создавать необходимые условия.
У кого-то есть замечания или предложения?
Благодарю за активное участие и сотрудничество!