- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике 5 класс: «Кодирование информации»
Конспект урока по информатике 5 класс: «Кодирование информации»
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыжкова Т.Г. |
Дата | 15.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель информатики: Рыжкова Т.Г.
Конспект урока «Кодирование информации»
5 класс
Цели урока:
Обучающая:
-
Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
-
Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.
Развивающая:
-
Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»
-
На примере выполнения задания на ПК формировать умение логически мыслить
Воспитывающая:
-
Воспитывать культуру общения, усидчивость
-
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации
Средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры. Приложения: MS Word, Презентация , Рабочие листы для учащихся, будильник.
Ход урока
№ п/п
Вид работы
Время (мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организация начала урока
1
Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.
Приветствуют учителя.
2
Проверка знаний учащихся
4
Учитель проводит опрос:
Что такое информация?
Демонстрирует слайд 1
А это изображение является информацией?
А какой же вид информации представлен на экране.
Учитель включает будильник.
Учитель: как вы думаете, а что хотел нам сказать будильник этим звонком.
Учитель: мы с вами расшифровали слово, по звуку вспомнили, о чем нам может говорить будильник. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?
Учащиеся отвечают на вопросы. Информация- это сведение об окружающем нас мире.Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
По форме представления информации различаютчисловую, текстовую, звуковую,
графическую и видеоинформацию.
Ученик: графическая информация.
Ученик: Звуковая информация. Перемена, начало урока, утром пробуждение
Ученик: Кодировать или шифровать информацию….
3
Постановка учебной задачи
1
Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
Демонстрируется 2 и 3 слайд.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.
4
Решение учебной задачи
9
Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией
(слайды 4-13)
Слушают учителя,
отвечают на вопросы.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код - русский язык. (Слайд 4)
Код используется для оценки знаний в школе (число «5» - код отличных знаний, «4» - код хороших знаний, «3» - удовлетворительных, «2» - плохих). (Слайд 5)
На экране (Слайд 6.) Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны следующие дорожные знаки (слайд 7)
А что же мы кодируем с помощью этих знаков?
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.
А индекс какого населенно пункта приведен последним? (Слайд 8)
Слайды 9-12 примеры кодирования различной информации
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, цифра «7» имеет двоичный код - 00110111(Слайд 13)
5
Закрепление материала
7
Демонстрируется 14 слайд.
Учитель: закодируем словозагадка.
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1(Слайд 15)
Учащиеся заполняет таблицу в карточке.
Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
(Слайд 16)
Рассмотрим еще другие способы кодирования: (Слайд 17)
2) Замена буквы следующей за ней по алфавиту;
(Слайд 18)
3) Замена буквы на букву, номер которой на 2 больше исходного.
Выполнение заданий:
Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон) (Слайд 19)
Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование - процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Самостоятельно выполняют задания в карточке
6
Физминутка
1
Учитель: сейчас мы проведем физминутку. Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.
показать движениями:
сердце
птицу
динозавра
лук
мы руками поведем, будто по морю плывем,
раз, два три, четыре, пять и к компьютерам плывем.
Учащиеся движениями «показывают» слова
Идут к компьютерам
7
Инструктаж по технике безопасности
1
Садимся закомпьютера и повторяем ТБ.
Учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте
Отвечают на вопросы учителя.
8
Практическое занятие
8
Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова.
1. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д)монета; лошадь, корова
(Слайд 20)
2. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.
Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace)
А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete).
Открыт документ со следующим заданием.
а) соловей, потолок;
б) змея, рама;
в) пуговица, молоток, лава;
г) укор, бузина, тина;
д)поворот, пороша, канава
(Слайд 21)
Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре.
После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы
Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete).
(Backspace)
Выполняют практическое задание
9-10
Подведение итогов. Домашнее задание.
6
Учитель задает вопросы учащимся
выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. Д/з: пар. 1.6, зад 4 (Слайд 22)
Учащиеся садятся за парты.
Отвечают на вопросы учителя
11
Рефлексия
2
Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой «1», если нет, то «0»
Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.