МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ


А.С.Нуркалымова

ГККП «Капшагайский многопрофильный колледж»

Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижений целей, решение задач образования. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» (рис.1) являются определяющей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Рис. 1. Образовательная система

В структуре методов обучения (рис. 2) выделяется прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незабываемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Рис. 2. Структура методов обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимо­связанной деятельности преподавателя и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зре­ния каждый метод обучения органически включает в себя обу­чающую работу преподавателя (изложение, объяснение нового мате­риала) и организацию активной учебно-познавательной дея­тельности студентов. То есть, преподаватель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремит­ся стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов (побуждает их к размышлению, самостоятельному фор­мулированию выводов и т.д). Иногда же, сам преподаватель не объясняет новый материал, а лишь опре­деляет его тему, проводит вступительную беседу, инструктиру­ет учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. И.П. Подласый выделяет наиболее обоснованных классификаций методов обучения:

1. Традиционная классификация методов обучения:

  • практический (опыт, упражнение, учебно-производительный труд);

  • наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся);

  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

  • работа с книгой (чтение, изучение, реформирование, беглый просмотр, цитирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование)

  • видиометод (просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль).

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов):

  • приобретение знаний;

  • формирование умений и навыков;

  • применение знаний;

  • творческая деятельность;

  • закрепление;

  • проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация методов по типу познавательной деятельности. [1]

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются преподавателем и затем воспроизводятся студентами. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный метод предполагает активное участие студентов в решении проблемы, сформулированной преподавателем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала преподавателем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.

При использовании частично-поискового метода студенты привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае преподаватель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых. [2]

Выбор методов обучения осуществляется преподавателем на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода преподавателя к определению методов обучения на уроке (теме).

  1. Стереотипное решение - преподаватель действует по сложившимся в его практике привычкам.

  2. Решение путем проб и ошибок - выбор не обоснован научно.

  3. Оптимизированное решение - опираясь на научные знания, преподаватель руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям студентов, возможностям, подготовленности преподавателя, условиям и времени обучения.

Выбор методов обучения является делом творческим, но основанным на знании теории обучения

Дадим краткую характеристику некоторых методов и возможностей их использования в преподавании информатики в зависимости от задач и содержания курса.

Основными задачами базового курса информатики являются:

  • овладение основной терминологией компьютерной сферы деятельности, понимание реальных возможностей и особенностей применения компьютерных технологий, знание тенденции их развития и совершенствования, умение четко формулировать свои требования как пользователей компьютерных технологий;

  • знание методов анализа, структуризации, формализации, представления и обработки информации.

Исходя из этого становится очевидным, что в преподавании информатики должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. Подобные методы (рассказ, изложение, объяснение) эффективны тогда, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Одновременное демонстрация и иллюстрация являются методами, которые часто используют на практических занятиях. Во время проведения занятия преподаватель может демонстрировать кинофильм с последующим обсуждением его содержания или просматривать вместе с учащимися записи телепередач.

Пример 1. Преподаватель сообщает студентам необходимый теоретический материал при рассмотрении вопросов, связанных с табличным процессором. Анализируя принципы работы табличного процессора, показывает схему. Затем студентам демонстрируется реализация принципа на практике.

Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, эффективней сочетать со словесными и практическими методами обучения.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Пример 2. После объяснения и демонстрации работы графического редактора, студенты выполняют вводные упражнения на построение отрезка, ломаной, прямоугольника, окружности и т.п., используя соответствующие пиктограммы.

При организации учебной деятельности сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения преподавателю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возможностям преподавателя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи - используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).

Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.

Процесс обучения невозможен без организации и осуществляется в определенных формах. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучать, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Установление форм обучения зависит от других элементов ПС: целей, содержания, методов и средств, состава студентов и преподавателей, а также материальных условий обучения. Традиционно основной формой обучения является урок.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроков по дидактической цели. Выделены такие типы уроков:

  • урок овладения новыми знаниями;

  • урок формирования и совершенствования умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок повторения, закрепления знаний;

  • контрольно-проверочные уроки,

  • комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

Использование на уроках персональных компьютеров и новых информационных технологий дают возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учащихся, обеспечивают активное и комплексное изучение явлений действительности.

Кроме урока приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары, консультации, дополнительные занятия и др.

Исходя из того, что студенты проявляют особый интерес к овладению именно теми знаниями и умениями, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, обучение лучше всего строить так, чтобы показать применимость знаний и умений, необходимых для усвоения согласно целям обучения, на практике. Тем более предполагается, что у студентов уже сформирована потребность изучать интересующий их материал на современном уровне, т.е. с применением современных технологий, которые используются в выбранной ими профессии.

Литература:


  1. Жангисина Г.Д. Педагогика для технических вузов.- Алматы: АТУ, 2006.- 192 с.

  2. Жангисина Г.Д. Информатика / Части I-III. Алматы, 2001-2006.-618 с.


© 2010-2022