- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по предмету «Информатика» для 9 класса, учебное пособие: Информатика. Семакин И. Г
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 9 класса, учебное пособие: Информатика. Семакин И. Г
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухоплев Н.А. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Министерство образования РС(Я)
МУ «Управление образования Анабарского улуса РС(Я)»
МБОУ «Саскылахская средняя общеобразовательная школа»
МО «Анабарский улус РС(Я)»
-
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________Елисеева Л.Д.
«___»____________20____г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор________________ Алексеева Г.А.
Приказ № _______ от «____»___________20____г.
Рабочая программа
по предмету «Информатика» для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
учитель: Мухоплев Николай Андреевич
учебное пособие: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика:
Базовый курс для 9 класса. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2009.
2 часа в неделю, в год 68 часов
Рассмотрен на заседании методического объединения
Протокол №___ от «_____»__________20____г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».
Тематическое планирование по Информатике и ИКТ составленное на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.
Прохождение курса рассчитано на 68 часа по два часа в неделю.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум.
Цели, решаемые при реализации тематического составлены на основе стандарта образования. В связи с тем, что автор использует задачный подход в преподавании информатики, вопросы разделов «информационных технологий» и «средств информатизации» преподаются и вводятся на протяжении всего курса, по мере необходимости и рассматриваются в качестве вспомогательных и пропедевтических средств для входа в тот или иной раздел «алгоритмизации и программирования». Раздел алгоритмизация и программирование взят в качестве стержневого и изучается на протяжении всего курса. Это позволяет закреплять теоретические знания и разделы информационных технологий, посредством решения задач в среде программирования. Предложенный подход является отличительной чертой данной программы, позволяет организовать познавательную деятельность учащихся через труд. Программа, содержит образовательный минимум, интегрирована с математикой.
Количество часов: 68 часа по 2 часу в неделю
Программа: «Информатика. Базовый курс» Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Учебники и методические пособия:
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 7-9 класса. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2009.
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 9 класса. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2009.
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008
Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Дополнительная литература:
Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.
Тема раздела | Тема урока | № п/п | Основные понятия | Способы организации учебной деятельности | Сроки проведения | Дом. зад | |
план | Факт | ||||||
. Передача информации в компьютерных сетях | Урок 1. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.
| | Знать: Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями; Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.; Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW; Уметь: Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети; Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы; Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; Работать с одной из программ-архиваторов.
| лекция |
|
| §1 |
| Урок 2. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | | практикум |
|
|
| |
| Урок 3. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | |
|
|
| §2 | |
| Урок 4. Практика. Работа с электронной почтой. | | практикум |
|
| §3 | |
| Урок 5. Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. | |
|
|
| §4 | |
| Урок 6. Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске | |
|
|
| §5 | |
| Урок 7. Практика. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. | | практикум |
|
|
| |
| Урок 8. Практика. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. | | практикум |
|
| Стр.32 | |
| Урок 9. Практика. Итоговая практическая работа по теме "Интернет" | | практикум |
|
| Подг к к\р | |
| Урок 10. Итоговое тестирование по теме "Передача информации в компьютерных сетях" | | тестирование |
|
|
| |
Информационное моделирование
| Урок 11. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. | | Знать: Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью; Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); Уметь: Приводить примеры натуральных и информационных моделей; Ориентироваться в таблично-организованной информации; Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
| лекция |
|
| §6,7 |
| Урок 12. Табличные модели | |
|
|
| §8 | |
| Урок 13. Информационное моделирование на компьютере. | |
|
|
| §9 | |
| Урок 14. Практика. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. | | практикум |
|
| Стр 56 подг к\р | |
| Урок 15. Тестирование. Итоговое тестирование по теме "Информационное моделирование". | | тестирование |
|
|
| |
| Урок 16. Моделирование с помощью графов. Объектно-ориентированный метод моделирования | |
|
|
|
| |
Хранение и обработка информации в базах данных
| Урок 17. Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. | | Знать: Что такое БД, СУБД, информационная система; Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; Структуру команд поиска и сортировки информации в БД; Что такое логическая величина, логическое выражение; Что такое логическая операция, как они выполняются; Уметь: Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; Организовывать поиск информации в БД; Редактировать содержимое полей БД; Сортировать записи в БД по ключу; Добавлять и удалять записи в Д; Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
| лекция |
|
| §10 |
| Урок 18. Назначение СУБД. | |
|
|
| §11 | |
| Урок 19. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | |
|
|
|
| |
| Урок 20. Практика. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | | практикум |
|
| §12 | |
| Урок 21. Условия поиска информации, простые логические выражения. | |
|
|
| §13 | |
| Урок 22. Практика. Формирование простых запросов к готовой базе данных. | | практикум |
|
|
| |
| Урок 23. Логические операции. Сложные условия поиска. | |
|
|
|
| |
| Урок 24. Формирование сложных запросов к готовой базе данных. | |
|
|
| §14 | |
| Урок 25. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. | |
|
|
| §15 | |
| Урок 26. Практика. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. | | практикум |
|
|
| |
| Урок 27. Практика. Итоговая работа по базам данных. | | практикум |
|
| Стр 92 | |
| Урок 28. Тестирование. Итоговый тест по теме "Хранение и обработка информации в базах данных". | | тестирование |
|
|
| |
Табличные вычисления на компьютере
| Урок 29. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера | | Знать: Что такое электронная таблица и табличный процессор; Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; Графические возможности табличного процессора;
| семинар |
|
| §16 |
| Урок 30. Представление чисел в памяти компьютера. | |
|
|
| §17 | |
| Урок 31. Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц | | лекция |
|
| §18 | |
| Урок 32. Практика. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование | | практикум |
|
| §19 | |
| Урок 33. Теория. Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. | |
|
|
| §20 | |
| Урок 34. Практика. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | | практикум |
|
|
| |
| Урок 35. Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | |
|
|
| §21 | |
| Урок 36. Практика. Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | | практикум |
|
| §22 | |
| Урок 37. Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели. | |
|
|
| Стр 136 | |
| Урок 38. Тестирование. Итоговый тест по теме "Табличные вычисления на компьютере | | тестирование |
|
|
| |
Управление и алгоритмы | Урок 39. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. | | Знать: Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; В чём состоят основные свойства алгоритма; Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод; Уметь: При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | лекция |
|
| §25 |
| Урок 40 Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | |
|
|
|
| |
| Урок 41 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | |
|
|
|
| |
| Урок 42. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | |
|
|
|
| |
| Урок 43. Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | |
|
|
| §26 | |
| Урок 44. Работа с циклами. | |
|
|
| §27 | |
| Урок 45. Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | |
|
|
| §28 | |
| Урок 46. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. | |
|
|
| §29 | |
| Урок 47. Зачётное задание по алгоритмизации | | зачет |
|
| §30 | |
| Урок 48 Тестирование по модулю | | тестирование |
|
|
| |
Программное управление работой компьютера
| Урок 49 Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | | Знать: Основные виды и типы величин; Назначение языков программирования; Что такое трансляция; Назначение систем программирования; Правила оформления программы в «Паскаль»; Правила представления данных и операторов на Паскале; Последовательность выполнения программы в системе программирования. Уметь: Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; Составлять несложные программы обработки одномерных массивов; Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
| лекция |
|
| §32 |
| Урок 50. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | | семинар |
|
| §33 | |
| Урок 51. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. | |
|
|
| §34 | |
| Урок 52 Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером. | |
|
|
| §35 | |
| Урок 53. Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | |
|
|
| §36 | |
| Урок 54. Логические операции. Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций. | |
|
|
| §37 | |
| Урок 55. Циклы на языке Паскаль. | |
|
|
| §38 | |
| Урок 56. Разработка программ с использованием цикла с предусловием. | |
|
|
| §39 | |
| Урок 57. Одномерные массивы в Паскале | |
|
|
| §40 | |
| Урок 58. Использование одномерных массивов на языке Паскаль | |
|
|
| §41 | |
| Урок 59. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. | |
|
|
| §42 | |
| Урок 60. Поиск наименьшего и наибольшего элементов массива. Сортировка массива | |
|
|
| §43 | |
| Урок 61. Тестирование по модулю | | тестирование |
|
|
| |
Информационные технологии и общество
| Урок 62. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. | | Знать: Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; Историю способов записи чисел (систем счисления); Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; В чём состоит проблема безопасности информации; Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов; Уметь: Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
| Защита рефератов |
|
| §44 |
| Урок 63. История ЭВМ и ИКТ. | | семинар |
|
| §45 | |
| Урок 64. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. | | диспут |
|
| §46 | |
| Урок 65. Тестирование по модулю | | тестирование |
|
| §47 | |
| Урок 66. Подготовка к тестированию по курсу 8 и 9 классов | |
|
|
| Подг к итог. к\р | |
| Урок 67. Итоговое тестирование по курсу 8 и 9 классов | | Итоговое тестирование |
|
|
| |
| Урок 68. Дополнительный материал: архиваторы и их использование | |
|
|
|
|
9