- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Адиулова Н.А. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для работы в 9 классе общеобразовательной школы.
Рабочая программа рассчитана на преподавание курса информатики и информационных технологий для информационно - технологического профиля в 8-9 классах на 105 учебных часа (8 класс - 1 час в неделю, 9 класс - 2 часа в неделю). Рабочая программа составлена по примерной программе «Информатика и информационные технологии», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана (базовый уровень). Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и проектных работ (ПР) - интегрированных проектных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Преподавание обновленного курса «Информатика и информационно - коммуникационные технологии (ИИКТ)» в основной школе ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса.
В программно-методическим комплекс по ИИКТ входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. - М.: Бином, 2009. [156]
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. - М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИКТ)
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие для учителей + CD. [148] [153]
-
Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. - М.: Дрофа, 2001 [136]
-
Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004
-
Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии. Примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств. - М. «Школа Пресс», 2001 [182]
Применяемые педагогические технологии: проектная технология, образование в глобальном информационном пространстве, интерактивная технология, здоровьесберегающая технология, технология использования образовательного сайта.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи курса:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для учащихся задач.
Требования к уровню подготовки выпускников
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации рабочей программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Интерактивный комплекс InterWrite, включающий в себя компьютер, проектор и интерактивную доску - технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений, применение интерактивных и мультимедийных технологий.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
-
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи обучающегося.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа - архиватор.
-
Офисное приложение, включающее текстовый редактор, электронные таблицы.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Содержание курса и требования к результатам обучения по ИИКТ
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. (12 часов)
Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Дизайн презентации и макеты слайдов. Композиция и монтаж. Демонстрация презентаций. Цифровое фото и видео. Основы видеомонтажа.
Практические работы:
№1. Редактирование изображения в растровом графическом редакторе.
№2. Создание изображения в векторном графическом редакторе.
№3. Создание анимации.
№4. Создание слайд - шоу.
№5. Вставка звука и видео.
Практикум. Проектные работы:
№1 «Моделирование в среде графического редактора»
№2 «Мультимедийные презентации»
№3 «Основы видеомонтажа»
Кодирование и обработка текстовой информации (13 ч)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
№ 6. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
№ 7. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
№ 8. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
№ 9. Вставка в документ формул.
№ 10. Создание и форматирование списков.
№ 11. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
№ 12. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: проектные работы
№4 «Создание визитных карточек на основе шаблона»
№5 «Создание гипертекстового документа»
№6 Доклад на тему «Здоровый образ жизни»
Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)
Системы счисления. Перевод чисел и арифметические операции в двоичной системе счисления. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
№ 14. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
№ 15. Создание и обработка таблиц.
№ 16. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
№ 17. Построение диаграмм и графиков.
Практикум: проектная работа №7
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
2. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. (22час)
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл). Вспомогательные алгоритмы.
Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Процедуры и функции.
Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
Системы программирования (интерпретаторы и компиляторы). Интегрированные среды разработки языков Visual Basic. Создание проектов на Visual Basic.
Учащиеся должны:
1. объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
2. знать основные типы данных и операторы для одного из языков программирования;
3. уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
4. уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного
программирования (Visual Basic).
Моделирование и формализация. (8 часов)
Получить представление о моделировании как методе научного познания.
Понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей. Знать использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности, назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Учащиеся должны:
-
иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
-
уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера;
-
уметь построить информационную модель для решения задач, какой - либо учебной
предметной области
Информатизация общества. Повторение (5 часов)
Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно - бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.
Учащиеся должны:
1. иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;
2. иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
3. иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
4. уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает проектные и практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только проектные, практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, способствуют этому. Важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
4
8 (31)
12
2
Кодирование и обработка текстовой информации
3
10 (3)
13
3
Кодирование и обработка числовой информации
4
6 (1)
10
4
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
8
14 (11)
22
5
Моделирование и формализация
2
4(1)
6
6
Информатизация общества. Повторение
4
-
4
7
Итоговый контроль
1
1
Итого
26
42(19)
68
Поурочно-тематическое планирование курса информатики 9-го класса (68 часов)
№ п/п
№
Наименование урока
Тип урока
Содержание курса
Требование стандарта
Домашнее
задание
Знать/понимать
Уметь/применять
9А1
9А2
1
1.1
Кодирование графической информации
Л
Инструктаж по технике безопасности. Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Способы представления графической информации. Форматы графических файлов.
Приводить примеры растровых и векторных изображений. Определять области применения
§1.1
№ 1.1-1.4
2
1.1.2
1.1.3
1.2.1
Цветовые модели Растровая графика.
Л
Интерфейс графических редакторов. ПР № 1.2. Редактирование изображения в растровом графическом редакторе. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Основные цветовые модели. Основные примитивы для работы с растровыми графическими объектами.
Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
§1.1.2, 1.1.3,
1.2.1
№ 1.5, 1.6
3
1.2.2
Векторная графика
Л
ПР № 1.3 Создание изображения в векторном графическом редакторе. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Основные примитивы для работы с векторными графическими объектами.
Получать графическое изображение с помощью сканера или других аппаратных устройств.
§1.2.2
4
1.3.1
1.3.2
Интерфейс и основные возможности растровых редакторов
К
Конструирование графических объектов.
Иметь представление о технических средствах при работе с растровой графикой
Осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
§1.3.1, 1.3.2
5
1.3.3
1.3.4
Интерфейс и основные возможности векторных редакторов
К
Использование примитивов и шаблонов. выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Иметь представление о технических средствах при работе с векторной графикой
§1.3.3, 1.3.4
6
1.4
Растровая и векторная анимация
К
Дизайн презентации и макеты слайдов. Настройка анимации
Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение Иметь представление о технологии создания слайдов и презентации.
Создавать презентации на основе шаблонов. Настраивать анимацию объектов, слайдов.
§1.4
7
1.5
Кодирование и обработка звуковой информации
К
ПР № 1.5 Вставка звука и видео. Настройка показа.
Внедрять звуковые и видео объекты в презентацию
§1.5
№ 1.9- 1.11
8
1.6
Цифровое видео и фото
К
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Программное обеспечение для работы и аппаратные средства
Записывать изображения и звук.
§1.6
9
Проектные
работы
Практикум I
П
ПР № 1.4. Виды анимации. Настройка анимации. Компьютерные презентации.
ПР № 1.7 Основы видеомонтажа. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Проектная работа №1 «Моделирование в среде графического редактора»
Создание графических моделей
Проектная работа №1
10
П
Проектная работа №2 «Мультимедийные презентации»
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации.
Проектная работа №2
11
П
Проектная работа №3 «Основы видеомонтажа»
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Проектная работа №3
12
Тестовая работа №1
Т
Проверка ЗУН
13
2.1
Кодирование текстовой информации
Л
Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. ПР №2.1 «Кодирование текстовой информации»
Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков
Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.
§ 2.1
№ 2.1-2.2
14
2.2
Создание документов в текстовых редакторах
К
Текстовые редакторы. Способы создания документов.
Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов.
Создавать документы с использованием шаблонов.
§ 2.2
15
2.3
Ввод и редактирование документа
К
Ввод текста. Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц
Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц
Устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Выполнять операции редактирования
§ 2.3
№ 2.3-2.6
16
2.3
Вставка объектов в документ.
К
Вставка изображений, формул и других объектов в документ. ПР№2.2 «Вставка в документ формул»
Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word
§ 2.3
17
2.4
Сохранение и печать документов
К
Форматы текстовых файлов. Параметры печати
Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.
Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах.
§ 2.4
№ 2,7
18
2.5.1
2.5.2
Форматирование документа
К
Форматирование символов и абзацев. ПР №2.3 «Форматирование символов и абзацев»
Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев.
Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев
§ 2.5.1,
§ 2.5.2
№ 2.8-2.9
19
2.5.3
К
Списки. Виды и назначение. ПР№2.4 «Создание и форматирование списков»
Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.
Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.
§ 2.5.3
№ 2.10
20
2.6
Таблицы
К
Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы. ПР №2.5 «Вставка таблицы в документ, заполнение данными и форматирование»
Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице.
Создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования.
§ 2.6
№ 2.11
21
2.7-2.8
Дополнительные возможности
Л
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Возможности и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов, систем оптического распознавания документов.
Приводить примеры использования систем компьютерного перевода. Различать технологии распознавания текстов
§ 2.7, §2.8
22
Практикум II
П
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Проектная работа №4 «Создание визитных карточек на основе шаблона»
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт - дисках), в библиотеке на бумажных и нецифровых носителях. Поиск информации в Интернете.
Глава 3, дополнительная литература
23
П
Проектная работа №5 «Создание гипертекстового документа»
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста).
24
П
Проектная работа №6 Доклад на тему «Здоровый образ жизни»
Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста
25
Тестовая работа №2
Т
Проверка ЗУН
26
3.1.1
Кодирование числовой информации
Л
Представление числовой информации с помощью систем счислений (СС)
Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.
Записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС.
§ 3.1.1
№3.1-3.5
27
3.1.1
Перевод чисел в позиционных СС.
Л
Перевод чисел в позиционных СС. ПР № 3.1 «Перевод чисел в СС»
Правила перевода чисел.
Переводить числа в позиционных системах счисления.
§ 3.1.1
28
3.1.2
Арифметические операции в позиционных СС
К
Арифметические операции в позиционных СС.
Правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления
Выполнять арифметические операции с числами в различных СС
§ 3.1.2
№3.6
29
3.1.3
Двоичное кодирование чисел
Л
Двоичное кодирование чисел в компьютере
Представление чисел в ПК.
Объяснять принципы кодирования числовой информации
§ 3.1.3
№3.7
30
3.2.1
3.2.2
Электронные таблицы (ЭТ)
К
Параметры. Основные типы и форматы данных
Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы
Вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ.
§ 3.2.1,
§ 3.2.2
№3.8-3.9
31
3.2.3
Ссылки в ЭТ
К
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
ПР № 3.2 «Использование ссылок в электронных таблицах»
Типы ссылок, их применение при копировании.
Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.
§ 3.2.3
32
3.2.4
Встроенные функции
К
Встроенные функции в ЭТ.
ПР №3.3 «Создание таблиц значений функций в ЭТ»
Назначение мастера функций. Категории функций.
Приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ.
§ 3.2.4
№3.10-3.12
33
3.3
Построение диаграмм и графиков
К
Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы.
ПР №3.4 «Построение диаграмм различных типов»
Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.
Строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы. Редактировать диаграммы.
§ 3.3
34
Практикум III
П
ПР №3.5 «Сортировка и поиск данных в ЭТ»
Проектная работа №7 «Табличные формы представления баз данных»
Создание и обработка таблиц с результатами измерений опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
§ 3.4,
дополнительная литература
35
Тестовая работа №3
Т
Проверка ЗУН
36
4.1.1
Алгоритм. Свойства алгоритма
Л
Алгоритм. Свойства алгоритма
Понятие и его свойства.
Приводить примеры из жизни.
§ 4.1.1
№ 4.1
37
4.1.2
4.1.3
Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов
Л
Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Способы записи алгоритмов. Понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация действия.
Записывать алгоритм, выбирая оптимальный способ записи. Приводить примеры из жизни. Описывать режим работы и систему команд исполнителя.
§ 4.1.2
38
4.2
Алгоритмические конструкции
Т
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл
типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл
Приводить примеры алгоритмов для различных алгоритмических конструкций
§ 4.2
№ 4.2-4.4
39
4.2
Решения задач «Выбор алгоритмических конструкций»
К
Алгоритмы ветвления и повторения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
понятие вспомогательного алгоритма
Выбирать алгоритмическую структуру для поставленной задачи
§ 4.2
40
4.3
Переменные: тип, имя, значение
К
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Правила представления данных. ПР № 4.2 Проектная работа №8 «Переменные»
Типы данных. Представление данных. Операции по работе с величинами. Правила записи арифметического выражения
Определять величины ввода и вывода. Расписывать арифметические выражения по правилам.
§ 4.3
№ 4.5
41
4.4
Арифметические, строковые и логические выражения
К
Правила записи выражений
.
Записывать выражений согласно правилам
§ 4.4
42
4.2
Правила записи линейной программы
К
Правила записи программы.. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. ПР № 4.3 Проектная работа №9 «Калькулятор»
Структура программы. Правила записи линейной программы.
Составлять линейную программу.
§4.2
43
4.2
Правила записи программы с ветвлением
К
Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления. Проектная работа №10 «Треугольник»
Правила записи программы с ветвлением
Составлять программу с ветвлением
§4.2
44
4.2
Правила записи циклической программы
К
Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла. Проектная работа №11 «Факториал»
Правила записи циклической программы
Составлять программу с циклом
§4.2
45
4.6
Основы объектно-ориентированного программирования
Л
Окно программы VB
Основные элементы окна VB
Создавать программный модуль
§4.6
46
Управляющие элементы VB
Л
Основные управляющее элементы формы
Управляющие элементы VB, свойства
Размещение управляющих элементов на форме
47
4.6
Этапы разработки программы
Л
Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Этапы разработки. Назначение каждого этапа.
Определять этапы. Приводить примеры.
§ 4.6
48
4.5
Функции и процедуры
Л
Подпрограммы. Программирование функций и процедур. ПР № 34. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
Понятие подпрограммы. Назначение процедур и функций в программировании.
Составлять программы с функциями и процедурами.
§ 4.5
49
4.5
Проектная работа № 12 «Дата и время»
П
ПР № 4.5 Проект «Дата и время»
Этапы разработки программного модуля
Составлять программы по заданному условию
§ 4.5
50
4.5
Проектная работа № 13 «Отметка»
П
ПР № 4.7 Проект «Отметка»
Этапы разработки программного модуля
Составлять программы по заданному условию
§ 4.5
51
4.5
Проектная работа № 14 «Слово - перевёртыш»
П
ПР № 4.9 Проект «Слово - перевёртыш»
Этапы разработки программного модуля
Составлять программы по заданному условию
§ 4.5
52
4.7
Графические возможности VB
K
ПР № 4.11 Проект «Системы координат»
Этапы разработки программного модуля
Составлять программы по заданному условию
§ 4.7
53
4.7
Проектная работа № 15 «Графический редактор»
П
ПР № 4.10 Проект «Графический редактор»
Этапы разработки программного модуля
Составлять программы по заданному условию
§ 4.7
54
Практикум VI
П
Составление алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Проектная работа № 16 «Графики функций»
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Дополнительная литература
55
П
Проектная работа № 17 «Тестовый модуль»
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу
56
П
Проектная работа № 18 «Анимация» (ПР № 4.12)
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи
57
Тестовая работа №4
Т
Проверка ЗУН
58
5.1
5.2.1
Моделирование как метод познания. Формализация.
Л
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Понятие объекта, процесса, модели, моделирования.
Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов
§5.1, 5.2.1
59
5.2.2
Виды моделей (материальные и информационные модели)
К
Виды информационных моделей. ПР № 37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Виды моделей. Применение и их назначение.
Проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов
§ 5.2.2
ПР № 38. Построение генеалогического дерева семьи.
60
5.2.3
Формализация и визуализация информационных моделей
К
Формализация и визуализация информационных моделей
Этапы построения информационной модели
Создания простейших моделей объектов и процессов в виде, программ (в том числе - в форме блок-схем)
§5.2.3
61
5.3
5.4
Практикум VII: Групповая проектная работа №19 «Моделирование в среде VB».
П
Работа с моделями
Построение модели
Создания информационных моделей, оформления результатов проектной работы
§5.3-5.4
62
5.5
5.6
Исследование и анализ модели. Проведение компьютерного эксперимента
§5.5 - 5.6
63
5.7
П
Защита проектов
§ 5.7
64
6.1-6.3
Информационные ресурсы. Информационная безопасность
К
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
ПР№53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации. ПР№54 Защита информации от компьютерных вирусов. ПР№55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Принципы организации групповой работы над документом. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
организовывать индивидуальное информационное пространство, создавать личные коллекции информационных объектов; передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
§6.1-6.3
65
Повторение
К
Информационные технологии
66
Повторение
К
Алгоритмизация и программирование
67
Итоговый контроль за курс 9 класса
Т
Проверка ЗУН
68
Обобщение курса информатики 9 класса
О
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Информатика и ИКТ
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение.
Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. - М.: Бином, 2009.
Авторский курс «Информатика и ИКТ, базовый уровень», адаптированная на Примерную программу по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.
Условные обозначения: ДМ - демонстрационный материал, КТ - компьютерный тест,
ФР - фронтальная работа, УРР - разработка урока в виде презентации,
СР - самостоятельные работы, КР - контрольные работы,
ОМС - открытые мультимедиа системы, РР - презентация,
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы, Т - тест,
ПР - практические работы, практикум, ПР - проектные работы,
№
п\п
Наименование темы
Кол-во
часов
Электронная поддержка
Методическая литература
9А
1 гр
9А
2 гр
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
12
ПО: Paint.Net, Image Paint, MS Word, Star Office Write, Gimp, CorelDraw, Photoshop, MS Picture Manager, Movie Maker
ЦОР «Глава 4. Графическая информация»
ОМС «Векторные и растровые редакторы»
ПО: MS PowerPoint, Star Office Impress, Macromedia Flash, Image Ready
ЦОР «Глава 5 Мультимедиатехнологии»
1.1
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Кодирование графической информации
1
Flash - ролики «Профилактика глаз», «ТБ» РР «ТБ», «ТБ в кабинете информатики»
Конкурс презентаций по ТБ
ИО №7.06 с23 Комплект плакатов по информатике 5-6 классы
ГИ №2.06 с19 Изучаем ТБ
1.1.2
1.1.3
1.2.1
Цветовые модели. Растровая графика
1
РР «Растр, вектор, цветовые модели»
Modul_1-6 «Компьютерная графика»
РР «Кодирование графической информации»
ГИ №16.07 с2 Обработка графики ИО №7.05 с26 Метод конструктора - базовая технология работы с графикой
1.2.2
Векторная графика
1
ИО №7.05 с52 Растровая и векторная графика, с29 Интерактивное обучение в Paint
1.3.1
1.3.2
Интерфейс и основные возможности растровых редакторов
1
РР «Технологии создания и обработки графической информации, работа с фрагментами изображений. Графический редактор Paint».
ИО №8.05 с38 Проектирование мозаики
1.3.3
1.3.4
Интерфейс и основные возможности векторных редакторов
1
РР «Рисунки и графические примитивы»
ИО №8.05 с56 Графические задания в MS Word
[158] с 9,12,15,18,20,22
1.4
Растровая и векторная анимация
1
РР «Дизайн презентаций от А.Лебедева»
РР «PowerPoint2007»
УРР «Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии»
ИО №7.05 с23 Комп. презентации - вводной урок
1.5
Кодирование и обработка звуковой информации
1
РР «Это интересно настройка анимации и гиперссылок»
1.6
Цифровое видео и фото
1
Проектная работа №1 «Моделирование в среде графического редактора»
1
УРР «Моделирование в среде графического редактора»
Занятия 1-6 + РР «CorelDraw», Блок «Моделирование в CorelDraw»
Модульная схема создания рисунка в формате GIF Image ready
Создание анимации во Flash
ИО №8.05 с59 «CorelDraw»
Проектная работа №2 «Мультимедийные презентации»
1
РР1-2 «Создание, разработка презентации»
Проектная работа №3 «Основы видеомонтажа»
1
Тестовая работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
1
Сайт «Тесты по информатике»
Тест «PowerPoint - 2003» Общества Знание России
ГИ №14.05 с35 ЕГЭ «Технология графической и звуковой информации», с.36 Тест «Графическая информация»
[161] с143 Тест «Основы ИТ»
Кодирование и обработка текстовой информации
13
ПО: MS Word, Star Office Writer, Socrat Personal, Lingvo, Magic Translator, EDictionary, FineReader
ЦОР «Глава 3. Текстовая информация»
п. 2.1
Кодирование текстовой информации
1
РР «Применение текстового редактора Word»
П 2.2
Создание документов в текстовых редакторах.
1
ГИ №23.05 с37 Эффекты текста в Word (стили, буквица, колонки)
п. 2.3
Ввод и редактирование документа
1
РР «Колонки и стили»
[159] с203, [131] с41
п. 2.3
Вставка объектов в документ.
1
ГИ №15.07 с38 Обработка текста
п. 2.4
Сохранение и печать документов
1
п. 2.5.1 п. 2.5.2
Форматирование документа (символов и абзацев)
1
РР1,2 «Художественное оформление текста в WORD», «Создание комплексных текстовых документов»
п. 2.5.3
Нумерованные и маркированные списки
1
п. 2.6
Таблицы
1
РР 1,2 «Алгоритмы работы с таблицами»
п. 2.7- 2.8
Компьютерные словари. Системы машинного перевода текста. Системы оптического распознавания текста
1
РР «Системы оптического распознавания информации»
Проектная работа №4 «Создание визитных карточек на основе шаблона»
1
Метод проектов при изучении Word
(уроки 1-5)
Проектная работа №5 «Создание гипертекстового документа»
1
Проектная работа №6 Доклад на тему «Здоровый образ жизни»
1
Тестовая работа №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
1
Сайт «Тесты по информатике»
Тест «Word - 2003» Общества Знание России
III
Кодирование и обработка числовой информации
10
ПО: MS Excel, Star Office Calc
п. 3.1.1
Кодирование числовой информации. Системы счисления
1
РР1-2 «Системы Счисления», «СС1»
УРР «Кодирование информации. Системы счисления»
ГИ №10.07 с24 Энциклопедия СС
ГИ №19.06 с17 СС
ГИ №3.06 с23 Краткая истор. дв. СС
п. 3.1.1
Перевод чисел в двоичную систему счисления
1
РР «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
[135] c82, [131] с 32
п. 3.1.2
Арифметические операции в двоичной системе счисления
1
Пр «Двоичная арифметика»
ИО №11.05 с38 Игра - путешествие с двоичными числами
п. 3.1.3
Двоичное кодирование чисел в компьютере
1
РР «Представление числовой информации в компьютере»
[161] с 73 Термин. Диктант
ГИ №13.05 Представ. чисел в комп.
п. 3.2.1 п. 3.2.2
Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных
1
РР1,2 «Табличный процессор Microsoft Excel» РР «Работа в Excel 2007»
ГИ №16.07 с16 Энциклопедия «Обработка таблиц» [159] c262, c293, [131] c149
п. 3.2.3
Ссылки в электронных таблицах
1
РР «Виды ссылок» НФПК
УРР «Адресация в MS Excel»
ГИ №10.07 с44 Ошибки в формулах
ИО №2.06 с38 Задания - расчёты
п. 3.2.4
Встроенные функции
1
РР «Использование встроенных функций»
ИО №6.06 с87 Построение обучающих тренировочных тестов в MS Excel
п. 3.3
Построение диаграмм и графиков
1
УРР «Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel»
Проектная работа №7 «Табличные формы представления баз данных»
1
УРР «Графическое представление числовых данных»
ИО №1.06 с21 Решение нелинейных уравнений в MS Excel
Тестовая работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
1
Сайт «Тесты по информатике»
Тест «Excel - 2003» Общества Знание России
ГИ №14.05 с39 ЕГЭ Электронные таблицы, с42 Тест
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
22
4.1.1
Алгоритм. Свойства алгоритма
1
РР1-2 «Алгоритм, свойства, виды»
4.1.2
4.1.3
Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов
1
4.2
Алгоритмические конструкции
1
Modul_3 «Основные элементы программирования VB»
4.2
Решения задач «Выбор алгоритмических конструкций»
1
4.3
Переменные: тип, имя, значение/ Проектная работа №8 «Переменные»
1
4.4
Арифметические, строковые и логические выражения
1
4.2
Линейный алгоритм. Проектная работа №9 «Калькулятор»
1
4.2
Алгоритм ветвления. Проектная работа №10 «Треугольник»
1
РР «Операторы ветвления»
РР Самостоятельная работа по теме «Условный переход»
4.2
Алгоритм цикла. Проектная работа №11 «Факториал»
1
4.6
Основы объектно-ориентированного программирования
1
Modul_1 «Введение в VB»
Пр «Элек. азбука VB ABC»
Управляющие элементы VB
1
Modul_2 «Управляющие элементы VB»
4.6
Этапы разработки программы
1
ИО №1.06 с31 Тест программа выявления интернет - зависимости
4.5
Функции и процедуры
1
РР «Функции обработки символьных и строковых переменных»
4.5
Проектная работа № 12 «Дата и время»
1
4.5
Проектная работа № 13 «Отметка»
1
4.5
Проектная работа № 14 «Слово - перевёртыш»
1
4.7
Графические возможности VB
1
РР «Цветовые модели»
Modul_4 «Графические возможности языка VB»
Проектная работа № 15 «Графический редактор»
1
ГИ №19.07 с38 Альбом для рисования
Проектная работа № 16 «Графики функций»
1
Проектная работа № 17 «Тестовый модуль»
1
Проектная работа № 18 «Анимация»
1
ИО №8.05 с64 Занимательные задачи графических преобразований VB [135] с 355 Использование графики и звука
Тестовая работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1
Тест по теме Алгоритмизация и программирование (в1,2)
[160] с. 130-137 Тест «Алгоритмы и системы программирования»
[161] Тест с. 115 ООП, с124 «Основы программирования»
Моделирование и формализация
6
5.1
5.2.1
Моделирование как метод познания. Формализация.
1
РР, УРР «Моделирование как метод познания»(информатика + физика).
5.2.2
Виды моделей (материальные и информационные модели)
1
РР 1-2 «Информационная модель объекта, примеры»
5.2.3
Формализация и визуализация информационных моделей
1
РР 1-2 «Формализация и моделирование»
5.3 - 5.7
Групповая проектная работа №19 «Моделирование в среде VB».
1
ПО: Геоинформационные карты, карта Селигера, компьютерная модель таблицы Менделеева
УРР «Моделирование биологических процессов в среде Табличного процессора»
ГИ №8.06 с3, №14.06 Физические модели
ГИ №22.06 с37 Биоритмы
Исследование и анализ модели. Проведение компьютерного эксперимента
1
Защита проектов
1
Информатизация общества
5
6.1-6.3
Информационные ресурсы. Информационная безопасность
1
РР «Информационные ресурсы современного общества»
РР «Информация», «Защита файлов и управление доступом к ним»
Повторение «Информационные технологии»
1
Повторение «Алгоритмизация и программирование»
1
Итоговый контроль за курс 9 класса
1
Обобщение курса информатики 9 класса
1
Дополнительная литература
-
Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) - Волгоград: «Учитель», 2008 [174]
-
Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
-
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
-
Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. - Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
-
Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
-
Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
-
Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. - СП-б. «Питер», 2004 [158]
-
Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. - Москва, 2005 [178]
-
Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
-
Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. - Волгоград: «Учитель», 2009 [180]
-
Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. - Волгоград: «Учитель», 2009 [181]
-
Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
-
Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 - 40)
-
Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики, СП-б, БХВ - Петербург, 2004 [170]
-
Симонович С. Специальная информатика. Универсальный курс М.: «АСТ - пресс», 2002 [131]
-
Симонович С. Компьютер в вашей школе. М.: «АСТ - пресс», 2002 [129]
-
Мураховский В.И. Компьютер своими руками. М.: «АСТ - пресс», 2003 [130]
-
Симонович С. Общая информатика. Учебное пособие. М.: «АСТ - пресс», 2002 [132]
-
Ефимова О., Морозов В. Курс компьютерных технологий с основами информатики. Учебное пособие для старшеклассников. «АСТ», «AFB» 2004 [159]
Электронные учебные пособия
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1 Курсивом и подчеркиванием в разделе практика указаны часы по проектной деятельности - практикумы, т.е. интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.