- Преподавателю
- Информатика
- PascalABC - использование растровых изображений - 11 класс
PascalABC - использование растровых изображений - 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Головач А.Г. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Головач Александр
Лицей №1 имени А.С. Пушкина
План-конспект урока по информатике (11 класс)
Тема: "Использование растровых изображений"
Цели:
-
Образовательные:
объяснить использование растровых изображений в Pascal АВС, закрепить знания в составлении линейных алгоритмов, использующие растровые изображения;
-
Развивающие:
способствовать созданию условий для развития логического мышления, навыков самостоятельной работы;
-
Воспитательные:
способствовать созданию условий для развития творческих способностей и интереса к предмету.
Структура урока:
№
Вид деятельности
Время (мин)
1
Организационный момент
1
2
Объяснение нового материала
25
3
Задания на дом
2
4
Практическая работа
15
5
Подведение итогов урока
2
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Организую внимание учащихся, предлагаю сесть.
- Здравствуйте. Сегодня на уроке мы будем работать с растровыми изображениями в Pascal ABC. Целью нашего занятия - научится работать с растровыми изображениями в Pascal ABC.
2. Объяснение нового материала
- Мы сегодня будем составлять программы, в которых используются готовые растровые изображения.
- Какое изображение называется растровым?
(Растровое изображение - изображение, представляющее собой сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах (растр))
- С помощью чего создается растровая графика?
- Процедуры и функции для работы с растровыми изображениями
содержатся в модуле GraphAbc.
- Функцией LoadPicture(fname) загрузим рисунок из файла в оперативную память. Каждому загруженному рисунку, хранящемуся во время работы программы в оперативной памяти, присваивается некоторое целое число. Загружать можно рисунки в форматах BMP, JPG, GIF, PNG. При решении задач целочисленной переменной присваиваем загруженный рисунок nm:=LoadPicture(fname). Она передается в качестве первого параметра во все остальные процедуры и функции работы с рисунками.
Процедура DrawPicture(nm, x,y) выводит рисунок с описателем nm в
позицию (x,y) графического окна, а DrawPicture(nm,x,y,w,h) еще и
масштабирует изображение, устанавливая ширину w и высоту h. Если w<0, то рисунок зеркально отражается относительно вертикальной прямой, проходящей через x, если же h<0, то рисунок зеркально отражается относительно горизонтальной прямой, проходящей через y.
Разбираем пример 1.Учащиеся запускают готовую программу. Смотрят результат. Потом разбираем код программы.
Алгоритм программы заключается в загрузке из файла и выводе на экран растрового изображения, которое подвергается необходимым преобразованиям (увеличение и переворот). Единственная переменная pic имеет тип integer.
Прежде всего, зададим размеры окна 640x520 и черный цвет фона.
Нарисуем линзу: Ellipse (106,220,122,300).
Загрузим изображение из файла (например, robotA.jpg) и поместим его описатель в переменную pic:= LoadPicture('robotA.jpg').
С помощью процедуры DrawPicture(pic,60,310,-50,-100) выведем
перевернутое изображение размером 50 х 100 пикселей в позицию с
координатами верхнего левого угла (60,310), поставив перед значениями 50 и 100 знаки "минус"). Еще раз выведем это изображение, но уже в позицию с координатами (380,10), задав ширину 250, а высоту 500 пикселей, т.е., увеличив в 5 раз: DrawPicture(pic,380,10,250,500).
Осталось провести вспомогательные линии, иллюстрирующие
построение изображения, и откорректировать положение линзы.
program proector;
uses GraphABC;
var fon, pic, x, y: integer;
begin
setWindowSize (640, 520); // размер окна
ClearWindow (clBlack); // черный фон
SetBrushColor (clSkyBlue); // цвет кисти
Ellipse (106, 220, 122, 300); // линза
pic:= LoadPicture ('робот.jpg'); // загрузка изображения из файла
DrawPicture (pic, 60, 310, -50, -100); // вывод изображения, переворот
DrawPicture (pic, 380, 10, 250, 500); // увеличение изображения
setPenColor (clYellow);
line (60, 310, 380, 10);
line (60, 210, 380, 510);
setPenColor (clWhite);
line (10, 310, 630, 10);line (10, 210, 630, 510);
end.
3. Задания на дом
Задание по учебнику параграф 7.2. Задание №3.
4. Практическая работа
Заполнить поздравительную открытку или грамоту (на 10 баллов поздравление вводится с клавиатуры). Текст поздравления сделайте разними цветами. Изображения к заданию находятся в папке «Учебные материалы».
Вариант 1 - Поздравительная открытка
Вариант 2 - Грамота
program QWERTY;
uses crt, GraphABC;
var pic: integer;
s,q,r: string;
begin
SetWindowSize(400,533);
Write('Введите первую строку поздравления: ');
Read(s);
Write('Введите вторую строку поздравления: ');
Read(q);
Write('Введите третью строку поздравления: ');
Read(r);
ClearWindow;
pic:=LoadPicture('v1.jpg');
DrawPicture(pic,0,0,400,533);
SetBrushStyle(bsClear);
SetFontColor(clGreen);
SetFontSize(34);
SetFontStyle(fsBold);
TextOut(120,100,s);
SetBrushStyle(bsClear);
SetFontColor(clMaroon);
SetFontSize(32);
SetFontStyle(fsBold);
TextOut(140,150,q);
SetBrushStyle(bsClear);
SetFontColor(clRed);
SetFontSize(30);
SetFontStyle(fsBold);
TextOut(160,200,r);
end.
5. Подведение итогов урока
- У кого возникли вопросы по данной теме?
4